Семинар - практикум для педагогов на тему: "Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста"
материал по развитию речи

Зарипова Диляра Зифировна

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_zauchivaniya_stihotvoreniy.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста».

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится

к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного,

пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

В.Г.Белинский

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

Когда ребенок учит стихи — развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, расширяется кругозор и словарный запас.

При заучивании с детьми стихов перед педагогом стоят две задачи:

1.Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно.

Обе задачи решаются одновременно. Если в начале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно.

Педагоги при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.

Вопрос к педагогам: Как вы думаете, почему дети плохо запоминают текст?

Во-первых, трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями.

Во-вторых, причина трудностей может носить логопедический характер: у ребёнка не сформировано чувство ритма, имеются различные нарушения в произношении, в слоговой структуре слова.

В- третьих, у дошкольника не развито слуховое внимание и память.

При заучивании стихов педагоги довольно часто используют принцип «повторение - мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда.

При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память - это эмоциональная.

Значит, разучивание должно быть для дошкольника веселым и эмоциональным, и при этом содержание стихотворение должно соответствовать возрасту, быть представляемым и понятным.

У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к заучиванию стихотворения.

На скорость заучивания, положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит также от мотивации.

Вопрос к педагогам: «Предложите варианты мотивации». 

Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы.

Предлагаю, рассмотреть классический способ заучивания стихотворений.

Он состоит из нескольких этапов:

1.Подготовительный этап.

Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихотворении.

2.Выразительное чтение стихотворения взрослым.

Далее взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение! Есть еще один важный момент, эмоциональное раскрытие ребенка происходит быстрее, когда педагог не зачитывает стихотворение, а рассказывает его наизусть, вызывая тем самым изумление ребенка.

3.Обсуждение. 

Задайте следующие вопросы?

 – О чем стихотворение?

– Понравилось ли тебе?

– Что запомнилось из стихотворения? Кто главный герой? Какой он? и т.д.

4. Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.

Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка постараться его запомнить.

5.Воспроизведение стихотворения ребенком.

Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стихотворение на следующий день, вечером папе и так далее.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:

- игровые (стихотворение А. Барто "Мячик" читается и обыгрывается с куклой

и мячом);

Вопрос к педагогам: «Какой игровой прием можно использовать при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка»?» Например, дети изображают, как они едут на лошадке.

- досказывание детьми рифмующего слова;

- чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

-частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Так, в сказке К. Чуковского "Мойдодыр" один ребенок  или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: "Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист".

-драматизация с игрушками, если стихотворение дает в возможность использовать игрушку;

- воспроизведение игровых стихов методом игры ("Телефон" К.Чуковского).

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов.

(Дыхательная гимнастика)

Выразительность исполнения требует развития техники речи: дыхания, дикции. С этой целью проводятся разнообразные упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

Практика (Четверостишия для расставления интонаций)

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

   В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка»,  Е. Благинина «Огонек», Д. Хармс «Кораблик», стихи С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч»; Е.Серова «Одуванчик», и др.). В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал.  

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В этом возрасте популярны скороговорки, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха». Кроме этого рекомендуется отрабатывать навыки выразительного чтения юмористического стихотворения.

 В подготовительной к школе группе даются для заучивания сложные стихотворения, басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

1. Все стихотворения в дошкольном учреждении разучиваются с детьми педагогом.

2. Не рекомендуется заучивать стихи хором.

Вопрос к педагогам: «Как вы думаете, почему?» так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

3. Стихотворение заучивается целиком, а не по одной строчке, желательно заучивать четверостишиями.

4 В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы.

5. В процессе заучивания наизусть воспитатель обращает внимание на выразительность чтения детьми. Нельзя допускать, чтобы при заучивании дети говорили монотонно, однообразно интонируя каждую строчку.

6. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.

Заключение

 «Стих — это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма».

В. Г.Короленко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"

1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Памятка для педагогов и родителей:«Секреты» заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Памятка для педагогов и родителей «Секреты»  заучивания стихотворений  с  детьми дошкольного возраста»     Состав...

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».

Создание условий оказания помощи родителям в овладении мнемотехническими приемами для развития навыков заучивания стихотворений с детьми....

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми»

Семинар-практикум для родителей« Использование  мнемотехники при  заучивании стихотворений с детьми»       Цели:повышение педагогической культу...

Семинар – практикум для педагогов на тему «Методика обучения детей дошкольного возраста приемам лепки»

Семинар посвящен методике лепки в детском саду. На протяжении всего периода дошкольного обучения воспитатель учит детей лепить, используя все доступные детям техники. И оттого насколько воспитатель бу...

Консультация для педагогов "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста."(самообразование)

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»...