Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие на День рождения к зайчику»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Волынская Ирина Юрьевна

Цель: Закрепить знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, определении первого звука в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в старшей группе

«Путешествие на День рождения к зайчику»

Подготовила Волынская И.Ю.

Цель: Закрепить знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, определении первого звука в слове.

Задачи: 

  • Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
  • Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением.
  • Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
  • Упражнять детей в  умении  определять  родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
  • Упражнять детей в суффиксальном образовании слов.
  • Закрепить умение детей называть прилагательные и  глаголы к существительным. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Материал: цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги;  иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.

Предварительная работа: заучивание пословиц; дидактические игры.

Ход занятия:

- Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе. (открываем письмо)

        

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».

- Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.

Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:

«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».

- Ребята, а больше всех у нас трудится  язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;

Ло-ло-ло – у сосны дупло;

Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

ля-ля-ля – вот моя земля;

ли-ли-ли – мы козу пасли;

лю-лю-лю – я вас всех люблю.

- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем.

1. Воспитатель: Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы помните, что такие цвета обозначают на занятиях по обучению грамоте?

Дети: Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.

В.: Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке.

Дети называют.

В.: А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их  и определите первый звук в этих словах.

Д.: Бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек.

В. Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

2. В.: Посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть?

Д. Белка.

В. Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи по образцу»

Веселый –… весело                          Веселый - …веселье

Быстрый - …быстро                         Грустный - …грусть

Громкий - …громко                          Заботливый - …забота

Звонкий - …звонко                           Добрый - …доброта

Шумный - …шумно                          Злой - …зло

Дом - …домок                                    Кот - …котик

Зуб - …зубок                                      Нос – носик

Нос – носок                                         Рот – ротик

Рот - …роток                                       Лом – ломик

Глаз - …глазок                                    Дом - …домик

Ком – …комок                                     Зуб - …зубик                                    

 

Веселый - …веселиться

Грустный – …грустить

Заботливый - …заботиться

Злой - …злиться

День        –  ночь  

Сахар      –  соль

Чистота  –  грязь

Зима        –  лето

Потолок  –  пол          

        

узкая       –  широкая /юбка/        

длинное  –  короткое /платье/        

сильный  –  слабый /спортсмен/        

веселая    –  грустная /девочка/        

высокий  –  низкий /человек/                

        

Смеется   –  плачет /ребенок/

Лежит      –  сидит /человек/

Закрыть   –  открыть /книгу/

Взлетает  –  садится /самолет/

Надевает  –  снимает /свитер/

В.: Вот какие мы молодцы, опять выполнили задание, идем дальше.

3. В.:  Посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.

Ёлка: «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».

В.: Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще  иголки знаете?

Д.: сосновые, еловые, швейные, медицинские. Есть иголки у ежа, дикобраза.

В.:  А какие ножки вы знаете?

Д.: есть ножки у стола, стула, кресла. Есть у детей. А ещё есть куриная ножка.

В.: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти  дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит,  может, отдохнем?

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,          

Наши пальчики встряхнуть.          

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –              

Так шевелят ушками                  

Серенькие зайчики.                  

Крадемся тихо на носочках,    

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

4. В.: Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.

В.: Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?» (иллюстрации)        

медведь        лиса                    солнце

волк                 белка                     окно

лось                 сорока           дерево

аист                 ворона           яблоко

В.: Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.

5. В.: Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы:  «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется,  и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик (какой?) – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.

Зайчик (что делает?) – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.

Настроение у зайчика (какое?) - радостное,веселое,счастливое.

А гости на дне рождения (что делают?)- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.

В.:  Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.

6. В.: Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей. Д.: Да!

В.:  Интересно, куда Зайчик положит хлеб?

Как называется посуда для хлеба?

Д.: Хлебница.

В.:  Для сахара?

Д.:  Cахарница.

В.: Для конфет?

Д.: Конфетница.

В.: Для салата?

Д.: Салатница.

В.: Для салфеток?

Д.: Салфетница.

В.: Для масла?

Д.: Масленка.

В.: Для соли?

Д.: Солонка.

В.: Молодцы! Справились с очередной задачей. Надевайте свои наряды, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились.

Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?

«Терпение и труд все перетрут»;

«За всякое дело берись умело»;

«Жизнь дана на добрые дела»;

«Какие труды, такие и плоды» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении  первого  звука в слове.Совершенствовать  произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.Словарь: Уп...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Программное содержание:З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.Словар...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Спешим на день рождения белочки»

- Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.-Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.- Упражнять детей в под...