«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста в ДОУ №32»
статья по развитию речи

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_malyh_form_folklora_iz_opyta_raboty.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 3 комбинированного вида»–

«Детский сад №32»

«Использование малых форм фольклора

в развитии речи детей раннего возраста в ДОУ №32»

Авторы:

воспитатели: Ефимова Е.Ю.

Пономарева Л.Ю.

Старший воспитатель: Пряхина Н.Н

Городской округ

 Первоуральск 2021

                                                                                                                                               Использование малых форм фольклора

в развитии речи детей раннего возраста в ДОУ №32

           Филиал МАДОУ «Детский сад №3» - «Детский сад №32», один из немногих  детских садов города Первоуральска, где функционируют 2 группы раннего возраста, от 1,5 до 2 лет, с 2 до 3 дет.

          Ранний возраст очень значимый для развития ребенка, особенно его речи. Эффективным способом активизации речи малыша является – фольклор.

Фольклор – народная мудрость, народное знание, выраженные в словесном творчестве. Термин «фольклор» появился в 1846 г. в Англии. Устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста, от одного человека к другому, от поколения к поколению на протяжении веков.

Малые формы фольклора — это небольшие по размеру произведения, которые можно назвать детским фольклором. Для малышей  наиболее доступные и понятные произведения русского народного фольклора: потешки, прибаутки, частушки, колыбельные песни, сказки.

Воспитатели группы раннего возраста ДОУ №32 используют малые фольклорные формы во всех видах детской деятельности: в играх, при мытье рук, кормлении, одевании, укладывании спать, занятиях.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в детском саду; малыш скучает по дому, родным, еще не может общаться с другими детьми и взрослыми. Использование потешек увлекает ребенка, помогает ему сосредоточится на определенной деятельности. Педагоги подбирают такие потешки, которые помогают установить контакт, вызвать у малыша положительные эмоции к малознакомому человеку – воспитателю:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий,

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду,

Красно яблоко в саду!

Если в группе кто-то плачет, дети и воспитатель успокаивают такого ребенка со словами:

Не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

На шею повешу,

А потом тебя, Сашенька, утешу. и др.

Ребенок отвлекается и быстро успокаивается.

Чтобы завлечь детей в  игру педагог показывает движения и проговаривает:

Все захлопали в ладоши, дружно, веселее

Заплясали наши ножки, громче и быстрее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише,

Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше

Завертелись наши ручки, снова опустились

Покружились, покружились и остановились.

Такой подход очень нравится детям, ведь в этом возрасте они любят подражать и с удовольствием повторяют слова и движения.

Чтобы вызвать радостное настроение и положительные эмоции  у ребенка при умывании, этот процесс сопровождают потешками:

«Знаем, знаем, да, да, да.

Где тут прячется вода!

Выходи водица,

Мы хотим умыться!

Моем ручки дружно,

Нам обедать нужно!»

   

«Добрая водичка, помоги немножко-вымой у ребяток грязные ладошки…» 

Удачно подобранная потешка, помогает во время кормления. Дети, которые отказываются от еды, с удовольствием начинают есть:

«Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим.

Большими вырасти хотим!»

«А у нас ложки-волшебные немножко»

«Как у нашего Степана караулил кот сметану…»

Время гулять! Прогулка- неотъемлемый элемент здорового и правильного развития малыша. Чтобы процесс одевания был веселым, используют потешки.

Если хочешь прогуляться

Нужно быстро одеваться

Дверку шкафа открывай

И одежду доставай.

На прогулке дети с интересом играют в народные игры «Карусель», «Гуси-гуси», «Еду, еду к бабе, к деду».

Дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть? На помощь опять приходят потешки или колыбельные песенки, поющиеся ласково нараспев, имеющие монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих:

«Ай, баюшки – баюшки,

Прискакали заюшки»… или «Баю баюшки-баю» и др. колыбельные

А после сна «вернуться» к играм бодрыми и веселыми:

Потягушечки – потягушечки

От носочков до макушечки

Мы потянемся – потянемся

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем, растем!

 После сна дети охотно, с интересом одеваются  под  потешки:  

          Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застёжки

На твоей одёжке:

Пуговки и кнопочки

Разные заклёпочки.

В играх – забавах    произносят  известные детям потешки, прибаутки, чтобы дать возможность проявить речевую активность,                                                                                    например в игре с куклой:  

«Ах ты, деточка, золотая веточка»…

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую,душистую!                                                                                                                  Моет Ане (другое имя) личико,

Будет чистым лобик, носик,

Подбородок, щечки, ротик.

Как умылись хорошо,

Стало чисто и свежо

Мойся мыло не ленись,

Не выскальзывай, не злись.

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала.

Тихо, тихо, тишина, кукла, бедная, больна

Воспитатели используют потешки, где персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет («Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока» и т. Д.,  пальчиковые игры « Замок», «Шарик», «Мы платочки постираем», «Идет коза рогатая» «Кот Мурлыка» и др.

Трудно представить мир ребенка без сказки. Однажды придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость. Первые сказки – “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок” – понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.).                                                    

У малышей вызывают интерес те произведения, в которых имеются звукоподражания.

Например, в «Теремке»:

Тук, тук, тук. Кто там?

Я лягушка квакушка: ква –ква –ква. А ты кто?

А я мышка – норушка: пи – пи - пи и т.д.

 На музыкальных занятиях, праздниках, при показе кукольного театра, в развлечениях знакомят детей с такими русскими народными песнями как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «2 веселых гуся»; с детскими музыкальными  и шумовыми инструментами, также  используют малые формы фольклора, способствующие развитию речи.

Знакомство с детским фольклором развивает у детей речь. Они раньше начинают говорить, подпевать слоги, слова, произносить за взрослым стихотворный текст игр, игр-плясок, пальчиковых игр; богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Фольклор можно применять и в домашней обстановке, если вы хотите, что бы ваши дети,  как можно раньше овладели речью, любили свою культуру – необходимо как можно шире использовать фольклор в воспитании детей. Больше читайте им потешки, сказки, рассматривайте иллюстрации, пойте колыбельные песни.   Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

консультация "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста"

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возраст...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста.

В статье говорится о влиянии фолклора на развитие речи детей раннего возраста....

Консультация для родителей "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста"

Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей....

Консультация для воспитателей "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста вовремя НОД и в режимных моментах"

Времена теперь другие, как и игры, и дела.Далеко ушла Россия от страны, какой была,Но преданья старины забывать мы не должны.Слава русской старине! Слава нашей стороне!...

Презентация "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста вовремя НОД и в режимных моментах"

Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду....

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....