Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Зимующие птицы»
учебно-методический материал по развитию речи

Задачи:  

1.Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы».

2.Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

3.Совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение использовать слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом, формировать навыки фонетического восприятия.

4.Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему            «Зимующие птицы» (старшая группа)

Задачи:  

1.Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы».

2.Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

3.Совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение использовать слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом, формировать навыки фонетического восприятия.

4.Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.

Оборудование:   картинки изображением зимующих птиц: ворона, воробей, голубь, синица, снегирь, дятел;  мяч.

Организационный  момент.

Л: Ребята, какое сейчас за окном время года? (Зима!) Сегодня мы поговорим с вами о птицах. Послушайте стихотворение  Александра Яшина  «Покормите птиц»:

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна, будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Л: Ребята, как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

Д: Зимующие птицы.

Л: Ребята, рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.

Д: Ворона, воробей, сорока, голубь.

Л: Молодцы, а сейчас  послушайте загадку и отгадайте, о какой птице говорится в загадке?

Птичка-невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок, получается прыжок. (
Воробей)
Л: Правильно воробей. Расскажите про воробья. Какой он?

Д: Воробей серенький, шустрый, маленький, быстрый….

Л: Это птица всем известна. Послушайте загадку и скажите, о какой птице говорится.

Эта птица всем знакома, важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит, и спокойно улетит.

Очень хитрая персона, а зовут её (Ворона)

Л: Посмотрите  и расскажите про ворону. Какая она?

Д: Это большая, черная, хитрая, важная птица.

Л: Молодцы ребята, отгадайте последнюю загадку.

Хоть я не молоток - по дереву стучу:
В нём каждый уголок, обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и  акробат прекрасный. (
Дятел)

Л: Ребята расскажите, что вы знаете о дятле?

Д: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывает жучков из-под коры.

Л: Ребята посмотрите внимательно на картинку, скажите, что на ней изображено.

Д: Кормушка.

Л: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

Д: Люди.

Л:  Для чего они это сделали?

Д: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.

Л: Ребята есть птицы, которые прилетают к нам только зимой – синицы, снегирь (показываю картинки).

- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато – серая и черная голова и крылья. У синички грудки желтые, а головки и крылья черные.

Л: Ребята, а эту птицу все вы знаете, и расскажите  о ней сами.

Д: Это голубь, живет  и в городах и в лесу. Он большой, воркующий, люди кормят голубя хлебом.

Л: Хорошо ребята, мы с вами вспомнили многих птиц. А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Игра «Послушай и повтори».

Л: Ребята, а теперь мы с вами узнаем, кто, как  поёт (показываю соответствующую картинку птицы и подражаю пению птиц).

Синица «цинь – цинь»

Дятел «тук – тук»

Ворона «кар – кар»

Воробей «Чирик – чирик»

Голубь «гу – гу»

Игра «Назови ласково».

Л: А теперь ребята назовем наших птичек ласково (бросаю мяч ребенку и называю  птицу, н-р: снегирь – снегирёк).

Синица – синичка.

Голубь  - голубок.

Воробей – воробушек.

Игра «Посчитай».

Л: А теперь посчитай наших птичек!

Н -р: одна ворона, две вороны…пять ворон и т.д.

Рисование воробья.

Л: Ребята,

Нарисуйте кисточкой (карандашом) овал и круг – это  туловище и голова воробья. Раскрасьте. Нарисуйте хвостик, глаза и лапки. Последние это крылышки нашего воробья.

Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием.

Итог занятия.

Л: Ребята, о каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом?                      Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

E:\Парунина Е.Н\зима.jpg

C:\Documents and Settings\st\Рабочий стол\Парунина Е.Н\дятел.gif                

E:\Парунина Е.Н\ворона.jpgE:\Парунина Е.Н\воробей.jpgE:\Парунина Е.Н\голубь.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа)

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия, приложение с карточками для игры "Угадай по части целое" и карточками-опорами для составления описательного рассказа. Занятие п...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Зима"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи II-III уровня речевого развития....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Зима»

Коррекционно-образовательные цели:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние забавы», учить отвечать на вопросы, составлять пр...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В конспекте представлены игры, загадки, чистоговорки, скороговорки и стихотворения  по  автоматизации звука "С" (Лексическая тема «Зима»)...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “Зима. Зимующие птицы” (старший дошкольный возраст)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “Зима. Зимующие птицы” (старший дошкольный возраст)Тема. Зимующие птицы.Цель: Закрепление и обогащение представлений о зимующих птица...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Перелётные и зимующие птицы»

Развитие связной речи детей, совершенствование грамматического речи....