НОД по развитию речи в подг.гр. Составление рассказа по сюжетным картинам «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кандакова Анастасия Григорьевна

Активизация словаря по теме;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podg_gr.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в подг.гр.

Составление рассказа по сюжетным картинам «Зима».

Цели:
- активизация словаря по теме;
- учить составлять рассказ по сюжетной картине;
- учить образовывать родственные слова;
- учить образовывать существительные от прилагательных;
- учить распространять предложения прилагательными;
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, дыхание, мышление.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

Правила поведения на занятии.

2. Введение в тему.

ВоспитательРебята, отгадайте загадки.

  1. «Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз).
  2. Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (зимой)

Сегодня на занятии речь пойдет о зиме.
- Ой, дети, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от слона.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут слон. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. Ваш друг слон».

Воспитатель: Ну, что, ребята, расскажем слону о зиме? Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.

Сказка: жил-был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром, потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно(язычок тянется к носу, к подбородку, к левой щеке, к правой щеке). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать – с двери, с крыши (упражнение «Маляр», «Вкусное варенье»). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка»), скушал бублик и лег отдыхать (упражнение «Накажи непослушный язычок»).

3. Беседа о зиме.

Воспитатель:
- Ну, вот, наш язычок тоже готов рассказывать о зиме.
- Ребята, а что такое зима?
- А сколько у зимы месяцев?
- А с какого месяца зима начинается? А заканчивается каким месяцем? А какой посередине?
- Назовите приметы зимы.
- Какая погода бывает зимой?
- Как живут звери зимой?
- А птицы?
- Чем мы можем помочь птицам?
- За что мы любим зиму?

4. Упражнение «Назови какой».

Воспитатель:
Дети, давайте поиграем и расскажем слону, что снег - он снежный.

Воспитатель задает вопросы детям, дети отвечают. Если днем стоит мороз, то день
Если мороз –                            если снег идет в декабре -
Если ветер –                            в январе -
Если холод –                            в феврале -
Если солнце –                           если идет дождь –

5. Слова-родственники.

Воспитатель:
- У нас в русском языке есть слова-родственники. Расскажем почемучке, какие слова-родственники есть у слова зима?

Зимушка, зимний, зимняя, зимовье, зимовать, зимующие.

Упражнение: Собери предложение».

  • Миша, друзьями, в, хоккей, играет.
  • На, санках, дети, с, катятся, горки.
  • Метель, улице, метет.

Упражнение: «Объясни словечко».

- горнолыжник,

- безветрие,

- метель.

Упражнение: «Продолжи предложение».

  • Чтобы не замерзнуть, надо надеть…
  • Зимой покрывается льдом…
  • Дети любят зимой кататься на …
  • Зимой на улице не увидишь…

Упражнение: «Скажи наоборот».

- темное утро-

- старые санки –

- холодный ветер –

- пасмурный день -

- зимний месяц –

- длинные лыжи -

6. Рассказ по мнемосхемам о зиме.

Зима в лесу. Зимой день короче, а ночь длиннее. Зимой холодно, идет снег. Солнце светит, но не греет. Зимой в лесу деревья, кусты и земля покрыты теплым снежным одеялом. Дикие животные бегают по лесу в поисках еды. Зимой в лесу спят медведи, ежи, мыши. Зимой шубка у белочки серая, а у зайчика белая. Птицам голодно и холодно в зимнем лесу.

Физминутка:

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

7. Рассказ по картине.

Ребята, посмотрите внимательно на картины. Скажите, как можно назвать общими словами все картины? (Зимние развлечения, зимние забавы, зимний день и т.д.).

Дети, а сейчас вы составите самостоятельно небольшие рассказы по картинам. Вы можете выбрать понравившуюся вам картину, можете дать имена детям.

Пример, Был зимний солнечный день. Дети вышли на улицу. Дети одеты тепло. На них надеты зимнее пальто, шубы, варежки, шапки, шарфы, валенки, теплые сапоги.

Они…………

Здесь дети катаются на санках. Лена и Петя быстро съезжают с горы. Им весело, радостно. И т.д.

8. Просмотр видео о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Волчья стая зимой"

В данном конспекте части гармонично связаны между собой, каждая из них выполняет свою функцию.Присутствие игровой мотивации на протяжении всей образовательной деятельности  поддерживает высокую р...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Составление рассказа по сюжетной картине "Зимующие птицы"

Конспект по развитию речи.Учит детей составлению связного рассказа по картине,учит отвечать полным предложением....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Катаемся на санках»

Цель: составление рассказа по сюжетной картинеЗадачи: формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию, включаться в совместное с воспитателем расс...

Составление рассказа по сюжетной картине "Зима в лесу" в ходе творческой игры с магнитами

Материал поможет организовать один из самых трудных видов детской деятельности по составлению рассказа по картине.Составление рассказа по сюжетной картине является одним из самых эффективных средств р...

Занятие по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по сюжетной картине.

Занятие по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по сюжетной картине.Воспитатель: Пермякова  Ксения СергеевнаЦель: формировать умение самостоятельно составлять связный рассказ исхо...

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме "Составление рассказа по сюжетной картине Зима".

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме "Составление рассказа по сюжетной картине Зима"....