«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Александра Робертовна Иванова

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игры создают бодрое настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Учеными было отмечено, что даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, если он лишен увлекательной игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Название проекта: Сюжетно-ролевая игра в средней группе, как средство развития речи детей.

Срок реализации проекта: долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Направление проектной деятельности: Методическое сопровождение, информационное обеспечение, инновационная деятельность.

Содержательная часть проекта

Актуальность проблемы

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игры создают бодрое настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Учеными было отмечено, что даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, если он лишен увлекательной игры.

Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимают игры, которые создаются самими детьми, – их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. В сюжетно-ролевой игре у детей развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. Лишившись игры, ребенок не приобретает независимости, осознанности, ответственности, внутренней свободы. У большинства не развиты воображение, творческая инициатива, самостоятельность.

Цель:

Создать условия для организации сюжетно – ролевых игр в соответствии с ФГОС ДО

Задачи:

Учить выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.

Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

4.Ожидаемые результаты:

Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;

Формирование  навыков самостоятельной организации игры, общения в процессе игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;

Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.

Продукт проектной деятельности:

Презентация (фото отчет) и т.д.

Комплексно – тематическое планирование сюжетно – ролевых игр

Конспекты, сценарии мероприятий, консультации и т.д.

Выставки, конкурсы и т.д.

Пособия, атрибуты и т.д.

И т.д.

Содержание деятельности на год

ОКТЯБРЬ

"Поликлиника", "Детский сад"

Методическое сопровождение

1.Комплексно тематическое планирование на октябрь

Воспитатель

Совместная деятельность

1.Экскурсии в кабинет мед. сестры

2.Коллективная работа

3.Беседы «Врач», «Доктор Айболит», «Кем быть?» , «Воспитатель»,

4.Чтение детям Чуковского и других произведений о работе врача и воспитателя.

5. Рассматривание с детьми предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.

Игровые ситуации

"На приёме у врача - специалиста" (окулиста, хирург, лор), "В детском саду"

Обогащение предметно-игровой среды

1.Изготовление пособий, атрибутов: аптечка, лекарства, таблетки , таблицы, приборы, рецепты.

Сотрудничество с родителями

1.Изготовление атрибутов к игре совместно с родителями

НОЯБРЬ

"Зоопарк", "Я- водитель"

Методическое сопровождение

1.Комплексно тематическое планирование на ноябрь

Воспитатель

Совместная деятельность

1.Коллективная работа "Зоопарк"

2.Беседы «Зоопарк"», «Доктор Айболит», «Кем быть?» , «Водитель»,

3.Чтение: В. Сутеев«Разные колеса», Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль», Э. Мотковская «Я автомобиль», B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине».

4. Изготовление альбома «Зоопарк».

5. Рисование и лепка животных. Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто где живет? », «Животные жарких стран», «Животные Севера».
6. Рассматривание с детьми предметов, инструментов, необходимых в работе водителей, беседа о них.

Игровые ситуации

«Пешеходы и такси», «Светофор». «Строим автобус», «Учимся водить автобус», «Автобус везет пассажиров»
«Ремонт машин», «Заправляю машину», «Мойка машин», «Грузовик возит грузы (кирпичи, песок, снег)»
«Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)»
«Везу пассажиров на вокзал»
«Я поеду в гараж»
«Едем в детский сад» 
«Катаемся по городу» 
«Едем в гости»
«Поездка на дачу»
«Строим клетки для зверей», «К нам едет зоопарк»
«Экскурсия по зоопарку» ,«Мы едем в зоопарк»
«Покупка продуктов для животных», «Кормление животных»
«Уборка вольеров (клеток)», «Лечение животных»
Обогащение предметно-игровой среды

1.Изготовление пособий, атрибутов: табличка, руль, билеты для зоопарка, билеты для автобуса, сумочка кондуктора.

Сотрудничество с родителями

1.Изготовление атрибутов к игре совместно с родителями

2. Изготовление альбома диких животных.

ДЕКАБРЬ

"Библиотека"

"Ветеринар"

Методическое сопровождение

1.Комплексно тематическое планирование на декабрь

Воспитатель

Совместная деятельность

1.Коллективная работа "Зоопарк"

2.Беседы «Зоопарк"», «Доктор Айболит», «Кем быть?» , «Водитель»,

3.Чтение: В. Сутеев«Разные колеса», Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль», Э. Мотковская «Я автомобиль», B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине». Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Детки в клетке, «Где обедал воробей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица».

4. Изготовление альбома «Зоопарк».

5. Рисование и лепка животных. Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто где живет? », «Животные жарких стран», «Животные Севера».
6. Рассматривание с детьми предметов, инструментов, необходимых в работе библиотекаря и ветеринара, беседа о них.

Игровые ситуации

«Пешеходы и такси», «Светофор». «Строим автобус», «Учимся водить автобус», «Автобус везет пассажиров»
«Ремонт машин», «Заправляю машину», «Мойка машин», «Грузовик возит грузы (кирпичи, песок, снег)»
«Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)»
«Везу пассажиров на вокзал», «Я поеду в гараж»
«Едем в детский сад», «Катаемся по городу» 
«Едем в гости», «Поездка на дачу»
«Строим клетки для зверей», «К нам едет зоопарк»
«Экскурсия по зоопарку» ,«Мы едем в зоопарк»
«Покупка продуктов для животных», «Кормление животных»
«Уборка вольеров (клеток)», «Лечение животных»

Обогащение предметно-игровой среды

1.Изготовление пособий, атрибутов: табличка, руль, билеты для зоопарка, билеты для автобуса, сумочка кондуктора.

Сотрудничество с родителями

1.Изготовление атрибутов к игре совместно с родителями

2. Изготовление альбома диких животных.

ЯНВАРЬ

"ПАРИКМАХЕРСКАЯ", "ОХРАНА"

Методическое сопровождение

1.Комплексно тематическое планирование на январь

Воспитатели

Совместная деятельность

1.Беседы «Парикмахерская», «Как быть опрятным?», «Кем быть?» , «Охранник»,

2. Чтение  рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской».

3. Изготовление альбома «В парикмахерской».

4. Рассматривание с детьми предметов, инструментов, необходимых в работе парикмахера, охранника беседа о них.

Воспитатели

Игровые ситуации

«Мама ведет дочку в парикмахерскую»
«Папа ведет сына в парикмахерскую»
«Сделаем куклам красивые прически»
«Едем на автобусе в парикмахерскую»
«Делаем прически к празднику»
«Приведем себя в порядок»
«В мужском зале»
«Покупка товаров для парикмахерской»
«Приглашаем парикмахера в детский сад»

Обогащение предметно-игровой среды

Изготовление пособий, атрибутов: разные расчески, флаконы, бигуди, лак для волос, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, маникюрши, заколки, резиночки, банты, журналы с образцами причесок, бритва, баночки от крема.

Таблички охраны, рации.

Дидактические игры «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», "Юный стилист" "Помоги девочке найти заколку", «Подбери бант для куклы»,"Помоги стать красивым"

Сотрудничество с родителями

1.Изготовление атрибутов к игре совместно с родителями

2. Изготовление альбома "Парикмахер"

ФЕВРАЛЬ

"КАФЕ", "МАГАЗИН"

Методическое сопровождение

1.Комплексно тематическое планирование на февраль

Воспитатели

Совместная деятельность

1.Беседы "Для чего мы ходим в магазин", "Кукла Таня хочет купить в магазине молоко и хлеб ", "Кем быть?" , "Отмечаем праздник в кафе",

2. Чтение стихотворения

Т. Кривовой "Продавец",

Л. Разумова "Продавщица",

В.Михрясова "В магазине возле касс".

С. Михалкова "Андрюшка"

3. Рассматривание с детьми предметов, инструментов, необходимых в работе Официанта, повара, продавца беседа о них.

Воспитатели

Игровые ситуации

«В магазине»
«В кафе»
«Доставка товаров на дом»
«Едем на автобусе в магазин»
«накрываем стол к празднику в кафе»
«Семья пришла в магазин за продуктами»
«Охранники в магазине»
«Купим одежду для кукол»

Воспитатели

Обогащение предметно-игровой среды

Изготовление пособий, атрибутов: меню, блюда, напитки в стаканчиках, выпечка из соленого теста.

Дидактические игры

"Что где продается", "Магазин игрушек", "На профессию смотри, инструменты подбери", "Угадай профессию"

Родители, Воспитатели

Сотрудничество с родителями

Изготовление атрибутов к игре совместно с родителями

МАРТ

"СЕМЬЯ", "ПОВАР"

Методическое сопровождение

1.Комплексно тематическое планирование на МАРТ

Воспитатели

Совместная деятельность

1.Беседы «Кем работает твой папа», «Как приготовить обед», «Кем быть?» , «Почему мама ложится позже всех»,

2.Чтение стихотворений "Маша обедает", "Семья", "Самый лучший" "Посидим в тишине", "И это все о ней",

3. Загадки

4. Рассматривание с детьми предметов, инструментов, необходимых в работе повара, беседа о них.

5. Лепка "Поворята готовят обед"

Игровые ситуации

«Ждем гостей на праздник»
«Мама, папа, я -дружная семья»
«Домашние заботы»
«Очень мамочку люблю, потому что...»
«Построим куклам дом»
Обогащение предметно-игровой среды

Изготовление пособий, атрибутов.

Дидактические игры "Приготовлю я обед" "Компот",

"Кто живет со мной, кому что нужно", "Подбери посуду для кукол",

"Сварим вкусный суп"

Сотрудничество с родителями

Изготовление атрибутов к игре совместно с родителями

АПРЕЛЬ

"КОСМОНАВТЫ", "ПОЧТАЛЬОН"

Методическое сопровождение

1.Комплексно тематическое планирование на апрель

Воспитатели

Совместная деятельность

1.Беседы "Готовимся к полету", "Голубая планета Земля", "Луна- спутник Земли", "солнце- источник жизни на Земле", "Первый космонавт"

2. Чтение  рассказов "Тайна третьей планеты", "Незнайка на Луне", "Простоквашино", "Зима в Простоквашино"

3. Загадки на тему космос, почтальон.

3. Изготовление альбома "Почтальон"

4. Рассматривание с детьми предметов, инструментов, необходимых в работе почтальона, космонавтов беседа о них.

Игровые ситуации

"Строим ракету", "Готовимся к старту", "Предстартовые проверки", "Планеты в космосе","Полет на луну".

"Папа выписал газеты", "Отправляю письмо", "Получение посылки",
Обогащение предметно-игровой среды

Изготовление пособий, атрибутов: Костюмы космонавтов, шлемы, костюм Почтальона, сумка, почтовый ящик.

Дидактические игры: "Профессии", "Найди три отличия", "Что необходимо космонавту", "Найди тень", "На старт, внимание, марш", "Помоги добраться до планет", "найди одинаковые ракеты", "Вредное и полезное для космонавтов", Пазлы.

Сотрудничество с родителями

1.Изготовление атрибутов к игре совместно с родителями

2. Изготовление альбома "Почта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»

Работая с детьми  старшей группы , я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом  рассказывают о собыиях своей жизни,не могут пересказать литературны...

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

Мастер – класс «Сюжетно- ролевая игра в средней группе - как средство развития творческих способностей детей».

Знакомство  педагогов с особенностями организации сюжетно –ролевой игры в средней группе, основные методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей детей....

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

Дорожная карта реализации инновационной технологии (Игровой технологии)«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Актуальность проблемы речевого развития в процессе организации сюжетно – ролевых игр определяется  растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонен...

«Сюжетно-ролевая игра в средней группе как средство развития творческих способностей детей»

laquo;Сюжетно-ролевая игра в средней группе как средство развития творческих способностей детей»...