Конспект по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему: "Деревья. Кустарники"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми подготовительной группы ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_derevya_podgotovitelnaya_gruppa.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 138 г. Липецка

Конспект занятия по развитию речи  

в подготовительной группе для детей с ЗПР

на тему «Деревья. Кустарники»

Подготовила:

учитель-дефектолог

                                                    Дорошина Е.Г.

г. Липецк 2021

Цели:

-Закрепить представления о распространенных деревьях и кустарниках, называть части и плоды, цвет коры, форму листьев.

-Учить составлять рассказ-сравнение по картинкам и по листьям;

-Учить употреблять единственное и множественное число существительных в сочетании с прилагательными;

-Упражнять детей в образовании относительных прилагательных от существительных,

-Развивать умение согласовывать числительное с существительным

-Развитие навыка подбора антонимов.

-Воспитывать бережное отношение к природе и животным

-Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

-Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода

- Поиск соответствующего понятия

Коррекционные задачи:

-Развивать непроизвольную память, мышление, восприятие, внимание

-Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание

Материалы и оборудованиекартинки с изображением деревьев и кустарников

Ход занятия

Организационный момент
Игра «Повтори, не ошибись».
Дуб-рябина-береза, береза-ель-дуб, клен-рябина-ель, береза-дуб-рябина, ель-дуб-клен, дуб-клен-ель, ель-клен-береза.
Основная часть.
Беседа.
Дефектолог: Что вы назвали? (деревья)
Дефектолог: Какую пользу приносят деревья? (они очищают воздух)
А теперь мы посмотрим, какие деревья растут в наших лесах.
Дефектолог: Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
Зимой и летом одним цветом. (ель)
Красная ягодка летом - горька, зимой сладка. На каком дереве растет? (рябина)
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей. (береза)
У какого дерева все детки с рождения в беретиках, когда с деревьев упадут, своих беретов не найдут. (дуб)
У какого дерева разные листья летом и ранней осенью зеленого цвета, а поздней осенью - желтого и красного? (клен)
Дефектолог выставляет на доску картинки - отгадки.
Дефектолог: Чем похожи все деревья между собой? (у них есть ствол, ветви, листья, корни.)

Беседа о деревьях по вопросам.

-Дерево это растение или животное?

-Чем отличается дерево от куста?

-Почему корни дерева уходят глубоко в землю?

-Что может расти на дереве?

-Какие деревья вы знаете?

«Скажи наоборот»

Ствол у березы тонкий, а дуба … толстый. 

Дерево высокое, а кустарник         ...

Один кустарник большой, а другой ...

у ели ветки толстые, а у осины ...

Бывают корни длинные, а бывают ...

Игра «Есть -нет»

(Дети по очереди называют листочек, которого не стало: «Не стало березового листочка» и т.д.)

Дефектолог: Посмотрите, среди этих деревьев два дерева не похожи на другие.  Что это за деревья? (Сосна и ель)

Чем они отличаются от других деревьев?  (Ответы детей)

Береза, дуб, клен, рябина – осенью желтеют и роняют листья – это какие деревья? (Лиственные деревья).

А сосна и ель всегда зеленые и на ветках у них иголки – это какие деревья? (Хвойные деревья).

Игра «Лиственные или хвойные»

(Дифференциация: лиственные или хвойные деревья)

Дефектолог: Разложите картинки с изображением лиственных деревьев, а теперь хвойных.   (Дети выполняют самостоятельно)

Молодцы! Мы научились различать лиственные и хвойные деревья.

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать. (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья клена, листья ели,

Листья дуба мы соберем,

Букет маме отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

«Хитрые вопросы»

Во что превратится дерево без веток, лес без деревьев?

Чего в лесу больше: деревьев или сосен?

«Назови, правильный признак: какой, какая?»

Лист березы — березовый; ... рябины — рябиновый; ... дуба — дубовый; ... сосны — сосновый; ... клена — кленовый;

«Назови предмет со словом "сосновый"

Бор (какой?) — сосновый;

кресло (какое?) — сосновое;

 мебель (какая?) — сосновая;

полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

«Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве. 

Физминутка «Дерево»

Ветер дует нам в лицо (дети машут руками)

Закачалось деревцо (дети покачиваются)

Ветер тише, тише, тише. (под слова приседают)

Деревцо все выше, выше. (Вытягиваются вверх)

«Закончи предложения»

В березянке растут..

В ельнике растут

В сосняке растут

Осень наступает после..

За сентябрем идет

Перед ноябрем идет

Октябрь идет после..

«Посчитай-ка»

На ровной поверхности ребенок раскладывает пальцы рук и, поднимая по одному, начиная с мизинца левой руки, проговаривает слова, соотнося их со счетом предметов:

Одно дерево — два дерева —три дерева - четыре дерева - пять деревьев - шесть деревьев - семь деревьев; одно высокое дерево — два высоких дерева...

Такая же работа проводится со словами: ветка, сосновая ветка, еловая шишка, могучий дуб.

ветка сосны — сосновая; ... ели — еловая; ... тополя — тополиная; ... осины — осиновая; ... липы — липовая.

«Исправь ошибку»

Осенью на деревьях появляются почки

Деревья закачались и подул ветер

Под дубом дети собирали шишки

Итог: Какие деревья мы сегодня рассматривали?  

Какую пользу приносят деревья?  (Они очищают воздух. Их плодами и семенами питаются птицы и животные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая тема: «Праздник Новый год» (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая тема: «Праздник Новый год»(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая теми: “Насекомые” (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая теми: “Насекомые”(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать словарный запа...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну красивой и правильной речи».

Данное занятие  расширит словарный запас через участие в словесно-речевых играх,  закрепит  навыки правильного произношения звуков в словах и фразах,  умение детей делить слова на ...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой Речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать слов...