Развитие активного словаря детей 3-4 лет с использованием комплекса игр с пальчиками.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Лиховидова Светлана Юрьевна
Способствуем развитию речи детей, развиваем мелкую моторику и координацию движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс пальчиковых игр для развития активного словаря для детей 3-4 лет

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

«Дождик»

Тихий, тихий, тихий дождик

Дождик, дождик кап-кап-кап

(Садимся на пол и стучим по нему обоими ладошками)

А потом сильнее дождик (быстрее стучим)

Дождик, дождик кап-кап-кап

Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим)

Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши)

В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясем ими)

И тишина тсс, тсс (подносим палец ко рту, как-будто показываем "тише")

Вдруг голос ветра сменился (поднимаем руки вверх и качаемся)

И вот снова дождик, тихонько.

Ты слышишь? (снова стучим ладошками по полу тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше

Наверно сейчас барабанить он станет

Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро)

«Рябиновые бусы»

Кисти рябины
(Кисти рук расслабить и держать их кончиками пальцев вниз)
Сияют на солнце.
Ветки, качаясь,
(Изобразить деревья обеими руками и слегка ими покачивать)
Стучатся в оконце.
(Изобразить окошко: сложить ладони домиком, кончики больших пальцев соединить, заглянуть в «окошко».)
Ягодки бережно
(Попросите ребенка изобразить, как он собирает ягоды с кустика)
С кисти снимаю,
Крепкую нитку
(Поднять вверх левый указательный палец – это «иголка», а правый указательный палец будет имитировать нитку, вдеваемую в иголку
В иголку вдеваю.
Ягодку к ягодке я нанижу,
(Левой рукой делать «колечки», поочередно соединяя указательный палец со всеми остальными, а правым указательным пальцем «нанизывать» колечки на «нитку»)
Яркие бусы друзьям покажу.

«Пришла зима»

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед).

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

«Пришла весна»

Пришла весна красная,

Пришла весна ясная.

(Вращать кистями рук.)

Птицы громко поют,

Людям спать не дают.

(Соединять и разъединять указательные пальцы со средними – «птицы открывают и закрывают клюв».

Помахать кистями рук.)

Пчелы гудят,

В поле летят.

С поля идут –

Медок несут.

(Указательным и средним пальцами сначала правой, а затем левой руки «идти» по столу.)

«Солнышко»

Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (показывают волну)

Прилетели сто грачей, (машут руками)

А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)

А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)

«Крестики-нолики»
А попробуйте, друзья,

Девочки и мальчики,

Крестики и нолики

Складывать из пальчиков!

Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол:

1) крестики – зацепить безымянный палец за мизинец или средний за указательный. Удержать это положение пальцев как можно дольше;

2) нолики – соединить подушечками большой палец с указательным, затем – со средним, безымянным пальцами и с мизинцем.

«Ладушки, ладушки»

 Ладушки, ладошки,

Звонкие хлопошки.

Где вы бывали,

Что вы видали? Да. Кубики сложили,

Мостик смастерили. Вот!

Кашку варили, ложкой мешали.

Куколку кормили, Собачке давали.

Ам! Рылись в песочке,

Клали пирожки, Ля-ля-ля-ля, На!

«Пальчики на прогулке»

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистит стол,

Этот резал,

Этот ел,

Ну, а этот лишь глядел!

«Сорока – белобока»

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Кашу не варил,

печку не топил,

дрова не носил.

Ему и нет ничего!

«Братья»

 Ивану – большаку – дрова рубить,

Ваське – указке – воду носить,

Мишке – середке – печку топить,

Тришке – сиротке – кашу варить,

 А крошке Тимошке – песенки петь.

 Песни петь и плясать,

 Родных братьев потешать.

«Продукты питания»

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всѐ мы испечем в печи.

Очень вкусно!

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Это долька для ежа.

Это долька для моржа.

Это долька для утят,

Это долька для котят,

Это долька для бобра,

А для волка кожура.

Он сердит на нас беда,

Разбегайтесь кто куда.

«Смешные человечки»

Бежали мимо речки

Смешные человечки.

Прыгали, скакали,

 Солнышко искали.

Забрались на мостик и забили гвоздик.

А потом бултых в речку, где же человечки?

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трѐм, трѐм (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнѐм, мнѐм (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладѐм и пробуем.

«Комар»

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик-ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладошками вокруг и на себя).

«Снежный ком»

Мы с тобой снежок слепили (Имитация лепки)

 Круглый, крепкий, очень гладкий,(Гладим кулачок, стучим по нему)

 И совсем, совсем не сладкий.(Погрозить пальцем)

 Раз-подбросим,(Имитация руками движений)

 Два-поймаем, Три- уроним,

 И сломаем.(Потопать ножками)

«Кулачок» (мама загибает пальчики ребёнку)

Этот пальчик - маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик - слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик - длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик - сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик - толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе кулачок!

«Медвежонок»

Кончики больших пальцев руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

«Рыбки» (ребёнок сам выполняет движения)

Рыбки весело резвятся (сложить две ладошки вместе)

В чистой тёпленькой воде. (Двигаем вместе сложенными ладошками)

То сожмутся, разожмутся, (сжимаем ручки в кулачки и разжимаем)

То зароются в песке.(Делаем «замок»)

«Белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого.

«Овощи»

 У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец)

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик –бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

«Соберу грибы»

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!» (Показывают удивление, разводят руки в стороны.)

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь –

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой. (Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)

А мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу! (Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят».)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всѐ мы испечем в печи. (Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

«Новый дом»

 Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери, мой друг!

(Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)

Мы построим новый дом,

(Ставят рядом ладошки-«стены»)

Есть окошко в доме том.

Есть еще одно, повыше,

(Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей»)

«Замок»

На двери висит замок, (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок»).

Кто открыть его бы смог? (повторение движений).

Потянули, (пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону).

Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).

Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

И — открыли! (пальцы расцепить, ладони в стороны).

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»).

Ну, а к дому путь закрыт. («ворота»).

Мы ворота открываем, (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем. («дом»).

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне, ("цветок с закрытыми лепестками»).

Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами- вместе и врозь).

Дружно дают под землей корешки(«корни»).

«Мышиная семья»

Это папа - мышь. (дети показывают большой палец)

Он красивый, как все мышки:

У него мягкая шкурка, (дети гладят одной рукой кисть другой руки)

у него большие уши, (рисуют в воздухе пальцем уши)

у него острый носик, (дети складывают кончики пальцев вместе и приставляют их к носу)

А хвост во-о-о-о-т такой! (дети показывают отрезок примерно 30 см).

Повтор: для мамы мыши - указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный.

А это мышка-малышка. (дети показывают мизинец)

Она совсем не похожа на других мышей! (дети качают головой)

Шѐрстка у неѐ гладкая, ушки маленькие, носик остренький, а хвостик во-о-о-т такой! (показывают руками всѐ, как и прежде, только меньших размеров, хвост примерно 5-7 см).

«Гости»

К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики) Здравствуй Жанна, (большой и средний)

Рад Серѐжа, (большой и безымянный)

Рад Снежана (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки!

«Дом»

Стук -стук- постук, раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат

- Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щѐчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

«Весѐлый гном»

Жил да был весѐлый гном (дети показывают руки над головой, изображая колпачок)

с круглыми ушами. (описывают руками большие круги вокруг ушей)

он на сахарной горе 55 (локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник)

спал под воротами. (пальцы изображают ворота)

Вдруг откуда ни возьмись великан явился, (руки высоко подняты над головой)

съесть он гору захотел, (подносят руки ко рту)

только подавился! (дети смеются)

Ну а что ж весѐлый гном?

Так и спит глубоким сном! (дети изображают спящего гнома)

«Паучки»
(Игру лучше выполнять стоя)
Паучок бежал по ветке. 
(Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.)
Вместе с ним бежали детки. 
(Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.) 
С неба дождик вдруг полил. 
(Встряхивать кистями, имитируя дождь.) 
И на землю всех их смыл. 
(Хлопнуть ладошками по коленям.)
Стало солнце пригревать. 
(Показать солнышко, прижав основания ладошек друг к другу и растопырив пальцы в разные стороны.)
Вот ползет паук опять. 
(Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя. )
А за ним полезли детки. 
(Подняться пальчиками вверх по руке до плеч. )
Вместе ползают по ветке. 
(Пальчики «ползают» по голове.)

«Колобок»

(Играть нужно, сидя за столом)

Колобок — румяный бок.

Убежал он за порог.

Левую руку положить на стол ладошкой кверху. Правую руку держать над ней ладошкой вниз и делать ею круговые движения, как будто катаете шар.

Скок – скок – скок, скок – скок – скок.

Убежал он за порог.

Ладонь правой руки сжать в кулачок и ритмично постукивать им поочередно по подушечкам пальцев левой руки. Последний раз «стукнуть» в центр ладошки.

Покатился Колобок

По тропе в густой лесок.

Поменять руки и делать левой рукой круговые движения, как будто катаете шар.

Скок – скок – скок, скок – скок – скок.

По тропе в густой лесок.

Постукивать кулачком левой руки по пальчикам правой руки. Закончить «ударом» в центр.

Повстречал он там Зайчонка.

Обеими руками показать зайчика  зажать кулачки, поднять вверх средние и указательные пальцы и сгибать  разгибать их.

И сердитого Волчонка.

Держать кисти перед собой, развернув ладошками вперед. Растопырить пальцы на обеих руках и слегка согнуть пальцы, имитируя когтистую лапу.

Медвежонка косолапого.

Сжать ладошки в кулачки и ритмично «походить» ими по столу.

А Лисица Колобка провела и сцапала.

Соединить пальцы обеих рук в замок.

«Слон и мышка»

Игру можно выполнять сидя за столом.

Слон большущий, как скала.

Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Мышка — нет. Она мала.

Опустить руки на стол, сложить пальцы щепоткой.

А была бы со слона.

Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Съела кошку бы она.

Хлопнуть в ладоши.

«Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).

Река покрывается льдом в ноябре –

Руки сжимают в «замок».

Поздняя осень стоит на дворе.

Разводят руками перед собой.

«Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Показывают большой палец, вращая им.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял - и был таков!

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.

«Новогодние игрушки»

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

«На заправке»

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Обеими руками «крутят руль» перед собой.

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать –

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

«Посчитаем»

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду транспорт я считать.

Сжимают и разжимают пальчики.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок.

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).

Постучался на порог. (кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики — друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).

Друг без друга им нельзя.

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять

(разжимание пальцев, по одному, начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре пять,

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые — догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики — бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые—пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское игровое экспериментирование в развитии активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование на тему " Детское игровое экспериментирование в развитии активного словаря детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством иллюстраций"

Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений по развитию активного словаря дошкольников. Раскрываются методы и приемы, позволяющие эффективно осуществлять совмест...

"Использование дидактических игр в развитии активного словаря детей среднего дошкольного возраста"

Цель: повысить речевой уровень детей,  развивать активный словарь....

Методическая разработка "Использование малых фольклорных жанров в развитии активного словаря детей третьего года жизни"

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует их отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В связи с этим обоснованно использован...

Методическая разработка "Использование малых фольклорных жанров в развитии активного словаря детей третьего года жизни"

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В связи с этим обоснованно использование ...