Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»»
план-конспект занятия по развитию речи

Билида Анна Владимировна
Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»» Цель: Развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx55.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  на тему:

«Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»»

Цель: Развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какую красивую коробку принесли  нам  из библиотеки имени Ленина.

Воспитатель обращает внимание детей на чудесную коробку и читает стихотворение.

Воспитатель:

Посмотрите - ка друзья

Чудесная коробка есть у меня.

Руку в коробку ты запусти

Сразу узнаешь, что там внутри.

Воспитатель: Что же это?

Дети опускают руку в коробку и пытаются угадать, что там внутри.

Дети: Там что – то небольшое, это наверное  маленький альбом или блокнотик.

Воспитатель: Хотите посмотреть?

Дети: Да. 

Воспитатель: Погодите здесь ещё и записка, сейчас прочитаем.  

Воспитатель читает записку.

«Дорогие ребята, мы давно дружим с вами. Вы наши самые активные слушатели и поэтому в коробке сюрприз для вас»

Воспитатель: Посмотрите,  что это?

Дети: Записная книжка.

Воспитатель: Для чего людям нужна записная книжка?

Ответы детей: Делать рисунки или что-нибудь туда записывать.

Воспитатель: Ребята, в этом блокноте уже что-то написано. Да это же загадки! Давайте прочитаем?

(воспитатель читает загадку про – времена года)

Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла...         (Зима)

Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята

- Снова к нам

Пришла …                         (Зима)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?                (Весна)

Отгадайте время года:

Жаркая стоит погода,

Рано солнышко встает,

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо,

Землянику поспевай,

Не ленись, до собирай.

В поле рожь шумит, как море,

Соловьи поют на зорях,

Травы сочные стоят,

Косари в луга спешат.                (Лето)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

Урожай собирают.

Когда это бывает?        (Осенью)

(Дети отгадывают загадки, и объясняют как догадались).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки и называли приметы зимы, весны, лета и осени.   Догадались,  о чем мы сегодня будем говорить?

- Верно, о временах года. Давайте поиграем! «О каком времени года можно сказать?»

-оно жаркое (о лете)

-она дождливая (об осени)

-она морозная (о зиме)

-она цветущая (о весне)

-она урожайная (об осени)

-оно знойное (о лете)

-она теплая (о весне)

-она золотая (об осени)

Воспитатель: - Ребята, а что вызнаете о временах года? Давайте с вами поиграем еще в одну игру «Мы по кругу идём и с собою берём…»

Динамическая пауза: п/и «Мы по кругу идём и с собою берём…»

Дети встают в круг, идут, взявшись за руки со словами: «Мы по кругу идём и с собою берём …

       …всё осеннее: листочки, дожди, овощи, фрукты и т. д…

       …всё зимнее: снежинки, льдинки, коньки…

       …всё весеннее: подснежники, ручейки, проталинки…

       …всё летнее: солнце, радугу, цветы, речку…»

Воспитатель: Вот и наступило время посмотреть, что же еще лежит в коробке: Да это же книга – рассказ К. Ушинского «Времена года»! Здорово!

А вам, ребята, интересно узнать, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?

Проходите в наш читальный зал. Сейчас мы прослушаем рассказ, который называется «Четыре желания». Написал рассказ Константин Ушинский.

(Воспитатель читает рассказ)

Константин Ушинский «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

– Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!

– Запиши твое желание в мою карманную книжку, – сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

– Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

– Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете это рассказ или сказка? Почему? Кто главный герой рассказа? Как вы думаете, какое  любимое время года у мальчика Мити?

Ответы детей: Мите полюбил и зиму, и весну, и лето и осень.

Воспитатель: А почему так получилось, как вы думаете? Чтобы помочь вам ответить, у меня есть четыре картинки, иллюстрации к сказке.

 Беседа по содержанию рассказа:

- О каком времени года первым рассказал автор, какую картинку вы бы поставили первой? (Первой была зима.)

- Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках.)

- Каким он был зимой? (Румяным и веселым.)

- Какое желание высказал мальчик своему отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

- Что предложил сделать Мите отец? (Записать желание в записную книжку.)

- Какую картинку вы бы поставили второй? (Второй была весна.)

- Кто порхал над зеленым лугом? Чем занимался Митя? (Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками.)

- Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

- Что еще делал  мальчик на лугу? (Митя рвал цветы.)

- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)

- Что сделал Митя, что бы не забыть свое желание? (Митя записал свое желание в записную книжку.)

- Найдите картинку, которую вы бы поставили третей, почему вы выбрали её? (Следующим в рассказе было лето.)

- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

- Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)

- Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

- Какое время года наступило за летом, какая картинка будет последней? (Осень.)

- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

- Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)

- Что мальчик говорил отцу? (Осень – лучше всех времен года!)

- Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

Воспитатель:

 - Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.

Что означает слово румяный? (красный, алый).

Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)

Что значит, восторг (веселье, радость).

Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

- Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним. 


Что означает слово румяный? (красный, алый).
Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много).
Что значит, восторг (веселье, радость).
Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка) 


А сейчас я предлагаю представить себя на месте мальчика Мити из рассказа, пройти на полянку отдохнуть и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались,                 (полуприседания)

И коньками увлекались.                 (ноги поочередно выставляем вперед)

Белоснежные дома,                         (руки вверх)

Хорошо, когда зима!                         (прыжки на месте)

Бабочки порхают,                         (руки в стороны)

Цветы зацветают,                         (наклоны вперед)

Вокруг такая красота,                         (руки развести в стороны)

Что за прелесть весна!                         (прыжки на месте)!

Мы с отцом на сенокосе,                 (руки в стороны)

В речку удочку забросим,                 (руки вперед),

Красных ягод наберем                         (наклоны вперед)

И на сене отдохнем.                         (руки за голову)

Жаркая стоит погода,                        (руки вверх)

Лето – лучшее время года!                (прыжки на месте)

Груши, яблоки в саду,                         (руки в стороны)

Осень – лучшее время в году!         (прыжки на месте)

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами послушаем рассказ еще раз, будьте внимательны. А потом вы попробуете пересказать его самостоятельно.

Дети садятся. Рассказ читается ещё раз, дети внимательно слушают и следят по картинкам.
Пересказ детьми с опорой на картинки. Одну часть пересказывает один ребёнок.


Воспитатель:

- Молодцы, у вас всё получилось, и наши картинки - помощники нам очень помогли. В каждом времени года есть что-то своё, неповторимое, запоминающееся, приносящее радость и новые впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского " Четыре желания "

В конспекте говорится о временах года, используется загадки, литературный текст, словесные игры для развития связной речи....

План - конспект пересказа рассказа К.Д.Ушинского "Четыре желания" (подготовительная группа)

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе пресказ рассказа К.Д.Ушинского "Четыре желания" .Данный материал будет полезен педагогам детских садов и старшим воспитателям, а также р...

Конспект игровой ситуации по развитию речи чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» во второй младшей группе

во второй  младшей  группеЦель: приобщение детей к методу  чувственного познания природы – наблюдение, через ознакомление с рассказом К.Д. Ушинского «Четыре желания&ra...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект занятия в подготовительной группе Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта

Конспект занятия в подготовительной группе Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта...

Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»»

Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»» Цель: Развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста. ...