Самообразование. Тема "Дидактические игры как способ развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (старшая группа)

Васильева Яна Олеговна

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошкольного учреждения, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых.  Использование дидактических игр при обучении связной речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx91.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 22 комбинированного вида

 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

_______________________________________________________________________

195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов д.20 литер А, т/ф: 224-21-66

План по самообразованию

Васильевой Яны Олеговны,

 воспитателя

первой квалификационной категории

10 группы

Тема: «Дидактические игры как способ развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

г. Санкт-Петербург

2021

ПАСПОРТ

Актуальность

 Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошкольного учреждения, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых.  Использование дидактических игр при обучении связной речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Новизна

Уровень развития связной речи старших дошкольников не всегда соответствует норме речевого развития. Не в полном объеме используются эффективные средства развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, в частности, дидактические игры.

Цель

Совершенствование профессиональной деятельности и  повышение профессиональной компетентности по теме « Дидактические игры как способ развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста». Проверить эффективность дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы

Изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте;

Обогатить развивающую среду дидактическими играми для развития речи;

Изготовление папок-передвижек (консультаций) для родителей по данной теме;

Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

Формировать грамматический, лексический строй  речи;

Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

Продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей;

Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;

Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок.

Ожидаемые результаты

Пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями.

Усовершенствование монологической и диалогической стороны речи детей, увеличение словаря детей.

Форма самообразования

Индивидуальная

План работы (составляется на учебный год – Приложение 2).

Выход темы

Создание картотеки дидактических игр и упражнений для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы и интернет-источников

Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада // Сост. А.К. Бондаренко,- М.: Просвещение, 1983.

Гербова В. Занятия по развитию речи. // Дошкольное воспитание №12, 1999 г.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.

Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2007.

Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников» - М.: Академия, 2012 г.

http://detsad-kitty.ru

http://www.maam.ru/detskijsad

План работы 2021-2022 на учебный год


Приложение № 2

Формы работы

месяц

самообразование

 с детьми

с родителями

сентябрь

Изучение и обобщение психолого-педагогической  и методической литературы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие».

Консультация для родителей: «Особенности развития детей 5-6 лет» (папка передвижка)

октябрь

 Формирование и оформление методической копилки (картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи:

«Испорченный телефон»

«Повтори»

«Отвечай быстро»

«Не ошибись»

«Поймай звук»

«Собери пять»

Консультация для родителей: «Особенности речевого развития детей 5-6 лет» (папка передвижка)

ноябрь

Подборка и разработка игр, способствующих речевому развитию.

Создание картотеки дидактических игр.

Использование дидактических игр в различных видах деятельности.

Дидактические игры на развитие лексической стороны речи (формирование словаря):

«Фрукты и овощи»

«Кто где живет»

«Вершки-корешки»     «Что кому нужно?»

«Кто больше назовет действий?»

«Животные и их детеныши»

«Что  могут делать?» «Назови одним словом»

«Что за предмет?»

«Скажи по-другому»

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка)

декабрь

Подборка и разработка игр, способствующих речевому развитию.

Создание картотеки дидактических игр.

Использование дидактических игр в различных видах деятельности.

Дидактические игры на развитие грамматического строя речи:

«Закончи предложение»

 «Доскажи словечко»

«Наоборот»

«Размытое письмо»

«Прятки»

«Распутай слова»

«Мой, моя, моё, мои»

«Один – много»

Консультация для родителей: «Как развивать речь ребенка во время прогулок» (папка передвижка)

январь

Подборка и разработка игр, способствующих речевому развитию.

Создание картотеки дидактических игр.

Использование дидактических игр в различных видах деятельности.

Дидактические игры  и упражнения на развитие связной речи:

«Кто больше заметит небылиц»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Где начало рассказа»

«Отгадай-ка»

«Укрась слово»

«Профессии»

«Составь рассказ»

Консультация для родителей: «Значение дидактической игры в жизни ребенка» (папка передвижка)

февраль

Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у детей старшего дошкольного возраста».

Дидактические игры  и упражнения на развитие монологической речи:

«Сочиняем сказку»

«Выбери начало»

«Составляем разные рассказы»

«Магазин игрушек»

«Найди ошибку»

Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии речи детей» (папка передвижка)

март

Оформление картотеки  «Словесные дидактические игры».

 Дидактические игры на развитие диалогической речи:

«Ведение диалога по телефону»

«Передай письмо»

«Волшебный ключ»

«Интервью»

Консультация для родителей: «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....

Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной ...

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

Для лучшего развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, целесообразно проводить с ними театрализованные игры. В данной методической разработке представлены виды игр, а также даны реко...

Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В 2019-2020 учебном году я проводила  работу по теме «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников с ОВЗ» Эта тема выбрана мною не случайно. ...

Презентация "Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

В презентации представлены  речевые игры, которые помогут перевести слова из пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь. Описываются условия, которые необходимы для успешного реч...