Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Арсенчук Ирина Сергеевна

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие речи детей. Речь занимает центральное место в процессе психического развития, помогает детям познавать окружающий мир, дает возможность повышать степень своих способностей к выражению своих мыслей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Администрации города Иркутска комитет по социальной политике и культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 77

C:\Users\user\Desktop\методист\7[1].jpg

воспитатель

высшей квалификационной категории

Арсенчук Ирина Сергеевна

г. Иркутск

Использование мнемотехники для развития связной речи

детей дошкольного возраста

Воспитатель: Арсенчук Ирина Сергеевна


 Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие речи детей. Речь занимает центральное место в процессе психического развития, помогает детям познавать окружающий мир, дает возможность повышать степень своих способностей к выражению своих мыслей. Задачи по развитию связной речи решаются через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

 Один из актуальных методов обучения детей связно и последовательно высказываться - мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Мнемотехника – это система, которая включает в себя методы и приемы, использующие визуализацию информации для запоминания в процессе обучения.

  При использовании мнемотехники решаются такие задачи как:

- развитие связной и диалогической речи;

- развитие навыков воспринимать и формировать рассказы, сказки, стихи по средствам символов и картинок, которые содержатся в мнемотаблицах;

- обучение и совершенствование навыков правильного произношения звуков;

- развитие у ребенка сообразительности, наблюдательности, умений выделять свойства предметов и явлений, а также сравнивать, выделяя разное и одинаковое, совершенствуя умственное развитие;

- развитие у ребенка процессов мышления, внимания, воображения и памяти.

 Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст, а также слова и словосочетания представляется в последовательных картинках. Для мнемотехники используются рассказы, сказки, пословицы, стихотворения, загадки.

    Применение методов мнемотехники рекомендуется начинать с самого раннего возраста, так как в этом возрасте развивается в первую очередь зрительно-образная память.

 Мнемотехнику применяют, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки. В дальнейшем задача усложняется, выстраиваются мнемодорожки и мнемотаблицы.

 Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Мнемотаблицы используются как дидактический материал на занятиях связной речи. Например, детей младшего дошкольного возраста обучают с помощью мнемотаблиц одеванию, формируют культурно-гигиенические навыки, обучают потешкам и т.д.

 В среднем дошкольном возрасте в мнемотаблицах применяют яркие разноцветные картинки. Это объясняется тем, что ребенок в таком возрасте запоминает отдельно: море – синее, солнце – желтое. В работе с детьми старшей группы детского сада схемы в мнемотаблицах используются в одном цвете. Это позволяет не отвлекаться на яркие цвета и запоминать основной смысл.

 Большую эффективность мнемотаблицы показали, в частности, при запоминании стихотворения. Все слова и словосочетания переводят в графический вид и выстраивают последовательную схему всего произведения. На основе этого материала дети могут полностью воспроизвести стихотворение.

 При помощи мнемотехники дети совершенствуют структуру речи, способность выстраивать ее выразительно. Наглядность изображений позволяет сконцентрироваться на структуре построения речи, качестве ее произношения и придании правильных интонаций.

 Работа при обучении с помощью мнемотаблиц выстраивается следующим образом:

1. Изучение детьми мнемотаблиц, обсуждение изображений.

2. Преобразование информации из картинок в образы.

 По предоставленной мнемотаблице дети пересказывают сказку, рассказ или стихотворение. Детям младшей группы помогают, дети старшей группы справляются без помощи взрослого.

 Данный метод с успехом могут применять для развития речи детей не только педагоги, но и родители при самостоятельных занятиях в домашних условиях. Для большей эффективности и правильности использования мнемотехники родителями, педагогам необходимо провести необходимые индивидуальные консультации, дать рекомендации, помочь с дидактическим материалом.

 Подготовка материала по методу мнемотехники требует детального отбора. Необходимо подготовить наглядное пособие в зависимости от возраста, а также подобрать набор игр для проведения занятий. Ведь не стоит забывать, что весь процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети тогда охотнее и с радостью идут на контакт, преодолевая робость и, конечно же, лучше воспринимают материал.

 Последовательность изготовления мнемотаблицы:

1. Произведение разбивается по частям, определяются самые значимые моменты. На бумажном листе чертят квадраты.

2. Каждое существительное или прилагательное представляют в графическом виде с помощью картинки или схематичного изображения.

3. Глагол изображают таким образом, чтобы было как можно лучше понять его, непонятное слово обозначают знаком вопроса. По этому пункту детям необходимы будут дополнительные комментарии педагога.

 В процессе работы с детьми не стоит применять большое количество мнемотаблиц. Это не дает необходимого эффекта, а наоборот, вредит усвоению темы. В день стоит проводить занятия не больше, чем по двум мнемотаблицам. В зависимости от заинтересованности ребят, можно повторно рассмотреть дидактический материал мнемотехники. При возникновении трудностей нужно помочь детям в восприятии и воспроизведении графических символов и с их последовательностью.

 Результатами первого года обучения по методу мнемотехники является способность детей вместе с педагогом составлять небольшой рассказ, сказку, применяя лексику, при этом соблюдая сюжетную линию. Высоким результатом считается самостоятельное применение мнемотаблиц детьми, когда ребенок с их помощью может сам рассказать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свою историю.

 Подводя итог выше написанному, можно сделать вывод: метод мнемотаблиц помогает сконцентрироваться детям дошкольного возраста и научиться последовательно выстраивать свой рассказ, выражать свои мысли. Ведь дети этого возраста часто сбиваются с мыслей, быстро переключают свое внимание, не успевая закончить начатую мысль. Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности в речи, развивая все больше их умственные способности, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом, что очень важно перед тем, как начнется подготовка к школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте, потому что дошкольный период – это возраст наглядных форм сознания (прежде всего это различные наглядные модели, иллюстрации, с...