Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"
методическая разработка по развитию речи

слесаренко татьяна владимировна

Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастная группа

Задачи  развития образной речи  у детей

Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения этих задач.

Младший дошкольный возраст

(3-4 года)

В этой группе  работа с образной речью осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров  Необходимо обращать внимание на образный язык сказок, стихотворений, привлекая детей к повторению запомнившихся слов, выражений, песенок персонажей.

Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев сказки. И даже если они повторяют образные слова за  воспитателем, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития образной выразительности в более старшем возрасте.

После слушания сказок  можно предложить ребенку повторить песенку действующих лиц. После чтения сказок ребенок запоминает такие образные названия героев, как петушок — золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза-дереза и др.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают детям образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения, которые воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Песенки, потешки, заклички

 «Как у нашего кота...», «Котик серенький...», « У кота ли, у кота, колыбелька золота…», «Водичка-водичка...», «Наша Маша», «Заинька», «Волк-волчок шерстяной бочок...», «Гуси вы, гуси...», , «Петушок», «Уж ты, радуга- дуга», «Ах ты, ноченька, ночка темная!», «У нас на дворе туман, туман…», «Весна, весна красная!», «Ты трава ли моя, травушка…», «Как по лугу, лугу…»,

Сказки

«Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.; «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса». «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева.


Поэзия

К. Бальмонт «Осень»; А. Блок «Зайчик»; А. Кольцов «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и  семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»); С. Гродецкий «Кто это?»; В.Берестов «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; К. Бальмонт «Комарики-макарики»; П. Косяков «Все она»; А. Барто «Девочка чумазая».

Рассказы

К. Ушинский «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; М. Зощенко «Умная птичка»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»);

В. Бианки «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев «Синий шалашик».

Средний дошкольный возраст

(4-5 лет)

В средней группе продолжается развитие у  детей образной речи. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

Происходит ознакомление детей с загадками, построенными на описании и сравнении; формирование представления о жанре загадки; ознакомление со скороговорками, их назначением, обучением четко произносить их, придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснять назначение и особенности колыбельной песни; помочь заучить текст колыбельной.

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по  художественной форме.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное —замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту русского языка.

Необходимо упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Ставятся задачи формирования эмоционально – образного восприятия произведений, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своей речи.

Предлагаются творческие задания – выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонации.

Песенки, потешки, заклички.

 « Из-за леса, леса темного…», «Нападала порошица…», «Уж ты, зимушка-зима…», « Уж ты, ласточка, мила пташечка…», « Солнышко, повернись!»,  «Полно, беленький снежочек…»,  « Из-за лесу, лесу темного…»,  «Сегодня день целый...», «Солнышко-ведрышко...»,  «Иди, весна, иди, красна...», «Ах ты, радуга, дуга…», «Высоко звезда восходила…».

Сказки

  «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Жихарка», обр. И. Карнауховой «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова - Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Кот, петух и лиса»; «Заюшкина избушка» русс.нар.сказка; «Гуси-лебеди»;

Поэзия

 И. Бунин «Листопад» (отрывок); А. Майков «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким «Первый снег»; А. Барто «Уехали»; С. Дрожжин «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин «Поет зима — аукает...»; Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков «Зима»; С. Маршак стихотворения из серии «Круглый год»; Е. Баратынский «Весна, весна» (в сокращении); С.Дрожжин «Весеннее царство»; А.Блок « После грозы»; А.Толстой «Запад гаснет в дали бледно- розовой»; И.С.Аксаков «Жар свалил. Повеяла прохлада»; А.Блок «Летний вечер».

Рассказы

 В. Вересаев. «Братишка»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух»; К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Лошадка».

 
Литературные сказки

М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота».



Старший дошкольный возраст

 (5-7 лет)

Задачи по развитию образной речи решаются в тесной взаимосвязи с ознакомлением старших дошкольников с разными жанрами художественной литературы.

Разнообразные творческие задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности во многом влияют на развитие образной речи.

Специальные творческие задания, проводимые на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок, развивают поэтический слух и подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимом и антонимов к фразеологизмам помогает понять обобщенный смысл малых фольклорных форм (зарубить на носу – запомнить навсегда; повесить голову – загрустить) и т.д.

Образная речь должна развиваться в единстве с другими качествами связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики.

Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова  и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов с использование образных слов и выражений. Систематическая работа, направленная на развитие образной речи, приведет к тому, что дети будут стремиться использовать образные слова и выражения не только при сочинении сказок и рассказов, но и в самостоятельной речи.

У детей появляется внимание к образному слову, его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к своей речи.


Песенки, потешки, заклички

«Как на тоненький ледок...»; «Николенька-гусачок...»; «Уж я колышки тешу...»; «Как у бабушки козел...»; «Ты мороз, мороз, мороз...»: «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...»; «Ранним-рано поутру...»: «Грачи-киричи...»;«Уж ты, пташечка, ты залетная...»; «Ласточка- ласточка...»: «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...». «Лиса рожью шла...»; «Чигарики-чок-чигарок...»; «Зима пришла ..»; «Идет матушка весна...»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...». Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка ..»; «Масленица, Масленица!». Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил – вот колесо». Небылицы. «Богат Ермошка». «Вы послушайте, ребята».

Сказки

«Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна - лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова;  «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Марья – Моревна» русск.нар.сказка.

Рассказы

Рассказы Е.Чарушина; М.Пришвина, К Паустовского, В.Бианки «Лесная газета»; И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Зима вьюжная»; Г.Снегирев «Скворец»; М.Пришвин «Кладовая солнца», «Времена года»; В.Осеева «Волшебная иголочка»; Е.Пермяк «Некрасивая елка», «Новое платье королевы», «Первая улыбка»; рассказы К Паустовского: «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Растрепанный воробей» и др.

Поэзия

 И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...»; М. Цветаева «У кроватки»; С. Маршак «Пудель»; С. Есенин «Береза», «Черемуха»; И. Никитин «Встреча зимы»; А. Фет «Кот поет, глаза прищурил...»; С. Черный «Волк»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»; А. Барто «Веревочка»;   А. Плещеев «Мой садик»; М. Волошин «Осенью»; С. Городецкий «Первый снег»; М. Лермонтов «Горные вершины» (из Гёте); Ю. Владимиров «Оркестр»; Г Сапгир «Считалки, скороговорки»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»; П. Соловьева «День и ночь»; Н. Рубцов «Про зайца»; А. Блок «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; B. Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев «Весенние воды»; А. Фет «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий «На реке»; «Вот пришло и лето красное...», рус. нар. песенка; А. Блок «На лугу»; Н. Некрасов «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин «За весной, красой природы...» (из поэмы «Пытаны»); А. Фет «Что за вечер...» (в сокр.); С. Черный «Перед сном», «Волшебник».

Литературные сказки

 B.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик»; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; В. Даль «Старик - годовик»; П. Ершов «Конек-Горбунок»; К. Ушинский «Слепая лошадь»; И. Соколов-Микитов «Соль земли»; Г. Скребицкий «Всяк по - своему».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач...

Консультация для воспитателей на тему: "Цели и задачи познавательного развития в условиях ФГОС в разных возрастных группах"

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового...

Карты к тематическому контролю "Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп ДОУ"

Технологические карты к тематическому контролю "Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп ДОУ"  могут оказаться полезными для начинающих старших воспитателей, ра...

Консультация "Цели и задачи познавательного развития в условиях ФГОС в разных возрастных группах"

Ребенок  с рождения стремится к познанию окружающего мира, познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового....

Консультация "«Развитие социальных навыков у детей разных возрастных групп»"

Содержание консультации поможет воспитателям вспомнить, что такое навык и социальный навык, а также как развивать у дошкольников разных возрастных групп социальные навыки....

Консультация для воспитателей на тему: "Цели и задачи познавательного развития в условиях ФГОС в разных возрастных группах"

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении н...

Примерные планы проведения индивидуальной работы по развитию математических представлений у детей разных возрастных групп

Рекомендации воспитателям ДОУ по проведению индивидуальной работы с детьми разных возрастных групп по РЭМП...