Конспект по развитию речи для детей подготовительного возраста ЗПР:" Путешествие в страну сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия  для детей подготовительного возраста ЗПР: " Путешествие в страну сказок" (применение техники сторителлинг)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_storitelling.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

Дошкольное общеобразовательное учреждение №138 г. Липецка

Конспект занятия

для детей подготовительного возраста ЗПР

по развитию речи

«Путешествие в страну сказок»

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Дорошина Е.Г.

        

г. Липецк   2021 г.

Коррекционно – образовательные  задачи:

-Активизировать словарь детей.

-Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.

-Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.

-Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карты Проппа, используя слова и речевые обороты из текста 

-Формировать умение составлять историю (рассказ) по алгоритму с опорой на предметы(игрушки)

-Словарь и грамматика: систематизировать знания о способах словообразования.

Коррекционно – развивающие  задачи:

Развивать воображение, образное мышление, связной речь,память,внимание

Коррекционно – воспитательные  задачи: 

-Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

-Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

-Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:   изображение Лунтика, изображение карты, сундучок, кубики с заданиями, корзиночки, волшебный мешок, игрушки для составления сказки, карты Проппа, изображение царицы Весны

Раздаточный материал: 

Разрезные картинки (герои сказок)

Организационный момент:

Учитель - дефектолог:  

Педагог: Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие, вы хотите отправиться вместе со мной?

- Посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

Ответы детей: Лунтик

Педагог: Правильно, ребята. У него случилась неприятность, он потерял сундучок в сказочном королевстве.

- Как вы думаете, сможем мы поднять настроение Лунтику и найти пропажу?

-Тогда удачного путешествия! Присаживайтесь ребята. У меня есть письмо, давайте его откроем и посмотрим.

 (Открывают, находят карту и задания: смотрят, читают вопросы, отвечают).

-У всех сказок есть начало, середина и конец. А как обычно начинаются сказки, с каких слов? (Жили-были. В некотором царстве. В стародавние годы. В некотором королевстве. За тридевять земель.)

-А какими словами заканчиваются сказки? (Стали жить-поживать, да добра наживать. И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Мирком, пирком, да за свадебку. И зажили припеваючи. Жили долго и счастливо. Сказочке конец, а кто слушал, молодец).

-А что ждет героев в середине сказки? (Дети: трудности, приключения, погоня, испытания).

1. Игра «Что в дороге пригодится?»

-Ребята, как вы думаете, кто или что нам может указать дорогу в сказочном путешествии?

• Колечко

• Клубок

• Перышко

-Кто или что нам поможет от голода и жажды не умереть?

• Скатерть-самобранка

• То, не знаю что и т. д.

-Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

• Живая и мертвая вода

• Молодильные яблоки

• Плоды (орехи, яблоки, от которых растут уши, нос.

-Назовите музыкальные инструменты:

Барабан

Дудочка

Рог (появляется войско)

Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

• Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)

• Гребешок – лес

• Полотенце – речка

• Щетка, зуб – горы

• Другие средства:

• Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

-Педагог :  Приглашаю вас в сказочную страну.

Основная часть.

- Ребята, посмотрите, а кто нас встречает в сказочном царстве? Это царица Весна. Не дает  пройти нам через ворота, пока мы не выполним задания

Она приготовила для нас волшебные кубики.

2.«Кубики -  говорушки»

По очереди дети достают кубик из корзинки, кидают и выполняют  грамматическое задание, которое выпало. ( Упр. «Назови ласково»,  «Посчитай », «Один-много»,  «Скажи наоборот», «Составь по схеме» и т.д.)

3. Педагог: 

-Молодцы, ребята. Мы справились с заданием царицы Весны и зашли в королевство. Но посмотрите, что перед нами?

Давайте посмотрим, а что это? (открываем конверт,  а там «разрезные картинки»).

- Как же мы теперь узнаем, какая сказка перед нами? (предположения детей)

- А давайте разделимся на пары, соберем героев и узнаем, что это за сказка? (Дети собирают в парах героев сказки).

Д\игра « Собери героя сказки»

«Красная Шапочка»: после того, как собраны и названы герои, разрезная картинка заменяется целой. Картинки выставляются на доске.

- Ребята вы узнали, из какой сказки пришли к нам герои?

(дети отвечают полным предложением : Сказка называется «Красная шапочка»).

- Скажите, а вы хотели бы попробовать себя в роли сказочников? (Ответы детей)

- Ну, тогда устраивайтесь по удобней и слушайте сказку.

- Я буду вам рассказывать сказку и выкладывать карты, которые помогут

вам эту сказку запомнить. А вы слушайте и запоминайте.

4. Рассказывание сказки « Красная Шапочка» и сопровождение рассказывания выкладыванием карт Проппа по сюжету.( Карты: Жили-были, герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, враг начинает действовать, появляется ложный герой, разоблачение ложного героя, появление друга- помощника, враг оказывается поверженным, счастливый конец, мораль)

Беседа по содержанию.

С каких слов начинается эта сказка? (карта домик)

Куда отправилась Красная шапочка? (карта герой покидает дом)

Что сказала мама дочке? (карта запрет)

Почему она стала разговаривать с волком? (карта нарушение запрета)

Как поступил волк? (карта враг начинает действовать)

Что произошло с бабушкой? (карта появляется ложный герой)

Красная шапочка узнала волка? (карта разоблачение ложного героя)

Кто их выручил бабушку и Красную шапочку ? (карта появляется друг - помощник)

Что случилось с волком? (карта враг оказывается поверженным)

Как закончилась эта сказка? (карта счастливый конец)

Чему учит нас эта сказка? (карта мораль)

5.  Ребята, напомните мне еще раз, кто спас бабушку и Красную шапочку от волка?

- Давайте покажем, как охотники спасли бабушку и Красную шапочку.

Физминутка .

Шел по лесу серый волк (Дети идут по кругу.)

Серый волк зубами щелк. (Дети имитируют пасть волка)

Серый волк по лесу рыщет. (Дети смотрят в правую сторону)
Серый волк добычу ищите 
(Дети смотрят в левую сторону)

Повстречал он там девчонку. (Делают пружинки)

В красной шапочке, юбчонке. (Кружатся вокруг себя)

Тут охотник прибежал, (Бег на месте.)

Злого волка испугал. (Хватаются за голову)

6. Пересказ сказки детьми с помощью карт Проппа.

Кто будет первым, самым смелым сказочником?

Предлагаю выходить вдвоём. Один будет, находит нужную «волшебную карту», а другой рассказывает отрывок из сказки.

Выходи, сказку начинайте, а «волшебные карты» вам помогут(если ребёнок затрудняется- педагог помогает).

Дети пересказывают сказку и последовательно выставляют карты Проппа. Под картами изображение героев сказки.

Дети в парах рассказывают отрывки из сказки. Молодцы ребята.

7. «Волшебный мешочек»

Ребята, посмотрите, что оставила нам Красная шапочка?

Правильно, сундучок Лунтика, но он не открывается.

Чтобы его открыть, нам надо придумать свою историю для сказочной страны.

- В Сказке может все случится

Наша сказка впереди.

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке – заходи!

Педагог со словами «Мешочек открывается, сказка начинается» достает красивый мешочек, в котором лежит произвольный набор игрушек.

Первый ребенок достает игрушку и начинает сказку.

Остальные дети по очереди достают игрушки и продолжают начатую сказку, не теряя нить содержания. Воспитатель записывает получившуюся сказку и зачитывает ее в конце занятия.

Пример детских сказок: (выделенные слова обозначают игрушки, которые дети доставали из волшебного мешочка)

 «Жил был дедушка с бабушкой. Дед построил дом из кирпича. В новый дом пришла кошка. Бабушка напекла пирогов, что бы отметить новоселье, а деда послала в магазин за колбасой, чтобы угостить кошку".

7. Итог.

Молодцы, ребята.

- Как вы думаете, почему у нас получилась такая интересная история?.

-А как вы считаете, мы стали сказочниками?

Да, мы настоящие волшебники. Посмотрите, а сундучок открылся.

Лунтик благодарен  за помощь, и передал вам  подарки.  Я думаю, что он еще не раз к нам придет в гости.

До свидания, до скорых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Путешествие в страну сказок»

Материал представляет собой занятие с детьми старшего дошкольного возраста с использованием АМО. Целью прповедения данного мероприятия является формирование интереса у детей к детским книгам и сказкам...

Конспект НОД по развитию речи "Приключения ребят в стране сказок"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием карт Проппа...

Конспект развлечения в средней группе "Путешествие в страну сказок" ОО "Познание. Математическое развитие"

Конспект развлечения в средней группе "Путешествие в страну сказок" ОО "Познание. Математическое развитие"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Путешествие в страну Сказок"

Конспект включает в себя интеграцию образовательных областей, напрвленных на достижение цели и решение основных задач. Дети целиком погружаются в волшебный мир сказки, благодаря использованию нет...

Конспект НОД по речевому развитию на тему «Путешествие в страну Сказок».

Конспект НОД по речевому развитию на тему "Путешествие в страну Сказок"...

Конспект по развитию речи в младшей группе "Страна сказок"

Цель: Развитие коммуникативных качеств ребенка.Задачи: Образовательные:Формировать умение узнавать и называть сказки по отдельным героям.Формировать умение детей отгадывать загадки, построенные н...