Конспект по развитию речи «Домашние и дикие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи

Файзулхакова Венера Родавильевна

 «Домашние и дикие птицы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект по развитию речи «Домашние и дикие птицы»

 

Форма совместной деятельности:   организованная образовательная деятельность

Форма организации:  фронтальная        

Интеграция с другими образовательными областями:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: магнитная доска, изображение  деревенского домика,  картинки с изображением диких и домашних птиц, силуэт дерева, картинка с изображением гнезда.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, подкормка птиц на участке; рассматривание иллюстраций «Птицы»; беседы о птицах; дидактические игры «Детеныши птиц», «Кто как кричит»; подвижные игры « Гуси-лебеди»,  «Воробышки и кот»; чтение сказки «Цыпленок» К.Чуковского, стихотворения «Воробей» А. Барто.

Планируемые результаты:

  • Дети активно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в процессе деятельности.
  • Умеют узнавать и называть домашних и диких  птиц,  их птенцов, их отличительные признаки.
  • Умеют употреблять в речи существительные с обобщающим значением (дикие птицы, домашние птицы).
  • Умеют образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей птиц  (по аналогии).
  • Проявляют познавательный интерес к диким и домашним птицам.

Цель: Формирование словаря детей  на основе углубления знаний о ближайшем окружении. 

Задачи:

  • учить узнавать и называть домашних и диких  птиц,  их птенцов;
  • формировать умение употреблять в речи существительные с обобщающим значением (дикие птицы, домашние птицы);
  • обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Домашние  и дикие птицы»;
  • формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей птиц  (по аналогии);
  • развивать познавательный интерес к диким и домашним птицам;
  • развивать воображение, логическое мышление детей;
  • развивать мелкую моторику кистей рук;
  • воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Ход занятия

  1. Вводная часть

 Приветствие  

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Ребята, сегодня у нас гости. Как поступают вежливые дети, когда к ним приходят гости?  Поздороваемся с нашими гостями? Сначала тихо, а потом громко.

Организационный момент. Игра «Кто внимательнее?»

- Ребята, хотите узнать кто у нас самый внимательный? Вы сядете  на стульчики после того, как услышите вежливое обращение: «Садитесь, пожалуйста». 

Итак, слушайте: «Сели все!», «Быстро все сели!», «Садитесь, пожалуйста!». 

Педагог  показывает изображение  деревенского дома.

- Ребята, посмотрите, чей это дом? Вы узнали его? Правильно, это дом бабушки Даши.  А хотите отправиться в деревню к бабушке Даше?

  1. Основная часть

Педагог прикрепляет на магнитной доске изображение  деревенского  домика.

- Ребята, как хорошо у бабушки в деревне!  

- Вы помните, какие птицы живут у бабушки Даши?

Дети называют птиц, педагог выставляет изображения: петух, курица, гусь, утка, индюк.

- Ребята, а какие это птицы?  (Ответы детей). Правильно, это - домашние птицы.  

- А почему мы называем их домашними? (Ответы детей). Правильно, потому что они живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними.

- Какую пользу приносят нам домашние птицы? (Ответы детей). Правильно, они дают нам яйца, из птичьего пуха люди делают подушки).

- Ребята, а у домашних птиц есть птенцы? А вы можете назвать их?

Д/и « Кто у кого?»

Педагог показывает детям картинки птиц и спрашивает,  как называют их птенцов,  если их много: у курицы - цыплята; у утки - утята; у гуся – гусята; у индюка – индюшата.

- Молодцы, ребята, все знаете домашних птиц и их деток. А хотите побыть домашними птицами?

Физминутка

Наши уточки с утра - Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда - Га-га-га!

Наши курочки в окно - Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет: кукареку.

шагают на месте вперевалочку

вытягивают шеи и отводят руки назад

бьют руками по бокам

встают на носочки и отводят руки назад

Педагог  прикрепляет рядом с домиком  изображение вороны.

- Ребята, а  это кто ходит по огороду? (Ворона).

- Это кто, животное или птица? (Птица).

- А как вы догадались? (У нее есть клюв, крылья, тело покрыто перьями).

- Для чего птице клюв?

- Для чего птице крылья?

- Для чего птице лапки (перышки)?

- Как передвигается ворона? (Ходит, прыгает, летает).

- А бабушка ухаживает за ней, кормит ее? (Нет, ворона сама добывает себе корм, она питается червяками).

- Ребята, как вы думаете, это домашняя птица? (Нет).

- Правильно, ворона не домашняя птица, а дикая. Ворона живет на воле, вьет гнезда на деревьях, сама добывает себе корм. Ворона боится людей. Когда к ней подходишь, она улетает.

- А почему куры, утки, гуси, индюки не боятся людей? (Ответы детей). Правильно, потому что они домашние. Они живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. А они приносят пользу для людей.

- Ребята, куда мы поселим ворону? (Ответы детей). Правильно, в лес - это вороний дом.  

Педагог переставляет ворону на дерево,  прикрепляет на ветках дерева гнездо.

- Ребята, а хотите узнать, какие еще птицы живут на воле, в лесу? Для этого вам нужно отгадать загадки. Вы любите отгадывать загадки. ( Воробей, синица, снегирь, голубь, дятел).

Дети отгадывают загадки, изображение  птиц  помещают на ветку дерева.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.     (Снегирь)

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется...                 (Синица).

Это кто в беретке красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.    (Дятел)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?                         (Воробей)

Он живет на площадях,

На деревьях, и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет.     (Голубь)

- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!

- Какие это птицы? Как мы их назовем? (Дикие птицы).

- Куда мы их поселили? (В лес).  Правильно, все эти птицы живут на воле, в лесу. Ребята, посмотрите, на дерево прилетело много птиц. Посмотрите, каких птиц много на дереве?

Упражнение  «Каких птиц много на дереве?»

Педагог  прикрепляет к дереву  по очереди разных птиц.

На дереве много...ворон,

На дереве много...синиц,

На дереве много...дятлов,

На дереве много...снегирей,

На дереве много…голубей,

На дереве много…воробьев.

Беседа с детьми о диких птицах.

 - Ребята, а вы видели диких птиц у нас в городе? (Видели, около дома, в парке, на участке детского сада).

- Как вы думаете, птицам трудно зимой?  Почему? (Ответы детей).

- Правильно, зима – очень трудное время для птиц. Птицы страдают не только от холода, но и от голода. Им очень трудно отыскать под снегом корм.

- Как вы думаете, почему зимой птицам трудно добывать себе корм? (Ответы детей).

- Зимой жуки и червяки, которыми питаются птицы,  прячутся. Чтобы не погибнуть от голода, птицы летят поближе к людям.

- Ребята, как вы думаете, чем люди могут помочь птицам зимой? (Развесить кормушки, насыпать корм).  

- А какой корм можно насыпать в кормушки? ( Зерно, семечки, хлебные крошки).

- Ребята, хотите согреть птичек ласковыми словами?

Игра «Назови ласково» (с мячом).

птица – птичка, синица – синичка, воробей – воробышек,  снегирь  – снегирек, голубь – голубок, крыло – крылышко, хвост – хвостик, клюв – клювик, перо – перышко, гнездо – гнездышко, ветка – веточка, дерево – деревце, зерно – зернышко.

- Ребята, от ваших ласковых слов птичкам стало теплее, но они голодные.  А вы хотите покормить птичек? Посмотрите, у нас на разносах что-то лежит (зерна, бусинки, пуговиц – все перемешано). Ой, кто – то все перемешал!

- Что  из этого можно дать птицам? (Ответы детей).

- Но что же нам делать? (Ответы детей).

Дети выбирают семечки.

- Молодцы, ребята! Как много зернышек  вы собрали!

  1. Заключительная часть

- Скажите ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- Вспомните, каких птиц мы встретили у бабушки в деревне?

- О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали?   

- Каких диких птиц вы запомнили?

- Как можно помочь  птицам в зимнее время?

- Хотите на прогулке покормить птиц? А вечером вы сможете рассказать своим родителям о том, как вы кормили птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект проведения нод по развитию речи " Домашние и дикие животные" подгот гр.

Конспект проведения НОД в подготовительной группе по развитию речи (итоговое) "Домашние и дикие животные"....

Конспект по развитию речи "Домашние птицы"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе (2-3 года)...

Дидактическая игра по развитию речи «Домашние и дикие животные» для детей раннего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по развитию речи«Домашние и дикие животные» для детей раннего дошкольного возраста.  Задачи:- расширять и закреплять знания детей о диких и домашних ...

Конспект занятия по развитию речи "Домашние животные и птицы" для средней группы

На занятии дети учатся вести диалог и правильно строить фразы, посредством вовлечения в словестно-дидактические игры....

конспект по развитию речи "Домашние животные. Птицы"

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВТИЮ РЕЧИНА ТЕМУ:«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. ПТИЦЫ»...

Развитие речи «Домашние и дикие животные» Средняя группа

Развитие речи "Домашнии и дикие животные" средняя группа...