Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР (ОНР)младшей группы.Динамические паузы,подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 2 полугодия.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Фокина Елена Юрьевна

Автор составил картотеку подвижных игр по развитию общей моторики  и  координации речи с движением по лексическим темем 2 полугодия младшей логопедической группы.

Материал будет полезен как учителям-логопедам ДОУ, так и воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Младшая логопедическая группа. Составитель :учитель-логопед Фокина Е.Ю.

Месяц

Неделя

Лексическая тема.

Дин. паузы (и/или координация речи с движением).

январь

3 неделя

«Зима».

Развитие общей моторики.

Координации речи с движением.

Подвижная игра «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять,
(
Ходьба на месте)

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(
Имитировать лепку комов)

Птичек крошками кормили,
Крошить»  хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.
(
Присесть, встать)

А еще в снегу валялись.
(
Сесть на пол)
Все в снегу домой пришли,
(
Отряхиваться)

Съели суп и спать легли.
(
Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

4 неделя

«Зимние забавы».

Развитие общей моторики.

Координации речи с движением.

 Подвижная игра «Мы снежок слепили».

Раз, два, три, четыре, пять,
(
Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили
(
Дети «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий 
(
Показывают круг, сжимают ладони,

гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.
(
Грозят пальчиком)

Раз — подбросим, 
(
Подбрасывают)

Два — поймаем,
(
Ловят)

Три — уроним
(
Роняют)

И... сломаем.
(
Топают)

февраль

1 неделя

«Домашние птицы».

Развитие общей моторики.

Координации речи с движением.

Подвижная игра «Утка».

Педагог демонстрирует картинку, обращает внимание детей на уток и утят, на то, как они плавают, плещутся. Затем дети выполняют движения, подражая взрослому, и договаривают за ним словосочетания.

Ути-ути-утки,

(Вперевалку идут по кругу друг за другом)

Уточки-малютки

На волнах качались,

(Приседают)

Брызгались, плескались.

(Встают, машут руками, как крыльями)

2 неделя

«Домашние животные».

Развитие общей моторики. Координации речи с движением. Подвижная игра «Корова».

Дети выполняют движения, подражая педагогу, и произносят за ним словосочетания.

«Му-му-му! — мычит корова.

(Идут по кругу, сделав «рога»

из указательных пальцев)

Забодаю Катю с Вовой.

(Поворачиваются лицом в круг, делают по два поворота вправо — влево)

Вы не пьете молоко? Убегайте далеко!»

(Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо. Разбегаются по группе).

                                      Н.Нищева.

3 неделя

«Детёныши домашних животных».

Развитие общей моторики.

Подвижная игра «Бегал по двору щеночек».

Бегал по двору щеночек,

(Медленный бег на месте.)
Видит пирога кусочек.

(Наклон вперед, руки в стороны.)
Под крыльцо залез и съел,

(Присесть, руки ко рту.)
Развалился, засопел.

 (Руки в стороны, голову на бок.)

4 неделя

«Семья».

Развитие общей моторики. Игровое упражнение «Оденем Алёшу».

Леше-сыночку

Наденем носочки,

(Сидя на стульчиках, показывают, как натягивают носки)

Шорты в горошек

(Встают, показывают, как надевают шорты)

Наденем Алеше.

После — рубашку

(Показывают, как надевают рубашку)

С белым кармашком.

(«Застегивают пуговицы», поправляют кармашек)

март

1 неделя

«Мамин праздник».

Развитие общей моторики.

Координации речи с движением.

Подвижная игра «Подарок маме».

Мамочка, мамуля,

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Так тебя люблю я.

(Останавливаются,

прижимают руки к груди).

Я платок тебе дарю,

(Протягивают руки вперед)

Вот как я тебя люблю!

(Идут по кругу, взявшись за руки).

                                       Н.Нищева.

2 неделя

«Дикие животные».

Развитие общей моторики.

Подвижная игра «Зайка».

Дети выполняют движения, подражая педагогу, и договаривают за ним словосочетания.

Зайка в травке скок-скок.

(Четыре прыжка по кругу друг за другом,

держа указательные пальцы, как ушки)

Зайка прыг за кусток.

(Присели)

Смелый зайка не боится,

(Опять четыре прыжка по кругу)

Не поймать его лисице.

(Разбегаются, педагог ловит их)

                             Н.Нищева.

3 неделя

«Детёныши диких животных».

Развитие общей моторики.

Координации речи с движением.

Подвижная игра «Медвежонок».

Медвежонок Жак простужен,

(Идут по кругу, взявшись за руки,

в центре — один ребенок)

Мед ему сегодня нужен.

(Останавливаются, протягивают к ребенку)

Мед дадим ему на ужин,

(Руки «ковшиком»)

Потому что мы с ним дружим.

(Берут ребенка в круг, идут все вместе)

                             Н.Нищева.

4 неделя

«В гостях у сказки». (Русские народные сказки «Теремок», «Заюшкина избушка»).

Развитие общей моторики. Координации речи с движением. Игровое упражнение «Теремок».

 Стоит в поле теремок,
(
Поднимают руки вверх «домиком».)
Он не низок, не высок.
(
Приседают, руки вниз - поднимаются на носочки, руки вверх.)
На двери висит замок,
(
Сцепляют пальцы в «замок», поочередно согнутыми в локтях руками постукивают по плечам и делают полуприседания.)
Кто его открыть бы мог?
(
Постукивают ладонью о ладонь, вращают ладонями.)
Постучали, покрутили,
(
Потягиваются, поднимая руки вверх, разжимают пальцы и опускают руки через стороны вниз.)
Потянули - и окрыли.

апрель

1 неделя

«Дикие птицы».

Развитие общей моторики. Координации речи с движением. Подвижная игра «Воробей».

Шустро скачет воробьишка,

(Прыгают по кругу на обеих ногах)

Птичка — серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(По два поворота головы влево — вправо на каждую строчку)

                                                     Н.Нищева.

2 неделя

«Насекомые».

Развитие общей моторики.

Координации речи с движением.

Подвижная игра «Бабочка».

Словно бант у нашей Ани,

(Бегут по кругу, изображая полет бабочки)

Эта бабочка-краса.

Кружит, вьется над цветами,

(Кружатся на месте, взмахивая руками, как крыльями)

Где, как мед, блестит роса.

                                                Н.Нищева.

3 неделя

«Весна».

Развитие общей моторики.

Координация речи с движением.

Подвижная игра «Стало солнце припекать».

Солнце стало припекать,

(Руки в стороны, пальцы выполняют волнообразные движения)

Мы пойдем скорей гулять.

(Идут по кругу друг за другом).

Про колготки не забудем

 «Подтягивают» колготки)

И, конечно, про штаны.

Надевают штаны)

А еще носки, сапожки

Надеваем мы на ножки.

 (Выполняют соответствующие движения)

Кофту, куртку, шапку,

Вот мы и в порядке!

(Хлопают в ладоши.)

4 неделя

«Наземный транспорт».

Развитие общей моторики.

Координации речи с движением.

Подвижная игра «Грузовик».

Грузовик песок везет.

(Идут по кругу, изображая, что крутят руль)

Удивляется народ:

(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг,

разводят руками, делают удивленные лица).

«Вот так чудо-чудеса,

В нем песок под небеса».

(Два раза наклоняют голову вправо — влево.

Тянутся на носочках, подняв руки вверх).

                                              Н.Нищева.

май

1 неделя

«Водный,

воздушный транспорт».

Развитие общей моторики.

Координации речи с движением.

Подвижная игра «Самолёты загудели».

Самолёты загудели

(Вращение перед грудью согнутыми

 в локтях руками),
Самолёты полетели, 

(Руки в стороны, поочерёдные наклоны

влево и вправо)

На полянку тихо сели, 

(Присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели, 

(Руки в стороны, «летим» по кругу

У-у-у-у-у-у...

2 неделя

«Скоро лето.

Цветы на лугу».

Развитие общей моторики.

Координации речи с движением.

 Подвижная игра «Солнцем ласковым согрето».

Солнцем ласковым согрето,

(Дети идут по кругу.)

За весной приходит лето.

(Встают в круг лицом.

Правая рука в сторону, ладонью кверху.

Затем левая рукав сторону, ладонью кверху).

Будем в озере нырять

 («Ныряют» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать

(Наклоны, «срывают» правой рукой,

  «собирают» в левую).

Используемая литература:

Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика, Издательство КАРО, СПБ, 2005 год.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 3-4 лет с ОНР (1-й уровень речевого развития). Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2017 год.

Крупенчук О.И.  Тренируем пальчики- развиваем речь! Младшая группа детского сада 3+. СПб, ИД «Литера», 2016 г.

Краузе Е.Н. Логопедическая тетрадь для занятий по развитию речи с детьми 3-4 лет. Детство-Пресс, СПб, 2021 год.

Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб, 2012 г

Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Нищева Н. В — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Стихотворения из свободных интернет-источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка игровых упражнений по лексическим темам, направленных на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, а так же речевого дыхания

Предложенный материал разделен по лексическим темам: посуда, пища, бытовая техника и инструменты, весна, дикие животные жарких стран, дикие животные, дом, домашние животные, домашние птицы, зима, овощ...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

В комплексе мер по коррекции моторной сферы детей со стертой дизартрией особое значение должно придаваться системной и целенаправленной работе по развитию всех компонентов психомоторики в их единстве....

Стихи и упражнения на развитие общей моторики для дошкольников

Практический  материал для воспитателей...

Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР)подготовительной к школе группы. Динамические паузы, хороводные, подвижные игры, игровые упражнения.

Картотека динамических пауз, хороводных, подвижных игр, игровых упражнений по лекс. темам первого полугодия  для дошкольников 7 года жизни....

Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР) подготовительной к школе группы.Динамические паузы,хороводные, подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 2 полугодия

Картотека динамических пауз, хороводных, подвижных игр, игровых упражнений по лексическим темам 2 полугодия для дошкольников 7 года жизни....

Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР (ОНР)младшей группы.Динамические паузы,подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 1 полугодия.

Картотека по развитию общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР) младшей  группы.Динамические паузы, подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 1 полугодия....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Зима" для детей младшего дошкольного возраста

Лексико-грамматические игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно вы...