Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе "В гости к нам пришла Весна!".
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Куренкова Светлана Анатольевна

Цель: Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Весна», а также совершенствовать грамматический строй речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurenkova_sa_otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема «В гости к нам пришла Весна!»

Куренкова Светлана Анатольевна

Воспитатель, МБОУ «СШ №9 (дошкольные группы)

Образовательная область: Речевое развитие

Интеграция с другими областями: познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Программное содержание:

Цель: Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Весна», а также совершенствовать грамматический строй речи.

  1. Обучающие задачи:

-  продолжать  совершенствовать диалогическую и монологическую связную речь и формировать навыки фонематического восприятия;

-  активизировать словарь по теме "Весна"; развивать умения подбирать действия и признаки; упражнять в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

2. Развивающие задачи:

 - развивать речь, память, образное мышление, логику у детей;

 - стимулировать речевую и мыслительную активность детей; продолжать развивать умение отгадывать загадки;

 - развивать общую и мелкую моторику, двигательную активность, координированность движений.

     3. Воспитательные задачи:

      - воспитывать познавательный интерес и любовь к родной природе через поэтическое слово, классическую музыку;

     - приучать детей откликаться на просьбу о помощи, проявлять доброе и уважительное отношение друг другу;

     - развивать самоконтроль за поведением и речью.        

Структура (части и предполагаемое время)

Игровая мотивация (организационный момент)

1 часть_5 минут

2 часть 20 минут

3часть 5 минут

Итог: 30 минут

Общее время: 30 минут

Резервное время (1-3 ин.)

Организация детей (в каждой части):

1 часть: организационный момент – дети здороваются, смотрят на экран  телевизора; отвечают на вопросы.

2 часть- дети выполняют игровые задания Весны и воспитателя; выполняют физминутку и пальчиковую гимнастику.

3 часть- дети прощаются с героем; получают поощрительные подарки; подводят вместе с воспитателем анализ занятия.

Оборудование:  телевизор, флешка, мяч.

Демонстрационный материал: картинки с изображением животных (на мольберт); солнце, закрытое тучами с заданиями; слайд с картинками о весне; видеосюжет о птицах; произведение Вивальди «Весна. Времена года»; аудиозапись с пение птиц.

Раздаточный материал: сигнальные карточки для самопроверки; карточки с детёнышами и их мамами (на каждого ребёнка); фломастеры; салфетки бумажные (для вытирания неправильного ответа); карточки с животными( одна карточка на двоих); фишки для закрытия правильного ответа (по 3 на парту).

Предварительная работа:

 - наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке;  

 - рассматривание иллюстраций по теме;

 - чтение рассказов, разучивание стихов о весне, беседы о птицах, животных, растениях, деревьях.;

-  просмотр видеосюжетов о весне;

- рисование рисунков на весеннюю тематику.

Содержание (ход)

Методы и приёмы

1 часть.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Дети: «Доброе утро! »

Воспитатель: «Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым.

Дети: Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Греет солнышко и вот,

Тает снег и тает лед.

Стала травка зеленеть,

Стали птицы звонко петь,

А погода так ясна,

Значит, к нам пришла… (Весна).

А сейчас давайте посмотрим на наш волшебный экран.  Что он нам приготовил?

-Что изображено на картинках?(Поляна). Какая поляна?  (Весенняя поляна). А на поляне все, какое?  (все весеннее).

-Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Н – р: день- весенний день.(солнце, погода, лес, трава, небо, месяцы, гроза, дождь, цветы, настроение)

- Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии? (о весне).

- Итак, приготовьтесь нас ждёт что-то интересное.

Дети стоят полукругом в групповой комнате

Словесный метод. Беседа

Дети стоят полукругом.

Дети смотрят на экран и отвечают на вопросы.

Наглядный метод.

Словесный метод.

Игровой метод.

Мотивация к игровой и познавательной деятельности.

Дети садятся на стульчики.

2. Основная часть

Под музыкальное сопровождение (Вивальди «Времена года. Весна») входит Весна.

Весна: Доброе утро, ребята, я очень рада видеть вас. Давайте познакомимся.

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

А зовут меня - …Весна.

Весна: Правильно, ребята.

Весна: Я – красавица – Весна!

Теперь пришел и мой черед –

Природа пробужденье ждет.

Только почему-то вдруг солнце не играет?

Ведь оно большое , всегда мне помогает!

Посмотрите: тучка лучики закрыла…

Вы, ребята, поспешите – солнца лучики спасите.

Только добрые дела вам помогут.

И, тогда солнце на небо взойдет,

И весна скорей придет!»

Воспитатель: Что ж, ребята, поможем весне? Спасем солнечные лучики? (Да) Но как нам это сделать?

Весна: Нужно разогнать коварные  тучки и освободить солнышко.

Воспитатель берет с тучи –  первое задание и читает его.

Воспитатель: - Ребята, надо сделать комплименты Весне, какая она бывает?

Задание 1. Комплименты для Весны.

Воспитатель: Какая весна?

Дети: весна - красивая, весна - ласковая, весна - нежная, солнечная, зелёная, теплая, цветущая, ранняя, поздняя…

Весна: Ребята, а давайте поиграем?

Игра с мячом «Назови ласково» (играет Весна)

Весна: Ребята, вы сказали, что весна - ласковая, а давайте поиграем в игру. Вставайте в кружок. Сейчас я буду называть слова, а вы – произносить эти слова ласково.

  • Солнце - солнышко
  • Трава - травка
  • Облако - облачко
  • цветок
  • капля
  • листок
  • ветка
  • птица
  • гнездо
  • проталина
  • ветер
  • дерево
  • птенец
  • росток

Весна: Молодцы, ребята, вы спасли еще один солнечный лучик.

( Воспитатель снимает ещё одну тучу  с луча солнца).

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на стульчики.

Воспитатель: А сейчас, закройте глазки и давайте с вами представим, что мы вдруг оказались в весеннем лесу на солнечной полянке. Прислушайтесь (включается пение птиц). Что вы слышите, ребята?

Дети: Пение птиц.

Воспитатель: Правильно, вы слышите пение птиц, вернувшихся к нам из тёплых стран. А как можно одним словом назвать тех птиц, которые прилетели к нам из теплых стран?

Дети: Птицы, которые прилетают к нам из тёплых стран, называются перелётными.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что делают птички, когда прилетают из тёплых стран?

Дети: Птицы начинают вить гнёзда и выводить птенцов.

Воспитатель:   Давайте, освободим ещё один лучик. ( берет задание с тучи (2), закрывающей солнечный луч).

Задание 2.Отгадайте загадки.

- Если правильно отгадаете загадку, то вы увидите на экране птицу и услышите, как она поет. (Воспитатель загадывает загадки, ребята отгадывают, и на экране появляется видео с пением отгаданной птицы).

1 - Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Вдоль по полю мчится вскачь,

А зовётся птица … (Грач)

Воспитатель: Правильно грач. А что вы знаете о нём?

Дети: он самый первый прилетает к нам.

Воспитатель: А как ещё называют грача?

Дети: Вестник весны.

Воспитатель: Правильно. А ещё говорят, что грач на своих крыльях весну приносит. Грач ходит по оттаявшему полю и кричит: «Крак! Всем червякам - враг!»

2 - На шесте весёлый дом,

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец

Разноголосый он певец (Скворец)

Воспитатель: Что вы можете о нём сказать?

Дети: скворец может петь голосом любой птички. Он прилетает вслед за грачом.

3. - Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

( Ласточка прилетает к нам самая последняя из перелётных птиц. Считается, что если эта юркая птичка построила свое гнездышко под карнизом вашего жилища, то это указывает на то, что вы очень добрая семья, где люди живут в спокойствии и любви. Если ласточка пролетает низко над землей, то скоро начнется дождь, а высокий полет птицы предсказывает ясную и солнечную погоду.)

Воспитатель: Итак, вот мы с вами, ребята, и вспомнили некоторых перелетных птиц.

Весна: Замечательно, вы помогли освободить еще один солнечный лучик.                    

  ( Воспитатель снимает ещё оду  тучу  с луча солнца).

Воспитатель: Ребята, давайте дальше помогать Весне. 

( берет задание с тучи (3), закрывающей  солнечный луч).

Весна: - Сейчас нужно немного отдохнуть  и вспомнить игру про солнышко.

Задание 3. «Весенняя игра  «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.                                Дети ритмично скрещивают руки над головой.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.                                         Плавно покачивают руки вверху.

Потом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.                             Ритмично потирают щечки.

И весной на носик ставит

Точки, точки, точки.                                 Ритмично постукивают пальцем по носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это.                            Прыжки на месте, руки на поясе.

 Весна: И еще один солнечный лучик пробивается из-под тучки, вот мы спасли ещё один лучик.

( Воспитатель снимает ещё одну  тучу  с луча солнца).

Воспитатель: Ребята, будем дальше помогать Весне. 

( берет задание с тучи (4), закрывающей солнечный луч).

Задание 4. Назовите весенние приметы.

А вспомнить весенние приметы нашим ребятам помогут стихи о весне.

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — 
солнце теплое,
Веселое и доброе.

Воспитатель: Какие весенние приметы прозвучали в этом стихотворении?Все реки разливаются,
Все 
почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Воспитатель:  А какие весенние приметы прозвучали в этом стихотворении?
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке 
скворушки
Сидят и чистят перышки.

Воспитатель: Здесь какие весенние приметы прозвучали ?

Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее! 

Воспитатель: Здесь какие весенние приметы прозвучали ?

Весна: Какие же вы молодцы ребята, какие красивые стихи прочитали! Вот вы и спасли  солнечный лучик.( Воспитатель снимает тучу(5)  с луча солнца).

Задание 5. Расскажите, какие изменения происходят в природе с приходом весны?

(ответы детей).

Воспитатель: Правильно, с приходом весны вся природа оживает. На деревьях набухают почки, позже – появляются молоденькие зелененькие листочки. На лужайке робко зеленеет молодая травка.

Весна: А вот мы сейчас и проверим, ваши знания о весенних явлениях  и приметах. Для этого мы с вами поиграем в игру «Найди лишнее». (Д/игра «Найди лишнее»).

- Метель, снегопад, гололедица, листопад.

- Первые проталины, почерневший снег, журчание ручьёв, трескучий мороз.

- Вернувшиеся из тёплых краёв перелётные птицы; солнце начинает сильно пригревать, звенят ручьи, сильная вьюга.

Весна: Хорошо, вот и еще один солнечный лучик вы

спасли.

Воспитатель:- Ребята, сейчас мы с вами поиграем с пальчиками.

 Пальчиковая гимнастика «Весна».

1 - Стучат всё громче дятлы, (Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.)
Синички стали петь.

Встаёт пораньше солнце, (Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх,

раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми,

Чтоб землю нашу греть. пальцы растопырены.)

2 - Бегут ручьи под горку, (Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены,
Растаял весь снежок, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз)

А из под старой травки (Ладони сомкнуты "ковшом".)
Уже глядит цветок... (Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются,

пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка))

3 - Раскрылся колокольчик (Руки стоят на столе, опираясь на локти.

Пальцы сжаты в кулак.)

В тени там, где сосна(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены

(чашечка колокольчика)

Динь-динь, звенит тихонько, (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".)
Динь-динь, пришла весна.

Воспитатель: А что же  происходит весной в жизни животных(просыпаются от спячки, появляются детеныши).

Воспитатель: - Ребята, сейчас будем играть в игру « Кто лишний?». Перед вами животные, нужно определить кто из них лишний и назвать почему?
-
Один  из ребят пойдёт к доске (будет работать у доски), а остальные  выберут  правильный ответ  накроют его фишкой. А тот , кто у доски  зачеркнёт маркером  правильный ответ и ещё расскажет почему он так сделал.

(На мольберте картинки вывешены в ряд, у детей на партах карточка, где животные расположены по порядку (как на мольберте и фишки).

- Лось, рысь, медведь, росомаха;

- Волк, лиса, заяц, барсук;

- Белка, ёжик, лось, кабан.

Воспитатель: - Ребята, поднимите зеленые карточки у кого также как на доске и красные у кого нет. (У кого неправильно исправляют ошибку).

Для самопроверки сигнальные карточки (красный неправильно, зеленый правильно)

Работа в парах.

Весна: Хорошо, ребята, вот и еще один солнечный лучик вы освободили из-за тучки.

( Воспитатель снимает ещё одну тучу  с луча солнца)..

Воспитатель: - Давайте, ребята спасём последний  лучик, ( берет задание с тучи (6), закрывающей солнечный луч ) для этого надо выполнить задание ( игра « Путаница»): 

Надо помочь детенышам найти своих мам, помните мы говорили,  что у животных весной появляются детёныши.

 У вас на столах лежит карточка с изображением мам и их потерявшихся детёнышей, вам  нужно соединить  малыша с его мамой в помощью фломастера , а потом назвать пары по порядку сверху вниз (например, у барсучихи – барсучонок)
У белки – бельчонок
У зайчихи – зайчонок
У медведицы – медвежонок
У лисы – лисенок
У волчицы – волчонок

У ежихи – ежонок

У лосихи – лосенок

Ребята, если у вас такой же ответ как у «Вани», т.е правильный , тогда хлопните, а если не такой, то не хлопайте, а исправляйте ошибку, надо стереть неправильный ответ и сделать правильный ответ

Весна: Спасибо, ребятки. Еще один - последний солнечный лучик вы освободили.

Входит герой Весна

Словесный метод. Использование   художественного слова

Дети отгадывают загадку, сидя на стульчиках.

Дети отвечают на вопросы, сидя на стульчиках.

Создание проблемной ситуации.

Весна садится на специальный стул.

Дети встают в круг и выполняют задание героя Весны (с мячом).

После игры Весна садится на стул.

Практический метод. Словесный метод.

Дети садятся на стульчики и отвечают на вопросы.

Дети сидят на стульчиках слушают голоса птиц и отвечают на вопросы.

Словесный метод. Ответы на вопросы.

Наглядный метод. Использование музыкального произведения.

Дети сидят на стульчиках, отгадывают загадки  ( по поднятой руке) и смотрят видеосюжет и отвечают на вопросы воспитателя.

Словесный метод. Ответы на вопросы.

Наглядный метод. просмотр видеосюжета.

Дети сидят на стульчиках, отгадывают загадки  ( по поднятой руке) и смотрят видеосюжет и отвечают на вопросы воспитателя.

Словесный метод. Ответы на вопросы.

Наглядный метод. просмотр видеосюжета.

        

Дети вместе с весной делают физминутку и садятся на стульчики.

Словесный метод.

Практический метод.

Предупреждение утомляемости детей.

Некоторые дети рассказывают стихи, а остальные дети называют весенние приметы (по поднятой руке).

Словесный метод. Использование художественного слова. Ответы   на вопросы

Дети отвечают                                        на вопросы (по поднятой руке и объясняют, почему это слово лишнее.

Словесный метод.

Ответы на вопросы.

Дети делают пальчиковую гимнастику.

Словесный метод.

Практический метод. Предупреждение утомляемости детей.

Дети отвечают                                        на вопросы (по поднятой руке)и работают за партами.

Словесный метод. Ответы  детей

Практический метод. Работа  в парах, выполнение задания.

Дети соединяют детёнышей с мамами и называют пары (по поднятой руке.

 Работа за столами.

Словесный метод.

Практический метод.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Дорогая наша гостья Весна, тебе понравилось, как сегодня работали наши дети?

Весна: Очень понравилось! Молодцы, ребята.    Спасибо вам за помощь!

В благодарность я хочу вручить вам подарочек – весенние раскраски.

(Вручает корзинку с раскрасками воспитателю).

Воспитатель:- А мы с ребятами возвращаем тебе солнышко, освобождённое от тучки.

(воспитатель отдаёт Весне солнышко).

Весна: А мне пора отправляться дальше в своё путешествие по земле, будить природу после долгого зимнего сна. (Уходит).

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

-Давайте, вспомним, что мы делали на занятии, но полным предложением. Например: Я узнал (а) сегодня; мне понравилось…».

- Ну что ж, вы сегодня очень хорошо отвечали и показали, что действительно готовы к школе!

Сюрпризный момент.

Дети отвечают на вопросы, прощаются с гостьей

Словесный метод. Ответы  на вопросы детей. Побуждение к высказыванию.

Поощрение детей.

Дети отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе: "Лесной гость".".

Занятие для детей 6-7 лет.Цель занятия:-  Закреплять знания детей, об овощах.-  Продолжать учить образовывать  прилагательные от существительных.-  Расширять словарный запас через ...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приходите в гости к нам»

Цель. Закрепить знания детей о наших предках – славянах.Образовательные задачи.Обогатить и расширить представление детей о быте древних славян,об игрушках славянских детей.Дать представление о то...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме " В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы и ИКТ)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к пингвиненку Ло-ло».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...