Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» Развитие речи для детей 6-7лет Тема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Яковлева Татьяна Андреевна

Конспект открытого занятия

по образовательной области «Речевое развитие»

Развитие речи для детей 6-7лет

Тема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство». Образовательная область : речевое развитие

Возраст детей: 6-7 лет

Цели: Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить отрывок из стихотворения о зиме И.З. Сурикова «Детство». Создание условий для развития у детей познавательного интереса через вовлечение в сюжетно-игровую ситуацию.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Добиваться хорошего запоминания отрывка из стихотворения И.З.Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу.
  2. Обогащать словарный запас детей по теме «Зима».
  3. Закрепить понятия «Рифма», однокоренные слова.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
  2. Развивать связную речь, диалогическую речь, умение обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста, поэтический слух.
  3. Развивать лексико-грамматическую сторону речи по теме «Зима»
  4. Развивать интонационную выразительность речи

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

2.     Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения друзей.

Интеграция образовательных областей:

 - физическое развитие

 - познавательное развитие

 - социально – коммуникативное развитие

 - речевое развитие

Методы:

-  Словесные: беседа-диалог, игровая ситуация, загадки.

- Наглядные: рассматривание картин, презентация, чтение стихотворения с использованием         мнемотаблицы.

-  Здоровьесберегающие: физминутки.

Образовательная область : речевое развитие

Возраст детей: 6-7 лет

Цели: Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить отрывок из стихотворения о зиме И.З. Сурикова «Детство». Создание условий для развития у детей познавательного интереса через вовлечение в сюжетно-игровую ситуацию.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Добиваться хорошего запоминания отрывка из стихотворения И.З.Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу.
  2. Обогащать словарный запас детей по теме «Зима».
  3. Закрепить понятия «Рифма», однокоренные слова.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
  2. Развивать связную речь, диалогическую речь, умение обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста, поэтический слух.
  3. Развивать лексико-грамматическую сторону речи по теме «Зима»
  4. Развивать интонационную выразительность речи

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения друзей.

Интеграция образовательных областей:

 - физическое развитие

 - познавательное развитие

 - социально – коммуникативное развитие

 - речевое развитие

Методы:

-  Словесные: беседа-диалог, игровая ситуация, загадки.

- Наглядные: рассматривание картин, презентация, чтение стихотворения с использованием         мнемотаблицы.

-  Здоровьесберегающие: физминутки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Шуньгская СОШ»

Медвежьегорский район

Выполнила воспитатель: Яковлева Татьяна Андреевна

Самоанализ занятия по развитию речи в подготовительной подгруппе: « Заучивание отрывка стихотворения И.Сурикова «Детство».

Общие сведения:

Ведущая образовательная область: речевое развитие

 Возрастная группа— подготовительная

 Количество участников— 5 человек.

 Место проведения – МКОУ «Шуньгская СОШ»

Тема занятия: « Заучивание отрывка стихотворения И.Сурикова «Детство»

Цели: Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить отрывок из стихотворения о зиме И.З. Сурикова «Детство». Создание условий для развития у детей познавательного интереса через вовлечение в сюжетно-игровую ситуацию.

Исходя из заданных целей , я определила следующие задачи, которые нужно было решить в ходе занятия:

Образовательные задачи:

  1. Добиваться хорошего запоминания отрывка из стихотворения И.З.Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу.
  2. Обогащать словарный запас детей по теме «Зима».
  3. Закрепить понятия «Рифма», однокоренные слова.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
  2. Развивать связную речь, диалогическую речь, умение обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста, поэтический слух.
  3. Развивать лексико-грамматическую сторону речи по теме «Зима»
  4. Развивать интонационную выразительность речи

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения друзей.

Планируемы результаты:

- знакомство со стихотворением, осмысленное прочтение текста, заучивание наизусть с опорой на мнемосхемы, разъяснение непонятных детям слов и выражений.

- развитие и обогащение лексико-грамматической стороны речи по теме «Зима», «Зимние забавы»

- добиться эмоционального отклика от детей при знакомстве и прочтении стихотворения.

Занятие было разработано, в соответствии с ФГОС и образовательной программой

ДОУ на основе Образовательной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.).

При разработке и проведении занятия  учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, а также уровень их развития.

С детьми проведена предварительная работа: чтение сказок,  разучивание стихотворений и зиме,  загадывание и отгадывание загадок, речевые игры на тему «Зима, зимние забавы», рассматривание иллюстраций, обсуждения картин известных художников на тему «Зима», проводились подвижные игры на улице и в группе ( катание с горки, игры со снегом).

Учитывая все это, а также поставленные цели и задачи занятия, было определено  содержание занятия, определена форму проведения, методы и приемы для положительного результата.

Занятие интегрированное, что способствует решению поставленных задач в комплексе. Сочетает в себе образовательные области: «Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Физическое развитие» «Коммуникативное развитие» и «Социализация».

Все этапы занятия были взаимосвязаны и подчинены заданной теме и поставленным целям, и задачам. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость детей и сохранить их познавательный интерес.

Ребята динамично переключались со словесных упражнений на другие задания. На всех этапах занятия активизировалась речь, познавательная и двигательная активность детей.

   Структура занятия условно разделена на несколько этапов, взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети выполняли различные действия:

  1. Вступительный: дети в игровой форме определяют, что начинается занятие и при помощи наводящей загадки сами определяют, о чём пойдёт речь на занятии.

- это позволяет настроить в эмоционально-доброжелательной атмосфере, смотивировать детей на работу

  1. Повторение и закрепление имеющихся знаний о зиме, её приметах, признаках. Дают характеристику этому времени года (речевые упражнения «Доскажи словечко», «Скажи ласково», «Назови определения», «Закончи предложение». Рассматривание иллюстраций и репродукций картин о зиме.

- этот этап занятия подводит детей к тому, что время года – зима – разная, все видят её по-своему. И она может быть весёлой. Ставится проблемный вопрос: почему?

  1. Знакомство с отрывком стихотворения «Детство» И.Сурикова и с самим автором. Объясняются предпосылки создания этого стихотворения, исходя из биографии автора.

- Слушание и просмотр видеоролика рассчитано на слуховое и зрительное восприятие текста и его содержания и на эмоциональный отклик.

- Беседа по содержанию, разъяснение непонятных слов и выражение. Тем самым, обогащение словарного запаса детей.

  1. Совместное прочитывание стихотворения с опорой на мнемосхемы с одновременным разъяснением для более глубокого понимания и восприятия.

- Обращается внимание детей на интонацию прочтения.

  1. Игровое обыгрывание ситуации, описываемой в стихотворении.

- подчёркивается, что все мы не раз падали в сугроб, что в этом нет ничего страшного.

      6. Дети самостоятельно собирают мнемосхемы в нужной последовательности на доске.

           - это позволяет детям вспомнить последовательность сюжета и повторить содержание стихотворения.

        7. Дети по очереди пробуют самостоятельно прочитать стихотворение, опирась на схемы, пользуясь подсказками воспитателя.

        8. Заключительное прочтение стихотворения.

        9. Рефлексия.

Продуманность размещения оборудования, смена видов деятельности – всё это поддерживало интерес и предупреждало утомляемость, развивало коммуникативные навыки.

Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.

На занятии  я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Использовала методы:

1. Словесный (вопросы к детям, загадки, речевые упражнения, похвала, поощрение, уточнение, беседа, использование художественного слова, диалог, пояснения, объяснения);

2. Наглядно-демонстрационный (слайды презентации, мнемосхемы ,  иллюстрации)

3. Практическо-игровой (инсценировка, показ, рассматривание, выполнение заданий.)

4. здоровьесберегающий (физминутки)

5. Метод контроля (анализ работы по итогам занятия).

Данные методы способствовали оптимизации индивидуального развития каждого ребенка. У детей была возможность перемещаться в пространстве;

Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом.  

Длительность занятия 30 минут ( с учётом двух физминуток), что соответствует нормам СанПина.

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены, так как они соответствовали возрасту детей.

Дети расширили и свой словарный запас, активизировали воображение, фантазию, мышление. Научились решать интеллектуальные и личностные задачи.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания. На занятии создана непринужденная, доверительная обстановка.

Но наряду с положительными моментами имеются и недостатки.

В силу психологических особенностей не все дети смогли в полной мере раскрыться для общения. Возможно,  некоторые дети, чувствуя ответственность момента, присутствие посторонних для них людей, испытывали некоторый дискомфорт, стеснение, и как следствие, неуверенность. И в этом есть моя недоработка. Я, как воспитатель, должна была настроить детей, отвлечь, снизить тревожность, чтобы все дети смогли в полной мере показать свои знания и возможности.

    В целом хочу отметить, что занятие удалось, поставленные задачи выполнены, о чём свидетельствует выполнение заключительного задания  - чтение отрывка стихотворения наизусть.

По рефлексии детей в конце занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, что основная мысль, заключённая в тексте стихотворения, ими понята в полной мере. А это самый главный показатель моей работы воспитателя.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового открытого занятия в образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) «Путешествие в страну Красивой речи» (Старшая группа «Б»)

Задачи:Образовательные: Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать  простейшие умозаключения. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения. Закрепление согласования п...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»

Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...

Конспект открытого просмотра по образовательной области «Речевое развитие» в группе для детей 3-4 лет на тему: «Лесные жители».

В процессе занятия дети учится отвечать на вопросы, отгадывать загадки,составлять кластер на тему «Дикие животные». Закрепляют понятия один - много, умение соотносить слова, обоз...

НОД по области Речевое развитие (развитие речи) в средней группе по теме: «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»Образовательная область: Речевое развитиеЦель-Выяснить, какие...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Зимние забавы» (для детей разновозрастной группы)

Цель: формирование грамматического строя речи и обучение рассказыванию.Задачи: Образовательные:- закрепить названия зимних игр, зимний спортивный инвентарь, загадки о нём;- учить детей словообразовани...

Конспект открытого занятия по образовательной области ‹‹речевое развитие››- развитие речи для детей 6-7 лет Тема: «Путешествие в страну эмоций»

Цель: формирование у детей умения передавать словесное изображение в описании героев и событий сказки, сохраняя положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения....