Лексическая тема "Профессии"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: продавец (кассир), врач, дворник, повар, воспитатель, учитель, почтальон, шофер (водитель), контролер, кондуктор, швея, парикмахер, письма, журнал, пассажир, покупатель, пациент, больница, школа, детский сад, магазин, касса, весы, иголка, градусник (термометр), шпатель, кастрюли, нож, ножницы, иголка, нитки и др.; глаголов: лечить, учить, заниматься, подметать, варить, жарить, готовить, водить, проверять, шить, продавать, посылать, отправлять, получать, доставлять, выписывать, покупать, взвешивать, выбирать, платить; прилагательных: тяжелый, легкий, внимательный, добрый, строгий, вкусный, свежий, почтовый, срочный, ценная, заказное, поздравительная; наречий: вкусно, быстро, внимательно, интересно, красиво.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professii.docx | 71.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Профессии»
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: продавец (кассир), врач, дворник, повар, воспитатель, учитель, почтальон, шофер (водитель), контролер, кондуктор, швея, парикмахер, письма, журнал, пассажир, покупатель, пациент, больница, школа, детский сад, магазин, касса, весы, иголка, градусник (термометр), шпатель, кастрюли, нож, ножницы, иголка, нитки и др.; глаголов: лечить, учить, заниматься, подметать, варить, жарить, готовить, водить, проверять, шить, продавать, посылать, отправлять, получать, доставлять, выписывать, покупать, взвешивать, выбирать, платить; прилагательных: тяжелый, легкий, внимательный, добрый, строгий, вкусный, свежий, почтовый, срочный, ценная, заказное, поздравительная; наречий: вкусно, быстро, внимательно, интересно, красиво.
Игры и упражнения
Игра «Один – много»
Повар – повара - много поваров
Почтальон – … - много …
Врач – … - много …
Водитель – … - много …
Воспитатель – … - много …
Упражнение «Кто что делает?»
Учитель – учит врач – …
Строитель – … повар – …
Воспитатель – … парикмахер – …
Водитель – … пожарный – …
Продавец – … хирург – …
Певица – … почтальон – …
Игра «Кому это нужно для работы?»
Газеты, письма, журналы нужны …
Кастрюли, поварёшки, сковородки - …
Градусник, шприц, шпатель - …
Автобус, автомобиль - …
Упражнение «Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно»
Водитель лечит, а врач водит автобус.
Повар разносит газеты, а почтальон варит суп.
Упражнение «Сосчитай до 5»
Один повар, два …, три …, четыре …, пять …
Один почтальон, два …, три …, четыре …, пять …
Упражнение «Он, она и они»
Он, она учит, а они учат.
Он, она лечит, а они …
Он, она стрижёт, а они …
Он, она воспитывает, а они …
Он, она продаёт, а они …
«Кто работает на этом виде транспорта?»
На тракторе работает … (тракторист).
На экскаваторе работает …
На кране работает …
Поезд водит …
Машину водит …
На самолёте летает …
«Объясни, что делает человек этой профессии»
Хлебороб – выращивает хлеб; Садовод – …
Рыболов – … Пчеловод – …
Лесоруб – … Трубочист –
Пальчиковая гимнастика
Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель, (Последовательно соединять
Продавец, шахтёр, строитель… пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
Отгадайте загадки с детьми,
расскажите им про профессии, о которых они не знают
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель)
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (Врач)
Мы от простуды вновь страдаем,
Врача мы на дом вызываем.
Он выдаст нам больничный лист.
А кто он как специалист? (Терапевт, педиатр)
Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач - … (Ветеринар)
Этот доктор удалит
Мне легко аппендицит.
Скальпель – лучший его друг,
Кто же доктор тот? … ! (Хирург)
Бередят его сознание
Все пернатые создания.
Друг грачей, ворон, синиц,
Изучает он всех птиц. (Орнитолог)
Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?
В очках и при свете и то не суметь.
А он между тем разглядел сквозь неё
Не только меня, но и сердце моё. (Рентгенолог)
Он – друзей четвероногих
Всеми признанный знаток,
Воспитатель очень строгий,
Крепко держит поводок.
Учит он в собачьей школе,
Как команды выполнять.
Все боксеры, доги, колли
Назубок должны их знать. (Кинолог)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач, доктор)
На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам! (Маляр)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём. (Строители)
Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире. (Каменщики)
За коровами глядит,
А когда на них сердит,
Громко щёлкает кнутом.
Так загадочка о ком? (Пастух)
Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся ... (Агроном)
Кто по круче чуть заметно
К туче, к туче
Метр за метром
Поднимается с трудом —
На спине несёт свой дом. (Альпинист)
Прыгнул вниз —
На цветке повис,
Земли коснулся —
Цветок свернулся. (Парашютист)
Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился –
Эклеры, кекс, «Наполеон».
Теперь подумай, кто же он? (Кондитер)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
Каждое его творенье -
Просто сказка, объеденье,
Мысли, творчества полет.
Тот, кто пробовал, поймёт. (Повар)
В ресторане их найду я -
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках. (Повар)
В детском садике обед,
Повар пробу с блюд снимает.
Но ведь мамы рядом нет,
Кто ж на стол там накрывает? (Няня)
Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист)
По морскому ходит дну,
Беспокоя глубину.
Он под илом всё отыщет,
Корабля заварит днище,
Если течь, стряслась беда —
Не помеха и вода. (Водолаз)
На станке детали точит
Этот кадровый рабочий.
Без его умелых рук
Не собрать ни танк, ни плуг. (Токарь)
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - … (Шофёр)
Сейчас, дружок, вопрос такой:
Скажи, как называют
Рабочего, что под землёй
Нам уголь добывает. (Шахтёр)
Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи. (Гончар)
Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши! (Полицейский)
Что за сторож есть такой
На фабричной проходной?
Всех работников он знает,
Посторонних не пускает. (Вахтёр)
Назубок законы зная,
Все права нам разъясняя,
Споры наши разрешает,
А виновных осуждает. (Судья)
В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли. (Кондуктор)
Он где-то в студии сидит
И в микрофон свой текст читает.
А слышат, что он говорит,
Лишь те, кто радио включает. (Диктор)
Он – вежливый, добрый, но строгий –
Работник железной дороги.
Встречает он нас на перроне
И с нами поедет в вагоне. (Проводник)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
Он по ночам не может спать,
Он должен звёзды сосчитать
И в телескоп увидеть свет
Всех неизведанных планет. (Астроном)
Кто по круче чуть заметно
К туче, к туче
Метр за метром
Поднимается с трудом —
На спине несёт свой дом. (Альпинист)
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам! (Библиотекарь)
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент! (Дирижёр)
Он в пьесе роли не играет,
Он за актёром наблюдает.
Забудет кто-то роль едва -
Подскажет нужные слова. (Суфлёр)
Он работает, играя
(Есть профессия такая).
Он на сцене с давних пор.
Та профессия … (Актёр)
Серебристая игла
В небе ниточку вела.
Кто же смелый нитью белой
Небо шил,
Да поспешил –
Хвост у нитки распушил? (Лётчик)
Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист,
Должен знать он очень много,
Потому что он ... (Артист)
Может он с коня свалиться
И ничуть не ушибиться.
Трюки все он исполняет,
И актёров подменяет. (Каскадёр)
Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать? (Режиссёр)
Об артистах он всё знает,
Их со сцены объявляет. (Конферансье)
Так его комичен вид –
Даже плаксу рассмешит!
На арене выступает,
Скуку быстро разгоняет. (Клоун, шут)
Иглою огненной портной
Шьёт кораблю
Костюм стальной. (Электросварщик)
Как называются пилоты
В одной команде самолёта? (Экипаж)
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек. (Лесник, егерь)
Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ? (Пограничник)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. (Пограничник)
Есть у Андрюши старший брат –
Отличной выправки солдат.
Несет он службу, но притом
Вооружен водой, багром.
Он на посту в мороз и в зной.
Скажите, кто же он такой? (Пожарный)
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост … (Солдат)
Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной. (Моряки)
Малолетний морячок
Любит море горячо.
Может лишь пока мечтать
За штурвалом постоять! (Юнга)
В приморском городе живёт,
Он корабли в порту встречает,
На борт им сходни подаёт
И в трюмах грузы размещает. (Докер)
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (Парикмахер)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете,
Её давно бурёнки знают,
Всегда мычанием встречают
И за её нелёгкий труд
Всё молоко ей отдают. (Доярка)
В спорте толк он точно знает,
Он спортсменов наставляет. (Тренер)
Кто гантели поднимает,
Дальше всех ядро бросает?
Быстро бегает, метко стреляет,
Как одним словом Их всех называют? (Спортсмены)
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка, —
Будет и тебе одёжка. (Швея, портниха)
Его работы ждёт земля,
Едва рассвет лучи зажжёт.
Весной расчешет он поля,
Наступит осень — пострижёт. (Фермер)
Стихотворения для автоматизации поставленных звуков
Профессии разные есть,
Все сразу не перечесть:
Доктор лечит людей,
Учитель учит детей,
Повар готовит обед,
Пожарных смелее нет,
Строитель построит нам дом:
Все дружно жить будем в нём.
Стены покрасит маляр,
Сантехник починит кран,
Электрик включит нам свет,
Плотник постелет паркет,
А если ты хочешь всё знать,
Учёным тебе надо стать. И. Михеева
СТОЛЯР (звуки С, Л, Р)
У Семена-столяра
Дело спорилось с утра:
Он строгал, пилил, сверлил,
Гвоздик молотком забил,
А шуруп блестящий верткий –
Быстро завернул отверткой.
Так он смастерил буфет,
Стол, комод и табурет.
А потом их шлифовал,
Ярким лаком покрывал
И приделывал к ним ручки,
Ножки и другие штучки.
ПОВАР (звуки Л, Р, Ч)
Повар Вася очень ловко
Чистит ножиком морковку,
Сыр на крупной терке трет:
Взад-вперед да взад-вперед.
Суп мешает поварешкой
И толкушкой мнет картошку,
Режет ножиком укроп:
Вжик-вжик-вжик и в миску оп!
Получилось вкусно чтобы,
Лично с блюд снимает пробы.
Всё посолит, поперчит
И горчицей погорчит.
ПОГРАНИЧНИК (звук Ж)
Охранять границу — важно!
Пограничника зовут.
С верным псом они отважно
Службу РОДИНЕ несут.
ЛЁТЧИК (звуки С, Ль)
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
ПОЖАРНЫЙ (звуки С, Ч)
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, — это точно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Материал для теоретической и практической подготовки студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Овощи" Лексический материал Лексический материал
Лексический материал "Овощи"...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...