По страницам сказки "Цветик-семицветик"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Альмухаметова Лилия Шахидулловна

Непосредственная образовательная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной образовательной деятельности с детьми

Описание: ОД ориентирована на  детей подготовительной к школе  группы,  интегрируется со всеми образовательными областями; направлена на развитие познавательных способностей детей подготовительной группы и построена так, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.


Тема: «По страницам сказки «Цветик - семицветик»


Возрастная группа: дети 6-7 лет


Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект: «Программа коррекционно-развиващей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Н.В.Нищевой.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

1 блок

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков, экологических представлений  о природе и животном мире Арктики посредством игры.

Задачи

Образовательные: совершенствовать навыки  счёта в пределах 10, навыки  вычитания и сложения  в пределах 10,  соотносить цифру с количеством предметов;  закреплять знания о геометрических фигурах. Формировать первоначальные представления об особенностях природы Арктики, о её животном мире и приспособленности животных к обитанию в условиях  Арктики.

Развивающие: развивать логическое мышление, смекалку, память, воображение, связную речь, способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания. Развивать устойчивость внимания при выполнении заданий.

Воспитательные:  побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни, воспитывать коммуникативные качества, умение работать в группах, повышать и поддерживать творческую активность детей

Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик», рассматривание познавательной литературы, энциклопедий презентаций; проведение дидактических игр,  выполнение игровых заданий с геометрическими фигурами; составление и решение арифметических задач; работа с числовым рядом, игры на развитие логического мышления.

2 блок

Цель занятия: Систематизировать знания детей, полученные на логопедических занятиях в течение учебного года, закрепив умение использовать их на практике.

Я поставила перед собой следующие задачи:

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- Расширять активный и пассивный словарь;

- Формировать умение составлять предложение по заданной теме;

- Закрепить умение проводить все виды языкового анализа;

- Закрепить понятия: слова-признаки, слова-предметы, слова-действия;

- Развивать языковое чутьё, связную речь при использовании технологии дидактического синквейна;

- Совершенствовать навык чтения слов и предложений.

2. Коррекционно – развивающие:

- Закреплять понятие "гласный" и "согласный" звук.

- Развивать фонематический слух,  фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

- Упражнять в образовании  существительных множественного числа;

- Развивать высшие психические функции внимание, память, мышление.

3.  Коррекционно- воспитательные:

- Воспитывать самоконтроль, речевую активность, в процессе речевой деятельности;

- Воспитывать культуру общения  и доброжелательное отношение к сверстникам

Оборудование: Лепестки со схемами, панно для составления слова ИГРУШКИ, набор картинок и букв, мимио-проект для составления коллажа по песне «Паровоз», коврограф и схема составления  синквейна.

3 блок 

Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – марморированием.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – марморированием (окраской изделия из бросового материала масляными красками), учить работать новым инструментом – пипеткой, закреплять знания детей об уже освоенных способах рисования, совершенствовать навыки словообразования (образовывать превосходную степень сравнения у прилагательных);

Коррекционно-развивающие: развивать воображение, любознательность, речевые навыки.

Воспитательные: воспитывать желание детей помогать тем, кто нуждается в помощи, чувство сопереживания, воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Оборудование: масляные краски, заготовки бабочек из пластиковых бутылок, пипетки, емкости с водой, перчатки, салфетки, презентация, книжка В Катаева «Цветик-семицветик», лепестки для цветка, мрамор.

Организация ОД:

Воспитатель: Ребята, у нас  гости…Давайте поздороваемся!

А вам не кажется, что наша группа как – то преобразилась? Сегодня у нас необычное занятие, можно сказать – волшебное. И я вижу,  на доске появился интересный цветок. А как же он называется? А из какой он сказки? Да, это сказка «Цветик – семицветик». Давайте мы вспомним, о чем она. В нашем книжном уголке есть книга с этой сказкой.

Дети берут книгу, в которой только иллюстрации и нет текста, но есть записка:

«Дорогие, ребята!
Я знаю, что вы любите сказки. Но в моем Королевстве сказок случилась беда. Из книги исчезли буквы, а лепестки Цветика – семицветика потеряли волшебную силу…Если вы выполните все задания, то Цветик вновь станет волшебным и поможет вернуть буквы.
 С благодарностью Король Королевства Сказок"

Воспитатель: Ну что ж ребята, поможем Королю сказок.

А где же могут быть эти задания?

Я вам напомню, что первый лепесток, который оторвала девочка Женя был оранжевого цвета, давайте и мы возьмём оранжевый лепесток.

Так, здесь тоже загадка..( На лепестке схема C:\Users\1\Pictures\4.gif

А вот и осколки вазы (пронумерованные разрезные картинки, рядом с ними лежат примеры).

Ребята, мне кажется, что здесь очень много осколков, как же нам найти нужные? Вы обратили внимание, на каждом есть цифра?

Дети высказывают предположения. Догадываются сами или с подсказки воспитателя, что нужно решить примеры и выбрать  только картинки с цифрами, обозначающими  число в ответе.

 Дети делятся на три команды:

1 команда - решает примеры

2 команда - отбирает «осколки»

3 команда - составляет вазу на фланелеграфе.

Воспитатель: Ребята, а из каких геометрических фигур мы составили вазу?

Ну что же справились с заданием?!

Слышен звук волшебства.

Воспитатель: Кажется, волшебная сила к лепесткам возвращается…

Берём следующий лепесток… И  опять загадка…(схематичный рисунок севера)

Что же это значит, как вы думаете, ребята?

Ответы детей.

 Воспитатель: Да, нам нужно побывать на Северном полюсе… Но, прежде, чем отправиться в путь, мы должны узнать, в какой точке земного шара находится это необыкновенное место (показать на глобусе).

Ребята, посмотрим на глобусе?

А скажите, что такое Северный полюс?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете об Арктике?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну, что же, я предлагаю вам отправиться туда, где царство холода, снега и льда. В Арктику.

Так, а на чем туда можно добраться? ( на самолете, на пароходе). Но ведь у нас нет ни самолета, ни парохода. Но у нас есть волшебный глобус, который помогает нам путешествовать по миру, и если сказать волшебные слова, то он перенесет нас туда, где мы хотим оказаться.

( Воспитатель берёт глобус,  включает подсветку,  и  все произносят волшебные слова)

   

«Волшебный глобус покручу

На северном полюсе оказаться хочу!»

Звучит музыка (волшебство)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. Кругом большие льдины, снежные равнины, плавают айсберги. Даже не верится, что здесь могут обитать животные, никого не видно, наверное, холод, метели, полярные ночи заставляют их прятаться. Давайте мы поищем обитателей Севера, поздороваемся и поиграем с ними.

Ребята, у нас даже есть схемы - подсказки, держите каждый по схеме и найдите своего зверька.

Дети, ориентируясь по схемам, находят животных и называют их.

 Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть с животными Севера в одну любимую вами игру – сказку «Теремок». Тем более у нас есть ледяной теремок, очень похожий на  иглу - жилище одного из коренных народов Севера – эскимосов.

В нём, кажется, никто не живёт…

Ребята, вы знаете, что у каждой игры есть свои правила, правила этой игры следующие, заселиться в теремок, может только тот зверёк, кто назовёт черты сходства между  ним и хозяином, а хозяин всегда тот, кто заселился последним (то есть каждый по очереди становится хозяином).

 

ТРИЗ игра «Теремок»

Чтец: Стоит на льдине теремок, он ни низок, ни высок. Ползет по льдине Морж, видит, стоит теремок, поселился в нем.

Подплывает к льдине Тюлень, стучит.

Тюлень: Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Это я – Морж. А ты кто?

 А я Тюлень, пусти меня к себе жить.

Пущу, если ты скажешь, чем я на тебя похож.

У меня как у тебя есть ласты (мы жители Арктики, у нас толстый слой жира, мы хорошо плаваем, можем долго находиться в воде и др.)

 Стали они жить вдвоем.

Проплывал мимо огромный Белый медведь, увидел ледяной теремок, постучался:

Медведь: Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Я - морж, я – тюлень, а ты кто?

А я белый медведь, пустите меня к себе жить.

Пустим, если ты скажешь, чем я - тюлень на тебя похож.

Ты как и я хороший пловец (мы жители Арктики, у нас толстый слой жира, мы питаемся рыбой, можем долго находиться в воде и др.)

Мимо пробегал Песец, увидел теремок, постучался:

Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Я - морж, я – тюлень, я белый медведь, а ты кто?

А я полярная лиса – песец, пустите меня к себе жить.

Пустим, если ты скажешь, чем я – белый медведь на тебя похож.

У нас с тобой белая шерсть (мы жители Арктики, мы хищники, имеем четыре лапы, черный нос и др.)

Мимо пролетала Полярная сова, увидела теремок, постучалась:

Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Я - морж, я – тюлень, я белый медведь, я полярная лиса – песец, а ты кто?

А я полярная сова, пустите меня к себе жить. Пустим, если ты скажешь, чем я – песец на тебя похож.

Мы с тобой хищники (у меня белое оперенье, а у тебя белая шерсть и т. д)

Шла мимо, переваливаясь с лапки на лапку, Полярная крачка.

Увидела теремок, постучалась:

Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Я - морж, я – тюлень, я белый медведь, я песец, я полярная сова, а ты кто?

А я – полярная крачка, пустите меня к себе жить. Пустим, если ты скажешь, чем я – сова на тебя похожа.

 Мы с тобой птицы.

Пустили они краску и стали дружно жить в ледяном теремке и любоваться в ясную морозную ночь северным сиянием..

А нам, ребята, пора возвращаться в детский сад.

А кто может на глобусе найти город, в котором мы живём?

 

«Глобус волшебный покручу,

в Санкт – Петербурге оказаться хочу».

Воспитатель: Вот мы выполнили ещё одно задание, понравилось вам путешествие?

(Звучит волшебная музыка.) Волшебная сила вернулась и к этому лепестку.

Продолжим. Берём следующий лепесток ( на лепестке буквы, слоги…)

Интересно, что же нам нужно сделать. Ребята, я думаю, что с этим заданием нам поможет справиться Светлана Алексеевна.

2 блок

- Давайте оторвем фиолетовый лепесток и посмотрим, какой сюрприз он нам приготовил (на обратной стороне лепестка схема для выполнения  задания ).

- Что мы должны сделать? По первым звукам названий картинок составить слово. Возьмите по одной карточке, у каждого из вас написана буква, поставьте свои буквы соответственно первым звукам.

Какое слово у нас получилось?  (Игрушки)

- Послушайте внимательно детскую песенку «Паровоз» и выберите только те картинки, про которые говориться что их много (дети на Мимио выбирают картинки: матрешки, вагоны, мартышки, зайцы, кошки, куклы. Затем выкладывают слово МЕЧТА, выполняя задания указанные на пиктограммах).

-  Первый звук в слове МИШКА. Обозначьте его соответствующей буквой.

-  Эта буква обозначает двойной звук в слове ПОЕЗД.

-  Четвертый звук  находится после [Р] в слове МАРТЫШКА.

-  Пятый звук, это второй звук в слове МАТРЕШКА.

-  А вот третий звук, это один из звуков, которые всегда мягкие.

-  Вы правильно составили слово, и появился фиолетовый лепесток

C:\Users\Игорь\Desktop\Рисунок11.png(Отрывают оранжевый лепесток. На обратной стороне лепестка модель синквейна                        )  

- Составьте синквейн на тему МЕЧТА.  

1. Мечта

2. Заветная, манящая, несбыточная

3. Воображать, выдумывать, представлять

4. Заветные мечты сбываются.

5. Фантазия, выдумка.

- Вы справились с заданиями лепестков. И сейчас попробуете воплотить свои фантазии в следующих заданиях.

3 блок

Дети, посмотрите у «Цветика-семицветика» остались еще лепестки, сорвем их и узнаем ,что нам делать дальше,чтобы вернуть волшебную силу цветка. А здесь /Срывает лепесток, дети читают  загадку/.

Шевелились у цветка

                                                Все четыре лепестка,

                                                Я сорвать его хотел.

                                                Он вспорхнул и улетел. /Бабочка/

Дети отгадывают загадку.

 Отгадали, это бабочка. Интересно для чего цветику-семицветику бабочки, чем они могут помочь? (может быть они помогут обрести волшебную силу?)

 А где же наши бабочки?

С потолка слетают бабочки, вырезанные из пластиковых бутылок.

-Смотрите, сколько прилетело бабочек, но они все такие бесцветные, грустные. Давайте, станем волшебниками и оживим бабочек, раскрасим их яркими красками.

Л: Мы с вами знаем много способов рисования. А каким способом мы  можем их покрасить? (красками, и солью,  и крупой, и монотипия)

А сегодня мы познакомимся с новой техникой рисования марморирование. название этой техники произошло от слова мрамор. Кто знает, что это?

 Это (с греч) –белый или блестящий камень. (воспитатель показывает мрамор)Мрамор очень прочный камень, его используют в строительстве, из него делают памятники, шкатулки, украшения, вазы, мебель.Мрамор издавна привлекал внимание  художников своей окраской , т к, помимо разных цветов он,  имел еще и своеобразный рисунок, в виде точек, крапинок, полосок, волнистых линий.И вот они придумали такую технику рисования для которой нужны были вода, масляные краски и фантазия.

Итак.приступим к работе. Тккраска плохо отмывается, нам понадобятся перчатки и салфетки, пипетки.

Л: Какими красками мы будем рисовать? (масляными)

Их особенность в том, что они не растворяются в воде, а растекаются по поверхности воды, тк масло легче воды.так же они не смешиваются в воде.

Объяснение и показ воспитателя

Дети проходят к столам и приступают к работе

Л: Наши бабочки готовы, (звук волшебства) а наш лепесток обрел волшебную силу (убирается калька)

Л: А на следующем лепестке закодировано какое-то слово. Прочитать его можно если переставить буквы, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой. Кто уже догадался? (игра)

Пришло время поиграть. Я вас приглашаю на полянку. А играть  мы будем в игру «Похвалилки»

Л: Вам нужно похвалить свою бабочку и поместить ее на полянку. Итак, моя бабочка яркая, а следующий хвалит свою бабочку (Маша: а моя бабочкаярче.Ваня: Моя бабочка веселая. Гоша: А моя бабочка  веселее)

Л: Забавные и яркие у вас получились бабочки. Посмотрите наш лепесток обрел волшебную силу.

Предлагаю вам снять перчатки

А у нас остался самый последний, самый важный лепесток. А на нем девочка Женя загадывает очередное желание.

У нас с вами тоже есть желание, ради которого вы старательно выполняли все задания. Вам понравилось их выполнять? Что особенно понравилось? (дети по очереди отвечают)

А какое желание мы обещали выполнить королю сказок? (вернуть все буквы в сказку)

Давайте все вместе вспомним и произнесем волшебные слова из сказки:

Лети, лети ,лепесток,

Через запад на восток,

                                               Через север, через юг,

                                                Возвращайся, сделав круг.

                                                Лишь коснешься ты земли,

                                                Быть, по-нашему, вели!

                            Хотим,  чтобы буквы вернулись в книжку.

Коля пойди посмотри, вернулись наши буковки или нет? (Вернулись)

Мы с вами обязательно перечитаем сказку еще раз, вспомним какие желания загадывала Женя. И исполнилось ли самое важное и заветное желание девочки. Сейчас я вам предлагаю взять книжку и посмотреть иллюстрации в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально – тематического занятия ко Дню Победы «По страницам военного альбома» (старший дошкольный возраст)

Конспект музыкально - тематического занятия к великому празднику - Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста....

персональная страница воспитанницы МБДОУ "Детский сад №2" с.Янтиково Ивановой Юлии в Международной почетной книге отличников учебы (руководитель Андреева О.В.)

Воспитанница МБДОУ "Детский сад №2 с.Янтиково" - Иванова Юлия (руководитель Андреева Ольга Владимировна) за свои заслуги в музыкальной деятельности удостаивается персональной записи в междун...

Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе по теме "Путешествие по страницам любимых книг"

В ходе познавательно-речевого занятия повышается интерес детей к художественной литературе...

Викторина "По страницам произведений Н.Носова"

Викторина для старшего дошкольного возраста. "По страницам произведений Н.Носова"...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе: «По страницам красной книги».

Занятие включает в себя интеграцию образовательных областей познание и художественое творчество. На занятие закрепляем знания детей о природе родного края республики Бурятия, создаем с детьми свою Кра...

"По страницам любимых сказок" Сценарий праздника к 8 Марта.

Сценарий праздника к 8 Марта с детьми подготовительной к школе группы с активным участием родителей....