Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности
статья по развитию речи (старшая группа)

Гулак Мирослава Андреевна

 

«Самая большая на Земле роскошь  - это роскошь человеческого общения»  А. Сент – Экзюпери

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Коммуникативные игры, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.

В трудах Л.С.Выгодского, прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Поэтому нами активно проводится  работа по развитию коммуникативных навыков у детей, где мы  беседуем о дружбе, на такие темы  как "Добро не требует награды", "О заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо дружить», так же мы  включаем  игровые упражнения, о которых я хотела бы рассказать Вам сегодня  поподробней:

 

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

 

  1. Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

  1. Рассказ по кругу

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

 

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и. ” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

 

  1. Изобрази пословицу

 

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов,мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

 

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

 

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

 

“Как аукнется, так и откликнется”

 

  1. Магазин игрушек

 

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

 

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

 

  1. Разговор через стекло

 

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить. ”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.

 

  1. Моё настроение

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

Таким образом, с помощью коммуникативных  игр  у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать и развивать: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Центр- развития ребенка – детский сад № 83» Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности Подготовила: Гулак М.А воспитатель Хабаровск, 2020

Слайд 2

«Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения» А. Сент – Экзюпери

Слайд 4

Вежливые слова Цель: развитие уважения в общении, учить пользоваться вежливыми словами.

Слайд 5

Пресс-конференция Цель: развитие умения вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Слайд 6

Рассказ по кругу Цель: развитие умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения .

Слайд 7

Изобрази пословицу Цель: развитие умения использовать невербальные средства общения .

Слайд 8

« Магазин игрушек» Цель: развитие умения выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Слайд 9

«Разговор через стекло» Цель : развитие у детей умения пользоваться мимикой и жестами

Слайд 10

« Моё настроение» Цель: развитие умения описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"

Опыт работы по теме "Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"написан в стихах собственного сочинения и отражает крадко актуальность данной темы,цели,задачи,формы работы с ...

Развитие коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности

Восприятие  театрализованной  деятельности  не  требует  особой  предварительной  подготовки  и  доступна  детям,  дошкольного  возрас...

Статья Развитие коммуникативных навыков средствами игровых приёмов и методов.

Развитие коммуникативных навыков средствами игровых приёмов и методов....

Развитие коммуникативных навыков средствами игровых приёмов и методов.

Игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности....

Перспективный план по развитию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность детей 5 -6 года жизни

        Общение детей со сверстниками и взрослыми сведено до минимума, что ведёт к неумению выражать свои мысли, чувства, речь ненасыщенна эмоционально. Театрализация  ...