Игры и упражнения по развитию речи на тему "Поздняя осень" для детей подготовительной к школе группы ДОУ
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Поздняя осень" для детей подготовительной к школе группы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7l.t.-pozdnyaya_osen.obobshchenie-podg.gr_.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Поздняя осень. Обобщение" (подготовительная группа)

Утренний сбор детей

(игры)

Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

Ритуалы приветствия

Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе.

«Здравствуй, волшебная комната»

- Здравствуй, комната волшебная, волшебная комната, мы пришли за хорошим настроением, покоем расслаблением. Руки протягивают вперед, ладони вверх.

Дует ветер

Дует ветер, дует, дует, задувает (махи руками на себя)

Желтые листочки с дерева срывает (кружатся на месте)

И летят листочки, кружат по дорожке (на цыпочках проходят круг)

Падают листочки прямо к нам под ножки. (повернувшись вокруг себя на месте, приседают).

Руки подняли и покачали

Руки подняли и покачали- (Плавные покачивания поднятыми)

Это деревья в лесу. вверх руками; руки нагнули, (кисти встряхивание руками перед собой)

Встряхнули. Ветер сбивает росу.

В стороны руки, (горизонтальные движения руками)

Плавно помашем- вправо- влево;

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем (приседание)

Крылья сложили назад. (Руки за спину)

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Дыхательная гимнастика

Осенний букет

Раз, два, три, четыре, пять      Поочерёдно загибают пальчики на руке, начиная с большого.

Будем листья собирать      Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальчики на руке, начиная с большого

листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

Дождик

Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Кап – кап – кап!»; попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!».

Повторить 3 – 4 раза

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики)

Мимическая разминка

(развитие мимических мышц)

Как Язычок гулял в парке

Язычок проснулся, открыл окошко («Окошко»).

Умылся, причесался («Расческа»)

почистил зубки («Чистим зубки») 

и пошел гулять в парк.

Сел в машину, завел мотор («Заведи мотор»)

и поехал в парк

В парке росли клены с широкими листьями («Лопатка»)

и ели с узкими иголочками («Иголочка»)

Язычок весело шагал по тропинке («Лошадка»)

и увидел на сосне белочку.

Язычок угостил белочку орешками («Орешек»)

В парке на детской площадке

Язычок покатался на качелях («Качели»),

скатился с горки («Горка»).

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Речевая зарядка

Скороговорки

Мы листики осенние,    

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.  (легкий бег по кругу)

 Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

Осенью у Сени сени в сене.

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Чистоговорки

Стихотворения

Су-су-су – ищем мы грибы в лесу

Ов-ов-ов – много мы нашли грибов

Ину-ину-ину - мы нашли калину

Сем-сем-сем – ягоды домой несем

Жай-жай-жай – созрел в поле урожай

Ист-ист-ист – пашет поле тракторист

Осень

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Считалка

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап,

Мокрые дорожки.

Все равно пойду гулять

С Машей и Антошкой!

Раз, два, три, четыре, пять,

С нами ты иди гулять!

Плачет туча – дождь идет.

Мокнут галки у ворот.

Ветерок налетел

И тебе водить велел.

Загадки

Зрительная гимнастика

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я -… (осень)

Пришла без красок

B без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

Что ни день, то платьице пестрее,

Как-то ярче, краше, веселее…

Что это за девица-красавица

Очень уж спешит всем нам понравиться?

Только вот погода чаще хмурится…

Время года – ну какое же на улице? (Осень)

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня! (Осень)

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!  Выполняют круговые движения глазами

Слева - сосны, справа – ели.  Выполняют движения глазами влево – вправо

Дятел сверху, тук да тук.  Выполняют движения глазами вверх – вниз

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Рече-двигательные упражнения

Массаж (лица, ушей и т.д.)

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Массаж спины «Дождь»

Дети встают друг за другом паровозиком и выполняют движения

Дождь! Дождь! Надо нам   Хлопки ладонями по спине

Расходиться по домам.

Гром! Гром, как из пушек, Поколачивание кулачками.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!  Постукивание пальчиками.

Все под крышами сидят.

Только мой братишка в луже  Поглаживание спины

Ловит рыбу нам на ужин.                ладошками.

Игры (на развитие

фонетико-фонематического восприятия)

Игры (на развитие

лексико-грамматического строя речи)

Найди похожие слова

Цель: находить слова, сходные по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры.

Вариант 1.Воспитатель дает задание: «Произнеси парами названия картинок. Затем похожие по звучанию слова повтори 5-6 раз». Предлагаются пары картинок:

   Танки – санки                Улитка - калитка

   Кепка – бублик             Антенна - лимон

   Утка – будка                 Телефон - медведь

   Гном – ком                    Лампа - лапа

   Паук – индюк               Валенки – ботинки

Хорошо – плохо

Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете, образе, явлении, поступке.  Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Ход игры: Мишка раздавил теремок – это плохо, потому что…

Золушка была трудолюбивая – это хорошо, потому что…

Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения

Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

Расслабление мышц ног

Педагог: Дети, примите позу покоя. Руки — на коленях... Успокоились. Слушайте и делайте, как я (Повторяют упражнения «Кулачки», «Олени» под команду и показ педагога,)

Сжали кулачки, посильнее, чтобы косточки побелели. Теперь разжали, расслабились. Теперь подняли руки над головой, как рога у оленей. Теперь опустили, расслабились.

Руки не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Наши руки так стараются,

Пусть и ноги расслабляются...

В. Бианки «Октябрь»

Г. Скребицкий «Художник-осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Игра-путешествие: «В поисках сокровищ»

Образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе....

Проект по развитию связной речи «Мой папа» для детей подготовительной к школе группы

В проекте отражена работа по развитию связной речи детей подготовительной группы через различные  виды деятельности совместно с родителями....

Мастер-класс «Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе группы»

Мастер-класс для педагогов разработан учителем-логопедом и воспитателем логопедической группы....

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков на тему «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении» для детей подготовительной к школе группы...

Программа по развитии речи и легоконструирования для детей подготовительной к школе группе "Легоград"

Программа по развитии речи и легоконструирования для детей подготовительной к школе группе "Легоград"...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и развитию речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР III-IV уровня.

Данный конспект итогового занятия по теме "Транспорт"  разработан с опорой на презентацию в программе Smart Notebook. Интересная мотивация учебной деятельности, использование ИКТ-технол...

Конспект занятия по развитию речи На тему «Космос» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (заикание)

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, интеллектуальную и речевую активность.Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, активность, организованность; пробуждать интерес к ...