Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной компенсирующей группе для детей с тяжелым нарушением речи № 9 «АБВГешка» ТЕМА: «Подводное царство»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Богданова Ольга Александровна

коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Конспект интегрированного

физкультурно – речевого занятия в подготовительной компенсирующей группе для детей с тяжелым нарушением речи № 9 «АБВГешка»

ТЕМА: «Подводное царство»

Подготовили и провели:

Богданова О.А. – учитель-логопед

Почкалова И.В. - инструктор по физической культуре

декабрь, 2020 г.

Тема: «Подводное царство»

Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Подводный мир»;

- закрепить в речи названия морских обитателей, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;

- учить детей в подборе родственных слов к слову море.

  • Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в выполнении общеразвивающих упражнениях с произношением гласных и согласных звуков;

- совершенствовать навыки словообразования;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

-закреплять навыки выполнения упражнений на мячах-фитболах;

- активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

  • Воспитательные:

- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, скамейка для «подводной лодки»; игрушка рыбка; массажный мячик; резиновые большие мячи – фитбол и обручи - на каждого ребёнка; аудиозапись «Десять мышек» («Краб») Е. Железновой».

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята! (дети стоят в кругу в группе)

Коммуникативная игра «Ты мой друг»

1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.

Логопед: ). Сегодня мы с Ириной Владимировной хотим пригласить вас в необычное путешествие. Отгадайте загадку и узнаете куда?

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется.

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна-

И горька и солона.

Дети: Море.

(слайд № 1)

Логопед: Скажите, ребята, кто-то из вас был на море? Что такое море?

Ответы детей - (Море – это огромный водоём)

Логопед: Хотите отправиться в удивительное подводное царство?

Дети: Да.

Инструктор по физ.культуре: Ребята, до моря ещё нужно дойти, поэтому поскорее отправляемся в путь.

Разминка.

  • Ходьба гимнастическим шагом (ровная дорожка).
  • Ходьба на носках, руки вверх (по горячему песочку).
  • Ходьба на пятках, руки за спиной (каменистая дорожка).
  • Ходьба с высоким подниманием коленей (высокая трава).
  • Лёгкий бег (под горку).
  • Ходьба (ровная дорожка).

Логопед: - Ну вот, мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря.

(Звучит фонограмма «Море» из аудиопособия «Театральные шумы»).

Логопед: Давайте подышим прохладным морским воздухом.

  • Дыхательное упражнение «Морской воздух» (плечи поднять, руки развести в стороны – вдох, опустить вниз – выдох).

Логопед: Путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке.

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Логопед: Приглашаю вас занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан.

(Показ слайда № 2- кит). Кто же это?

Дети: Синий кит.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

  • «Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта (артикуляционная гимнастика «Иголка»)
  • «Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен (артикуляционная гимнастика «Качели»)

 - Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ слайда № 3 дельфина). Да это же ...

Дети: Дельфин.

  •  «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).

Логопед: Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы?

Ответы детей они кормят детёнышей молоком и т.д.

Логопед: У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ.

Инструктор по физ.культуре: Ребята, приборы показывают, что мы проплываем рядом с островом. Давайте здесь сделаем остановку. Лодка всплывает на поверхность воды. Выходим на берег острова. Давайте выйдем из подводной лодки и сделаем разминку.

О.Р.У. с обручем (спасательным кругом)

1. И.п.-о.с., обруч в двух руках внизу. 1-поднять обруч вверх, сказать «АП»; 2-и.п.

2. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, обруч в двух руках внизу. 1-поворот вправо, обруч вправо, сказать «О»; 2-и.п.; 3-поворот влево, обруч влево, сказать «У»; 4-и.п.

3. И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, обруч у груди. 1-наклон вперед, обруч вперед, сказать «УХ»; 2-и.п.

4. И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, обруч в двух руках над головой. 1-наклон вправо, сказать «ОХ»; 2-и.п.; 3-наклон влево, сказать «АХ»; 4-и.п.

5. И.п.-о.с., обруч в двух руках внизу. 1-присесть, обруч вперед, сказать «И»; 2-и.п.

6. И.п.-о.с., руки на поясе, обруч на полу справа от ребенка. Прыжки боком из обруча в обруч, чередуя с ходьбой на месте.

Логопед: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Логопед: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом. Ой, кто же это плывёт?

(Показ слайда № 4 - Акула).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная…

Дети: Акула.

Логопед: Чем питается акула?

Дети: Рыбами, морскими животными.

Логопед: Акулы могут напасть на человека?

Дети: Да.

Логопед: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. (Погружение продолжается)

- Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет. У человека нет жабр.

Логопед: Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Логопед: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов).

Логопед: Выходим из корабля. Как здесь красиво. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей

(слайд № 5)

Логопед: Ой, я что-то заметила среди них. Кто это?

Дети: Рыба.

4. ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.

Логопед: Давайте поиграем с рыбкой. Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

Упражнение «Вопросы - ответы»

Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.

Чья голова? (Это рыбья голова).            Чей хвост? (Это рыбий хвост).

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники).            Чья чешуя? (Это рыбья чешуя).

Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «Без чего не бывает рыбы?»

Логопед: Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы? Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта…)».

Логопед: Молодцы, отпустим рыбку плавать. Ребята, кто же это катится по морскому дну?

Дети: Да это же морской ёж. Как можно назвать ёжика ласково? (ёжик, ёжичек…). Поиграем с ёжиком?

Игра «Назови ласково» (с массажным мячиком).

Логопед, называя слово, бросает ребёнку массажный мячик. Ребёнок, возвращая мячик, называет это слово ласково.

Медуза – медузочка, медузонька.         Рыба – рыбка, рыбонька.

Акула – акулочка.                           Дельфин дельфинчик.

Осьминог – осьминожек.                          Песок – песочек.

Плавник – плавничок.                              Хвост – хвостик…

Логопед: Ребята, нам пора возвращаться к подводной лодке. Идём к тому месту, где оставили лодку, садимся на свои места. Мы начинаем подниматься на поверхность. Помогите мне придумать родственные слова к слову Море.

Дети: Моряк, морячка, морской царь, море продукты, мореплаватели и т.д.

Логопед: Молодцы. Ребята, я снова заметила нашего знакомого дельфина.

5. РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ.

Инструктор по физ.культуре: Я думаю, что дельфин хочет, чтобы мы с ним поиграли. Давайте снова выйдем из лодки и поиграем, как дельфины. Они очень любят играть с мячом, прятаться в водорослях.

  • «Дельфины играют» Поднять мяч-фитбол над головой («вынырнули») и присесть за ним («спрятались»). Повтор 3-4 раза.
  • «Дельфины качаются на волнах». Сесть на мяч-фитбол, развести руки в стороны, покачаться вправо-влево (6-8 раз), на выдохе произнося звуки «ш-ш-ш» («Море шумит»), «а-а-а» («Чайки кричат»).
  • «Дельфины плывут». Лечь животом на мяч-фитбол, ноги вытянуть прямо, а руки поочередно вытягивать вперёд. Качаться вперёд – назад.

6. ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

Инструктор по физ.культуре: Хорошо мы с вами поиграли с дельфинами. А вы помните, что на этой глубине плавают акулы? Давайте поиграем в игру.

Подвижная игра «Берегись, акула!»

Логопед: Нам пора возвращаться на берег моря. Идём к подводной лодке и занимаем свои места. Лодка всплывает. Скажите, вам понравилось подводное царство.

- Вот и выбрались мы на берег моря, под нашими ногами жёлтый песочек. Давайте споём про краба песенку.

Упражнение «Краб».

(Звучит фонограмма пальчиковой игры «Краб» Е. Железнова).

7. РЕЛАКСАЦИЯ.

Логопед: Сегодня мы побывали в подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы ещё хотели отправиться в следующий раз? (дети отвечают). Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли и т.д.

    В подводном царстве побывали, рыб и животных морских повстречали.

Но в группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «День Победы»

Проект по патриотическому, социально – коммуникативному, речевому, познавательному, художественно – эстетическому развитию.Патриотическое чувство не возникает само по себе, оно приобретает...