ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Куренкова Светлана Анатольевна

Тема проекта: «Формирование связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам». 
Название проекта: «Рассказываем интересно» 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_razvitiyu_rechi.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Формирование связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам». 
Название проекта: «Рассказываем интересно» 
Характеристика проекта: образовательный, педагогический, средней продолжительности, фронтальный. 
Срок реализации проекта: 01.09.2019. – 30.05.2020. 
Участники: воспитатели, родители, дети. 
Актуальность проекта:

Значение связной речи при описании картин в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.


Научное обоснование. Новизна:

Проект представляет собой систему упражнений для обучения детей навыкам рассказывания. В основу системы положено использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников. Одним из таких средств является наглядность, при помощи которой и по поводу которой происходит речевой акт. Важность наглядной опоры в ходе формирования речи отмечали педагоги С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леушина и др. в качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась педагогами В.К. Воробьевой, В.П. Глуховым и известным психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности предварительной программы высказывания, т.е. его плана. Учитывая сказанное на начальном этапе обучения рассказыванию детей проводятся те виды упражнения, где имеются оба названных вспомогательных фактора.

Весь учебный процесс можно разделить на несколько этапов:


1 этап: воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов, с 
которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые дошкольниками. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.



2 этап: составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемы на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа. 

3 этап: пересказ текста с использованием магнитной доски. Непосредственные действия с предметами и объектами, присутствующие на предыдущих этапах заменяются действиями с предметными картинками на доске. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременным планом высказывания. 

4 этап: пересказ текста с наглядной 
опорой на серию сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями, изображенными на сюжетных картинках. Последовательность картинок служит одновременным планом высказывания. Образец рассказа дает детям необходимые речевые средства. 

5 этап: составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами. Что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа. 

6 этап: пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают как правило, конечный результат действий. В моделировании плана своего рассказа ребенку помогают образец педагога и его 
вопросный план

7 этап: составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца дополнительно усложняет задачу при составлении связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки, начинается работа над обучением творческому рассказыванию. 
Противоречие, проблема:

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умении осмыслить воспринимаемую картину и выразить в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свои высказывания, можно судить об уровне речевого развития. К сожалению, умение связно рассказывать рассказ по картине является большой проблемой для детей старшего возраста.


Цель: Обучение связной речи детей при составлении рассказов по картине. 
Задачи проекта: 

  1. Учить детей правильно понимать содержание картины 
  2. Воспитывать чувства, вызываемые содержанием картины 
  3. Учить составлять связный рассказ по картине. 
  4. Активизировать и расширять словарный запас. 



Продукт проекта: 

  1. Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам. 
  2. Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам 
  3. Модели рассказа. 



Предполагаемый результат: 

  1. Апробирована система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам. 
  2. Повышение уровня развития связной речи у детей при составлении рассказов по картинам. 


Возможные риски: 

  1. Отсутствие времени у педагога Пути выхода: четкий план действий. 
  2. Тема неинтересна детям. Пути выхода: с целью повышения мотивации использовать запись рассказов на магнитофон, специально, красиво оформленный альбом, красочные наборы картин. 

Этапы (план) реализации проекта.

Этапы.

Сроки

        Задачи

Содержание

Ответственный

Подготовительный

Сентябрь- ноябрь

1.Подобрать, проанализировать литературу по проблеме.

2.Подобрать, составить и провести диагностические методики по теме для отслеживания уровня развития связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинам.

3.Подобрать дидактические упражнения по развитию связной речи.

4.Провести анкетирование родителей для выявления знаний о проблеме.

5.Провести беседы, опросы родителей с целью просвещения по теме

1.Подбор литературы по проблеме исследования.

2.Анализ литературы.

3.Подбор, составление, проведение диагностических методик по теме для отслеживания уровня развития связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинам.

4.Подбор дидактических упражнений по развитию связной речи

5.Анкетирование родителей

7.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью просвещения по теме.

Воспитатели

Основной

Декабрь - март

1 этап: воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию:

- Учить детей отвечать на вопрос развернуто – фразой из 3 – 4 слов.

- Пересказывать текст, составленный из 3 – 4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними.

- Развивать внимание детей.

Система упражнений по теме:

1.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

2.Установление порядка предложений в рассказе.

3.Выбор из рассказа опорных слов – действий и установление их последовательности.

4.Пересказ текста по памяти с использованием сюжетной картинки.

5.Активизация словаря.

6.Замена в предложении слов – действий.

Воспитатели

2 этап: составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

- Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3 – 5 слов, строя её в полном соответствии с порядком слов в вопросе.

- Учить объединять фразы в рассказ из 4 – 5 предложений с наглядной опорой в виде объектов и действий с ними.

- Учить объединять фразы из 3 – 5 слов в рассказ из 4 – 5 предложений

Система упражнений по теме:

1.Составление рассказа по следам продемонстрированного действия, картинке и вопросному плану.

2.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

3.Словарная работа.

4.Выделение слов, обозначающих действия, и восстановление рассказа по этим опорным словам.

5.Добавление предложения, логически связанного с предыдущим.

6.Восстановление рассказа по словам – действиям, по названиям предметов.

7.Выбор предложений, логически не связанных с рассказом.

Воспитатели

3 этап: пересказ текста с использованием магнитной доски.

- Продолжать учить детей точному и полному ответу на вопросы, построению фраз из 4 – 6 слов.

- Учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия, производимые на магнитной доске с предметными картинками


Система упражнений по теме:

1.Подбор объектов к словам – признакам.

2.Расширение словарного запаса по теме «Семья».

3.Подбор слов – действий к субъектам действия.

4.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

5.Словарная работа.

6.Выбор из рассказа слов – действий и восстановление по ним предложений.

7.Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.

8.Дополнение предложение другим, логически связанным.

9.Пересказ текста с опорой на предметные картинки, картинки – символы, картинки – сигналы.

10.Образование наречий от прилагательных.

11.Образование сравнительной степени прилагательных.

12.Образование имен собственных с уменьшительно-ласкательными и другими суффиксами.

13.Восстановление предложений по наречию.

14.Уточнение понятий.

15.Подбор нескольких определений к существительному.

16.Включение в предложение подходящего слова – действия, подбор действий к названному объекту.

17.Установление правильного порядка слов в предложении.

18.Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложений по опорным глаголам.

19.Восстановление предложений по опорной картинке.

20.Подбор к названному действию объектов действия и составление с этими словами предложений

4 этап: пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

- Учить детей пересказу текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.

Система упражнений по теме:

1.Восстановление деформированного предложения.

2.Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.

3.Уточнение понятий.

4.Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

5.Пересказ текста с изменением времени действия.

6.Восстановление цепочки предложений по нескольким словам – действиям.

7.Подбор слов – действий.

8.Восстановление последовательности событий в рассказе и составление предложений.

9.Подбор слов – признаков.

10.Продумывание реплик для героев рассказа. 

5 этап: составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

- Учить детей составлению рассказа с опорой на серию сюжетных картин, последовательность которых служит планом при рассказывании.

- Продолжать учить составлению фраз с опорой на картинку и вопрос.


Система упражнений по теме:

1.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

2.Установление порядка предложений в рассказе.

3.Выбор из рассказа опорных слов – действий и установление их последовательности.

4.Пересказ текста по памяти с использованием сюжетной картинки.

5.Активизация словаря.

6.Замена в предложении слов – действий. 


Воспитатель. 

6 этап: пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

- Учить детей пересказывать текст большого объема.


Система упражнений по теме:

1.Составление рассказа по следам продемонстрированного действия, картинке и вопросному плану.

2.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

3.Словарная работа.

4.Выделение слов, обозначающих действия, и восстановление рассказа по этим опорным словам.

5.Добавление предложения, логически связанного с предыдущим.

6.Восстановление рассказа по словам – действиям, по названиям предметов.

7.Выбор предложений, логически не связанных с рассказом.

7 этап: составление рассказа по одной сюжетной картине.

- Учить детей составлению рассказа по одной сюжетной картинке, события которой – конечный результат действия.

- Продолжать учить детей ответам на вопросы, начинающиеся словами «почему», «отчего», «зачем».

- Продолжать учить детей построению фраз с несколькими определениями.


Система упражнений по теме:

1.Подбор объектов к словам – признакам.

2.Расширение словарного запаса по теме «Семья».

3.Подбор слов – действий к субъектам действия.

4.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

5.Словарная работа.

6.Выбор из рассказа слов – действий и восстановление по ним предложений.

7.Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.

8.Дополнение предложение другим, логически связанным.

9.Пересказ текста с опорой на предметные картинки, картинки – символы, картинки – сигналы.

10.Образование наречий от прилагательных.

11.Образование сравнительной степени прилагательных.

12.Образование имен собственных с уменьшительно-ласкательными и другими суффиксами.

13.Восстановление предложений по наречию.

14.Уточнение понятий.

15.Подбор нескольких определений к существительному.

16.Включение в предложение подходящего слова – действия, подбор действий к названному объекту.

17.Установление правильного порядка слов в предложении.

18.Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложений по опорным глаголам.

19.Восстановление предложений по опорной картинке.

20.Подбор к названному действию объектов действия и составление с этими словами предложений

Система упражнений по теме:

1.Составление предложений по опорным словам – существительным, словам – действиям.

2.Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

3.Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.

4.Подбор слов – признаков.

5.Изменение одного существительного по падежам.

Система упражнений по теме:

1.Подбор нескольких определений с целью включения их в предложение.

2.Составление предложений по опорным словам.

3.Пересказ рассказа с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

Система упражнений по теме:

1.Вопросы по сюжетной картине.

2.Составление рассказа по одной сюжетной картине.


Итоговый

Апрель- май

1.Предоставить систему упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

2.Разработать методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам.

3.Совершенствовать умение составлять рассказ по своей сюжетной картинке.

4.Провести повторную диагностику уровня развития связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинам.

5.Провести повторное анкетирование родителей с целью закрепления знаний о проблеме

1.Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

2.Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам.

3.Рисование сюжетной картины и составление рассказа.

4.Повторное диагностирование уровня развития связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинам.



5.Повторное анкетирование родителей с целью закрепления знаний о проблеме. 

Воспитатели

                                           

 Используемая литература:

Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб.пособие для студ.пед.ин-тов по спец. «Дошкол.педагогика и психология». -2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

Ворошнина Л.В. Мир речи и общения: пособие по развитию речи дошкольников. – Пермь: «Книжный мир», 2002. – 208 с.

Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет.сада./ Под ред. Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.

Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для дошкольных пед.училищ. М.: Просвещение, 1977. – 239 с.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя школа №9»

(дошкольные группы)

Тема проекта: «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) при рассказывании по сюжетным картинкам».

 
Название проекта: «Рассказываем интересно» 

Выполнили воспитатели:

Фатхлисламова Т.В.

Куренкова С.А.

Тверь

2019-2020 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....