Консультация для воспитателей по развитию речи
консультация по развитию речи

Сакара Раушания Нуриахметовна

Обучение пересказыванию и составлению рассказа по картине в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uchites_vmeste_s_nami.ppt716 КБ
Файл konsultatsiya.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пересказ - первый вид рассказывания, которому воспитатели начинают обучать детей. Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного произведения. Методика обучения пересказу детей в детском саду

Слайд 2

Требования при выборе пересказа. 1. Текст должен иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; 2.Быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков; 2. Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий.

Слайд 3

Разные виды пересказа. 1.Подробный или близкий к тексту; 2. Краткий или сжатый; 3.Выборочный; 4.С перестройкой текста; 5.С творческими дополнениями .

Слайд 4

Требования к пересказам детей. • Осмысленность • Полнота передачи произведения. • Последовательность и связность пересказа. • Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами. • Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время перес каза.

Слайд 5

Структура пересказа 1. Вводная часть. 2. Первичное чтение произведения.. 3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ. 5. Пересказы детей. 6. Заключительная часть. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

Слайд 6

Обучение детей рассказыванию по картине Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картине расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Слайд 7

Структура обучения рассказыванию по картине для детей младшего возраста 1 Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя. 2 Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Слайд 8

Структура обучения рассказыванию по картине для детей среднего возраста 1 Рассматривание картины. 2 Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали. 3 Рассказ воспитателя ( можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно). 4 Помощь воспитателя. .

Слайд 9

Структура обучения рассказывания по картине для детей под.к школе группы. 1. Рассматривание картин осуществляется по частям. 2. Используются творческие задания. 3. Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают. 4. После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Слайд 10

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине: Составление описательного рассказа по сюжетной картине. Составление описательного рассказа по предметной картине. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин. Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту. Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Слайд 11

Требования к картине . Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему. Реалистичное изображение. Картина должна быть высокохудожественной. Доступность содержания и изображения ( отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).

Слайд 13

Требования к картине . Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему. Реалистичное изображение. Картина должна быть высокохудожественной. Доступность содержания и изображения ( отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).



Предварительный просмотр:

Обучение пересказыванию и составлению рассказа по картине в детском саду.

Методика обучения пересказу детей в детском саду

Пересказ - первый вид рассказывания, которому воспитатели начинают обучать детей. Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного произведения.

                       Произведения для пересказа

Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:
1. Они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
2. Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий.

Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом. Текст должен быть написан образцовым языком, без сложных грамматических форм.

Существуют разные виды пересказа:

Подробный или близкий к тексту;

Краткий или сжатый;

Выборочный;

С перестройкой текста;

С творческими дополнениями.

В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.
Требования к пересказам детей таковы:
• Осмысленность

• Полнота передачи произведения.

• Последовательность и связность пересказа.
• Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
• Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным  использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами,  целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба?» – «Жили-были дед да баба»).

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизации .
Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании воспитателем сказки  дети могут произносить отдельные слова и предложения. Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.
В среднем и старшем дошкольном возрасте успех обучения  зависит прежде всего от подготовительной работы, проведенной перед занятием.

              Подготовка воспитателя состоит:

а) в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения;

 б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения;

 в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.

Подготовка детей к пересказам предполагает:

а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);

б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения;

в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.
                    Типичная структура пересказа:
1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.
2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.
3. Беседа по содержанию прочитанного,  направленная на анализ и запоминание текста.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.
Рассмотренная выше структура характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что отсроченные во времени пересказы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.
В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. Для пересказа можно использовать русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.
Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц). Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности (гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили; длинная хворостина).
В процессе пересказа воспитатель широко пользуется приемом отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог начинает рассказ. Ребенок повторяет фразу вслед за ним. Дети в этом возрасте пересказывают текст с существенными пропусками. Поэтому воспитатель использует подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе, исправление лексических и грамматических ошибок.
Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки.  

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок» и др.
Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения.
В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются различные приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Беседа должна проходить живо, непринужденно, допускаются хоровые ответы.
В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем,- и план, составленный им вместе с детьми. В основе составления плана лежит умение производить смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний:

1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей на пожарах.

2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей.

3. Не забудьте рассказать и о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пересказе рассказал. Н. Толстого «Пожарные собаки»).
В качестве плана пересказа может выступать пространственная модель, фиксирующая наиболее существенные части текста. После обучения умению использовать и строить модели прочитанного текста дети выделяют основные смысловые эпизоды, устанавливают связи между ними и дают развернутый и композиционно организованный пересказ.
Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.
Приемы руководства пересказами детей усложняются. В этой части занятия используются указания («Все подумайте, как вы будете рассказывать»). Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Дети вместе с воспитателем, а затем самостоятельно договариваются, в каком месте следует останавливаться. Занятие завершается пересказом текста одним ребенком. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют. В случаях затруднения детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не нарушать его целостности и плавности), подсказ нужных слов или фраз, исправление ошибок.
К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.
В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка».
Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности.
В этой группе применяются выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными

             Обучение детей рассказыванию по картине

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения рассказыванию по  картине существенное значение имеет понимание особенностей  восприятия картин. Восприятию картин  ребёнка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней  изображено.  

Так, в младшей группе, например, надо научить рассматривать картину, формируя умение замечать в ней самое главное, постепенно переходя от занятий, когда дети просто перечисляют изображённые предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи ( ответы на вопросы и  составление небольших рассказов), поскольку трёхлетний ребёнок ещё не может составлять связного подробного  изложения.

        Структура обучения рассказыванию по картине

1 Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

2 Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Основной приём - беседа. К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей ( как правило они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя). Первые картины для младших дошкольников- это картины, изображающие отдельные объекты ( игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей: « Наша Таня», « Мы играем» и др.

В средней группе необходимо подвести детей к составлению небольшого    связного повествования, развивать монологическую речь, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

        Структура обучения рассказыванию по картине:

1 Рассматривание картины.

2 Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.

3 Рассказ воспитателя .

4 Помощь воспитателя ( пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений). В конце года, если дети научились рассказывать     по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию.

В старшей группе важно научить детей правильно понимать содержание картины, учить составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей, развивать память, внимание, инициативное мышление. Рассказ-образец даётся воспитателем для обобщённого подражания, а не для простого воспроизведения. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Таким образом, придумывая начало или конец к изображённому, дети приобретают умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

На занятиях с детьми подготовительной группы используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве образца часто используется художественное произведение.

        Структура обучения рассказывания по картине:

1. Рассматривание картин осуществляется по частям.

2. Используются творческие задания, детям предлагается самим    задавать вопросы.

3. Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают; можно использовать указания, кому начинать, о чём рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.

4. После пояснений и указаний дети принимают участие в коллектив-      ном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

          * Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

* Составление описательного рассказа по предметной картине.

* Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.

* Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

* Составление описательного рассказа по пейзажной картине и         натюрморту.

* Творческое рассказывание по сюжетной картине.

        Требования к картине:

* Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

* Реалистичное изображение.

* Картина должна быть высокохудожественной.

* Доступность содержания и изображения ( отсутствие множества  деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по развитию речи. "Настольный театр оригами - русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".

В данном материале содержиться рекомендации для воспитателей старших групп, по созданию настольных театров  при помощи искусства "Оригами"....

Консультация для воспитателя по развитии речи

Развитие речи рассматривается как одна из главнейших задач всестороннего развития детей дошкольного возраста. Работа по развитию речи включает в себя:1)...

Консультация для воспитателя по развитии речи

Работы по развитию речи включает в себя:1 Воспитание звуковой культуры речи2 Формирование грамматически правильной речи3 Формирование разговорной (диалогической) речи4 Обучение связной монологической ...

Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев кисти рук"

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных   движений пальцев и кисти рук"...