ОД по развитию речи (с использованием мнемотаблиц) в старшей группе "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фиалковская Ольга Александровна

Цель: Обучение детей пересказыванию с использованием мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на мнемотаблицы
  • Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,
  • числе и падеже.
  • Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки.
  • Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение
  • Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

  • Формировать доброжелательность, инициативность.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОД по развитию речи (с использованием мнемотаблиц)

в старшей группе.

Тема: Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания»

Цель:

Обучение детей пересказыванию с использованием мнемотаблиц.


Задачи:

Образовательные задачи:

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на мнемотаблицы
  • Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,
  • числе и падеже.
  • Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки.
  • Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение
  • Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

  • Формировать доброжелательность, инициативность.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

Методические приемы: Чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические упражнения, игровой момент, составление плана к рассказу в виде мнемотаблиц, физминутка, сюрпризный момент.

Предшествующая работа:

  • Первичное чтение рассказа Ушинского К «Четыре желания»
  • Беседа по содержанию рассказа.
  • Словарная работа. Объяснение слов : сенокос, карманная книжка, выражений: вволю набегался, что за прелесть.
  • Отгадывание загадок о временах года.

Материал:

  • Рассказ К.Ушинского «Четыре желания»,
  • Мнемотаблицы с изображением времен года и предметов по содержанию рассказа.
  • Блокнотики.

Ход ОД:

1. Организационный момент

- Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.

- Встанем все в круг. У всех хорошее настроение? Давайте поделимся им с гостями и друг с   другом. Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу.

Все мы – дружные ребята, мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем, как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим, не отнимем , а попросим.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно ,светло.

Сегодня утром к нам в гости приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс конверт.

- Что же там внутри? (загадка).

Стоит дерево райское.
На одном боку цветы расцветают,
На другом листья опадают

На третьем - плоды созревают

На четвертом – сучья подсыхают. (времена года)

- А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

- Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

- Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

- Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру. Я буду говорить вам начало предложения, а вам предстоит его закончить, используя противоположное по смыслу слова.

Летом погода тёплая, а зимой ...(холодная)

В сентябре ранняя осень, а в ноябре ...(поздняя)

Облако- лёгкое,  туча (тяжёлая)

Летом дни длинные, а зимой дни …(короткие)

Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).

Осенью насекомые засыпают, а весной ...(просыпаются)

Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)

В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день…(грустное)

Урожай бедный, а наоборот ...(богатый)

Яблоко кислое, а наоборот... (сладкое)

- А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

- Вспомните ,как звали мальчика, которому нравились все четыре времени года? (Митя)

Да ,ребята, об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется… Как он называется , ребята? «Четыре желания». Мы с вами уже знакомились с этим рассказом ,беседовали о его содержании.

А  сегодня я еще раз прочитаю вам рассказ и предлагаю его пересказать. Помогут вам в этом мнемотаблицы.  Проходите , ребята, к своим рабочим местам. У вас на столах лежат конверты с мнемотаблицами. Достаньте и рассмотрите. С их помощью мы составим план нашего рассказа. Я буду читать, а вы находите подходящие по содержанию рассказа таблицы и выкладывайте их на столе.

Чтение рассказа.

Воспитатель читает рассказ, дети выкладывают мнемотаблицы на своих рабочих местах. Ребята, давайте проверим, в правильной ли последовательности вы разложили таблицы. Подскажите, какую таблицу я  должна поставить первой? Что на ней изображено?  Какому времени года оно соответствует , и т.д. А теперь проверьте, у всех ли таблицы стоят в такой же последовательности?

 Физльтминутка

- А сейчас я предлагаю вам представить себя на месте мальчика  Мити из рассказа и сделать то,что ему нравилось. Хотите?

Мы на саночках катались (полуприседания)
И коньками увлекались 
(ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома 
(руки вверх,)
Хорошо, когда зима 
(прыжки на месте!)
Бабочки порхают 
(помахать руками,)
Цветы зацветают 
(наклоны вперед),
Всюду, всюду красота 
(разводят руками,)
Что за прелесть весна 
(прыжки на месте!)
Мы с отцом на сенокосе 
(имитация покоса травы,)
В речку удочку забросим 
(размахнуться, руку вперед,)
Красных ягод наберем 
(наклоны вперед)
И на сене отдохнем 
(руки за голову).
Жаркая стоит погода 
(обмахиваются,)
Лето — лучшее время года 
(прыжки на месте!)
Груши, яблоки в саду 
(руки в стороны),
Осень - лучшее время в году 
(прыжки на месте!)

Дети занимают свои рабочие места.

---  Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забывайте смотреть в свои мнемотаблицы.                                                                                           — Кто продолжит?

     Дети пересказывают рассказ по частям.

     Затем воспитатель предлагает детям перейти к мольберту, на котором расположены         мнемотаблицы по содержанию рассказа.

— Ребята, кто хочет рассказать историю с начало до конца? Не забудьте назвать автора и название рассказа. Дети пересказывают.( 2-3 ребенка)

    Предложить детям встать в круг.

-- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказывали?                                                                                                                                                                      (рассказ “Четыре желания”)

— Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).

--- Что помогло вам  запомнить содержание рассказа?

Да,  мнемотаблицы помогли вам справиться с заданием , молодцы, вы старались

 составлять свои рассказы последовательно.

Дома вы сможете пересказать рассказ своим родным и близким.                                               За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.

Прощаться, как известно, не очень интересно,

Но мы кивнем головой, помашем на прощанье,

И тихо скажем всем мы: « До свидания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе "Моя любимая игрушка"

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по развитию речи на тему«Моя любимая игрушка»с использованием мнемотехникидля детей старшей группыЦель: учить детей составлять описатель...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».

Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию и формирование способн...

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зима в гостях у ребят»

Задачи:Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей об особенности зимнего пейзажа через создание его словесного образа, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учит...