Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мартынюк Ирина Алексеевна
Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Чтение и пересказ были Л. Н. Толстого «Лев и собачка» в старшей группе».

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста

Задачи:

Образовательные:

• Формировать у детей активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.

• Обучать детей приемам планирования собственного пересказа.

Развивающие:

• Активизировать и обогащать словарный запас.

• Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания.

• Развивать интонационную выразительность речи.

• Упражнять в изменении силы голоса,

• развивать голосовой аппарат.

Воспитательные:

• Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.

Материал: Книга Л. Н. Толстого «Лев и собачка», серия картин для рассказа, игрушка собачка.

Ход занятия:

Приветствие «Доброе животное»

Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д.

Воспитатель показывает детям портрет Л. Н. Толстого.

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого. Какие произведения этого автора мы с вами читали? (Ответы детей.)

-Ребята, вы были когда-нибудь в зоопарке? Каких животных вы там видели? А видел кто-нибудь, как кормят животных? (Ответы детей.)

-Раньше животных в зоопарке нередко кормили бездомными животными. Послушайте, что рассказал Л. Н. Толстой о случае, который произошёл в одном таком зоопарке. История, о которой рассказал нам Л. Н. Толстой, произошла давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен - когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта- сострадание, сохранилось в нём до конца жизни. Сострадание-умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.

Воспитатель читает быль Толстого «Лев и собачка»

— Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ?

— Почему? (здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы).

— Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.

— Какие события происходили: грустные или весёлые?

— Какими словами ещё можно назвать это произведение, эти события? (грустные, печальные, тоскливые).

— Где происходят события? (в зверинце).

— Кто главный герой? (лев и собачка).

— Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).

— А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, весёлая, дружелюбная).

— Что было в начале? (собачку бросили в клетку льву на съедение).

— Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собачку, тронул её лапой смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собачку).

— Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).

— Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собака спала положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли.)

— Что произошло однажды? (Барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать её обратно.)

— Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал).

— Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год.)

— Что случилось потом? (Собачка заболела и умерла).

— Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал её лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).

— Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев?

(Тотчас разорвал её на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней)

— Что стало со львом? (Он умер.).

— Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.).

— Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».)

— Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим? Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история? (Ответы детей.)

Физкультминутка.

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные).

-Послушайте пословицы, как вы понимаете их смысл?

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга -ищи, а нашёл - береги.

Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.

-Подходят ли они к данному произведению? Чему учит нас это произведение? (Ответы детей.)

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю почувствовать себя иллюстраторами. Иллюстратор- это художник, который рисует иллюстрации (картинки) к книжкам. Проходите за столы на свои места и давайте нарисуем каждый свою картинку к были Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Итог. Поощрение.

Какое произведение мы сегодня изучили? Какой был лев в рассказе? (добрый, преданный, очень любил собачку). Кто приходил к нам в гости? (ответ детей).

ЛЕВ И СОБАЧКА
(Быль)

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя, хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...