Конспект ООД "Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Урусова Ольга Павловна

Конспект по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал № 1 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 с. Субханкулово муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

                                                                                     

                                                                                     

                                                                                     

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная  область: «Речевое развитие»

Раздел: «Развитие речи»

Тема:  «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш»

Возрастная группа: «Старшая группа»

 Выполнил:

                                                                  Воспитатель: Урусова О.П.

                                                                 

                               

с. Дуслык, 2021 г

Цель: упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш.

Задачи:

1.Образовательные:

- упражнять в различении (на слух) знакомого звука 

- упражнять в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах 

- учить находить  слова со звуками ж– ш;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2.Развивающие:

- способствовать развитию фонематического слуха; 

- способствовать развитию артикуляционной моторики;

- способствовать развитию мелкой моторики;

- способствовать развитию мышления, памяти, связной речи;

3.Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Предварительная работа:

Рассматривание картинки со звуком «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф. Душ…., разучивание скороговорок.

Методы и приёмы:

1.Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.

2.Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.

3.Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.

4.Практические: подражательные упражнения, игры.

Средства реализации: игрушки жук, змея; карточки с изображением: жирафа, шарфа, журавля, кошки, жука, шишки, мышки, ромашки, машины, желудя, шиповника, жеребенка; фишки желтого и зеленого цвета, карточка для игры «Четвертый лишний»,

 су-джок массажеры.

Ход ООД.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: -Здравствуйте, дети! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.

- Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … 

Дети: ЖУК»

выставляется игрушка

Воспитатель:- Правильно дети, это жук, а зовут его Жужу.

Послушайте еще одну загадку.

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я –

Дети: ЗМЕЯ

 выставляется игрушка

Воспитатель: -Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.

Воспитатель: Дети, жук Жужу предлагает с ним поиграть!

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Дети, змейка тоже хочет с вами поиграть.

Дыхательная гимнастика «Подуем на жучка».

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Как жужжит жук? 

Дети: жжж. Хоровые и индивидуальные ответы

Воспитатель: Как шипит змея? 

Дети: шшш. Хоровые и индивидуальные ответы

Воспитатель:  ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Услышав звук ш выполняем зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

Воспитатель: У вас на столах лежат фишки желтого, зеленого цвета. Если я назову слово где вы услышите звук Ш, вы поднимаете желтую фишку. А если звук Ж, то зеленую

Предлагаемые слова для игры:

жираф, шарф, журавль, кошка, жук, шишка, мышка, ромашка, машина, желудь, шиповник, жеребенок.

Воспитатель: Молодцы

Воспитатель:  предлагаю произнести чистоговорки

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш.

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша.

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу.

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши.

Воспитатель:  перед вами на столах карточки. Положите перед собой. Рассмотрите. А теперь послушайте внимательно задание. В названиях этих картинок спрятаны звуки Ж или Ш, одна из картинок лишняя. Подумайте и зачеркните лишнюю.

Итак, начали:

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?

Хорошо справились с заданием, зачеркнули все лишние предметы.

Физкультминутка:

Попугай

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.               (Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.          (Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,                   (Делать приседания.)

Прыгал, кланялся, шалил,               (Наклоны головы или туловища вперед.)

С малышами говорил.

Воспитатель: предлагаю поиграть. Я начну предложение, а вы закончите.

Воспитатель: И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… 

Дети: животикам.

Воспитатель: Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… 

Дети: живот.

 Воспитатель: И беседовал с ужами, заяц хлопая 

Дети: ушами

 Воспитатель: Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… 

Дети: поможет.

Воспитатель: Как на тоненький ледок выпал беленький 

Дети: снежок

Воспитатель: Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… 

Дети: машине.

Воспитатель: Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень 

Дети: жарко.

Воспитатель: Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

Воспитатель: А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок массажером «Ходит ежик без дорожек»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу       Дети катают мячик в руках, делая                  

                                                                              движения вперед-назад,вправо-влево                

                                                                              между ладонями.

И иголками своими колется, колется               Дети кладут мячик на правую ладонь.              

                                                                              Каждым пальцем левой руки поочередно              

                                                                              нажимают на бугорок мячика, затем          

                                                                              меняют руки.

А я ежику- ежу ту дорожку покажу,                Мячики держат в левой руке и скатывают                

                                                                             его с правого плеча в ладонь правой руки,            

                                                                             затем меняют руки.

Где катают мышки маленькие шишки.           Катают мячик в руках, делая движения          

                                                                             вперед-назад, вправо-влево между              

                                                                             ладонями.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.  Например: снег-снежок

Воспитатель: утюг

Дети: утюжок,

Воспитатель: сапог

Дети: сапожок,

Воспитатель: петух

Дети: петушок,

Воспитатель: флаг

Дети: флажок,

Воспитатель: пирог

Дети: пирожок

Воспитатель: Молодцы ребята.

Рефлексия. Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? 

Дети: играли в дидактическую игру «Большой маленький», «Четвертый лишний»,  «Закончи предложение», произносили чистоговорки, отгадывали загадки,

Воспитатель: С какими звуками мы сегодня играли?

Дети: Ж и Ш

Ход ООД.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: -Здравствуйте, дети! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.

- Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … 

Дети: ЖУК»

выставляется игрушка

Воспитатель:- Правильно дети, это жук, а зовут его Жужу.

Послушайте еще одну загадку.

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я –

Дети: ЗМЕЯ

 выставляется игрушка

Воспитатель: -Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.

Воспитатель: Дети, жук Жужу предлагает с ним поиграть!

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Дети, змейка тоже хочет с вами поиграть.

Дыхательная гимнастика «Подуем на жучка».

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Как жужжит жук? 

Дети: жжж. Хоровые и индивидуальные ответы

Воспитатель: Как шипит змея? 

Дети: шшш. Хоровые и индивидуальные ответы

Воспитатель:  ш – это песня змеи, а звук ж– песня жука. Услышав звук ш выполняем зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

Воспитатель: У вас на столах лежат фишки желтого, зеленого цвета. Если я назову слово где вы услышите звук Ш, вы поднимаете желтую фишку. А если звук Ж, то зеленую

Предлагаемые слова для игры:

жираф, шарф, журавль, кошка, жук, шишка, мышка, ромашка, машина, желудь, шиповник, жеребенок.

Воспитатель: Молодцы

Воспитатель:  предлагаю произнести чистоговорки

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш.

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша.

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу.

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши.

Воспитатель:  перед вами на столах карточки. Положите перед собой. Рассмотрите. А теперь послушайте внимательно задание. В названиях этих картинок спрятаны звуки Ж или Ш, одна из картинок лишняя. Подумайте и зачеркните лишнюю.

Итак, начали:

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?

Хорошо справились с заданием, зачеркнули все лишние предметы.

Физкультминутка:

Попугай

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.               (Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.          (Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,                   (Делать приседания.)

Прыгал, кланялся, шалил,               (Наклоны головы или туловища вперед.)

С малышами говорил.

Воспитатель: предлагаю поиграть. Я начну предложение, а вы закончите.

Воспитатель: И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… 

Дети: животикам.

Воспитатель: Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… 

Воспитатель: живот.

 Воспитатель: И беседовал с ужами, заяц хлопая 

Воспитатель: ушами

 Воспитатель: Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… 

Воспитатель: поможет.

Воспитатель: Как на тоненький ледок выпал беленький 

Воспитатель: снежок

Воспитатель: Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… 

Воспитатель: машине.

Воспитатель: Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень 

Воспитатель: жарко.

Воспитатель: Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

Воспитатель: А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок массажером «Ходит ежик без дорожек»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу       Дети катают мячик в руках, делая                  

                                                                              движения вперед-назад,вправо-влево                

                                                                              между ладонями.

И иголками своими колется, колется               Дети кладут мячик на правую ладонь.              

                                                                              Каждым пальцем левой руки поочередно              

                                                                              нажимают на бугорок мячика, затем          

                                                                              меняют руки.

А я ежику- ежу ту дорожку покажу,                Мячики держат в левой руке и скатывают                

                                                                             его с правого плеча в ладонь правой руки,            

                                                                             затем меняют руки.

Где катают мышки маленькие шишки.           Катают мячик в руках, делая движения          

                                                                             вперед-назад, вправо-влево между              

                                                                             ладонями.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.  Например: снег-снежок

Воспитатель: утюг

Дети: утюжок,

Воспитатель: сапог

Дети: сапожок,

Воспитатель: петух

Дети: петушок,

Воспитатель: флаг

Дети: флажок,

Воспитатель: пирог

Дети: пирожок

Воспитатель: Молодцы ребята.

Рефлексия. Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? 

Дети: играли в дидактическую игру «Большой маленький», «Четвертый лишний»,  «Закончи предложение», произносили чистоговорки, отгадывали загадки,

Воспитатель: С какими звуками мы сегодня играли?

Дети: Ж и Ш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...