Многофункциональное пособие по развитию сенсорных, моторных и тактильных восприятий и навыков у детей 2-4 лет. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КВАДРАТЫ "ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Рябова Валентина Васильевна

Многофункциональное пособие по развитию сенсорных, моторных и тактильных восприятий и навыков у детей 2-4 лет.    

Пособие состоит из 16 мягких модулей четырех основных цветов. Модули выполнены из синтепона и цветного габардина. На каждом модуле пришиты липучки и пуговицы в виде цветка с петелькой для скрепления модулей в единое наборное полотно. Конфигурацию наборного полотна можно менять, варьировать в зависимости от поставленной перед ребенком задачи.

С одной стороны, на каждом модуле пришита кнопка для закрепления на ней различных картинок.

К цветным мягким модулям разработаны несколько дидактических игр и упражнений. В папках разложены шаблоны и картинки различных предметов по темам, вырезанные из материалов разной фактуры, цвету, форме, размеру (фетр, флазелин, флис, губчатая вискоза, салфетки ПВХ).

Дидактические игры разработаны в соответствии с разделами комплексно-тематического планирования в младших группах Н.С Галициной. По данной программе работаем в течение всего учебного года. Тематика дидактических упражнений разнообразна: «Овощи и фрукты», «Одежда», «Золотая осень», «Посуда», «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Транспорт», «Цвет, форма и размер» и др.

Пособие Занимательные квадраты: «Хочу всё знать!» можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в свободное время (застегивание и расстегивание пуговиц, липучек, кнопок, выкладывание изображений на модули определенного цвета).

Мягкие модули – квадраты можно скрепить в виде прямой и извилистой дорожки, что дает возможность использовать как физкультурное оборудование и в свободной двигательной активности. Для этого модули необходимо скрепить обратной гладкой стороной.

Мягкие модули-квадраты оказывают релаксирующий эффект.

Пособие способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения, восприятия органов чувств, вестибулярного аппарата).

Использование этого пособия обеспечивает быстрое установление эмоционального положительного общения между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения к друг другу, настраивает ребенка на эффективную результативную работу в будущем. Повышение интереса, движение и познание – это ключи к успешному развитию детей.

 К пособию Занимательные квадраты «Хочу всё знать!» разработаны дидактические игры и упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_kvadraty_hochu_vsyo_znat.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад

№ 11 г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Многофункциональное пособие по развитию сенсорных, моторных и тактильных восприятий и навыков у детей 2-4 лет.

Занимательные квадраты:

«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

 

 

 

Разработала:

                         воспитатель Рябова В.В.

 

 

 

 

 

 

г.Белорецк, 2019

Занимательные квадраты: «Хочу всё знать!»

Многофункциональное пособие по развитию сенсорных, моторных и тактильных восприятий и навыков у детей 2-4 лет.    

Пособие состоит из 16 мягких модулей четырех основных цветов. Модули выполнены из синтепона и цветного габардина. На каждом модуле пришиты липучки и пуговицы в виде цветка с петелькой для скрепления модулей в единое наборное полотно. Конфигурацию наборного полотна можно менять, варьировать в зависимости от поставленной перед ребенком задачи.

С одной стороны, на каждом модуле пришита кнопка для закрепления на ней различных картинок.

К цветным мягким модулям разработаны несколько дидактических игр и упражнений. В папках разложены шаблоны и картинки различных предметов по темам, вырезанные из материалов разной фактуры, цвету, форме, размеру (фетр, флазелин, флис, губчатая вискоза, салфетки ПВХ).

Дидактические игры разработаны в соответствии с разделами комплексно-тематического планирования в младших группах Н.С Галициной. По данной программе работаем в течение всего учебного года. Тематика дидактических упражнений разнообразна: «Овощи и фрукты», «Одежда», «Золотая осень», «Посуда», «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Транспорт», «Цвет, форма и размер» и др.

Пособие Занимательные квадраты: «Хочу всё знать!» можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в свободное время (застегивание и расстегивание пуговиц, липучек, кнопок, н6акладывание изображений на модули определенного цвета).

Мягкие модули – квадраты можно скрепить в виде прямой и извилистой дорожки, что дает возможность использовать как физкультурное оборудование и в свободной двигательной активности. Для этого модули необходимо скрепить обратной гладкой стороной.

Мягкие модули-квадраты оказывают релаксирующий эффект.

Пособие способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения, восприятия органов чувств, вестибулярного аппарата).

Использование этого пособия обеспечивает быстрое установление эмоционального положительного общения между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения к друг другу, настраивает ребенка на эффективную результативную работу в будущем. Повышение интереса, движение и познание – это ключи к успешному развитию детей.

 К пособию Занимательные квадраты «Хочу всё знать!» разработаны дидактические игры и упражнения:

1.     «РАСЦВЕЛИ В САДУ ЦВЕТОЧКИ»

Цель игры: развивать у детей умение различать предметы по цвету, сравнивать цвет выбранного предмете с цветом игрового поля (модуля). Развивать мелкую моторику.

Дидактический материал: игровое поле, составленное из 16 мягких модулей (четырех основных цветов) с кнопкой посередине; 16 цветочков из флиса (четырех основных цветов) с кнопкой по центру, игрушечные лейки.

Предварительная работа: составление игрового поля вместе с детьми с помощью липучек и пуговиц.

 Ход игры. I вариант.

Воспитатель предлагает детям подобрать каждому мягкому модулю «полянке» свой цветок и прикрепить его на кнопочку по центру модуля. По ходу игры взрослый задает вопросы детям:

«Какую по цвету полянку ты выбрал?»

«Какой цветок распустился на твоей полянке? Какого он цвета?

Когда игровое поле будет заполнено, педагог раздает детям игрушечные лейки. Они «поливают» цветник, закрепляют цвета.

 

Примечание: В первом варианте игровое поле скреплено по 4 модуля одного цвета в один ряд. Во втором варианте модули скреплены с чередованием цветов, что усложняет задачу малышам.

 2.     «НАЙДИ СВОЮ ДОРОЖКУ»

Цель игры: развивать умение различать основные цвета, учить группировать предметы по назначению (легковая машина, грузовая машина), соотносить цвета игрового поля и предмете, активизировать речь детей, закреплять названия основных цветов.

Дидактический материал: 4 «дорожки», состоящие из 4-х модулей (красная, синяя, желтая, зеленая), по 4 изображения легковых и грузовых машин.

 Ход игры.

Воспитатель предлагает вниманию детей 4 дорожки, задает вопрос: «Какого они цвета? Рядом на столике разложены изображения легковых и грузовых машин. Детям предлагается разложить машины по назначению, отдельно.

Педагог задает вопросы детям:

«Какая это машина?»

Что она перевозит?»

Затем взрослый обращает внимание детей на цвет машин и предлагает найти каждой машине соответствующую дорожку. Дети выполняют задание, раскладывая машины по дорожке и играют с ними.

 

3.  Дидактическое упражнение:

«РАЗЛОЖИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ПРАВИЛЬНО ПО ЦВЕТУ»

Цель: развивать зрительное восприятие, различать их форму, цвет, сравнивать цвет геометрических фигур с цветом отдельных фрагментов наборного полотна, группировать геометрические фигуры.

Дидактический материал: 16 мягких модулей скрепленных длинной дорожкой, модели геометрических фигур из фетра

 (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) четырех основных цветов.

Предварительная работа: скрепление игровой дорожки при помощи пуговиц вместе с детьми.

Ход.

Воспитатель предлагает рассмотреть фигуры, лежащие на столе, назвать их, обращает внимание детей, что геометрические фигуры разные по цвету, дает задание сгруппировать фигуры по цвету и разместить их правильно на цветовой дорожке. Дети выполняют задание и закрепляют названия четырех основных цветов.

 4.     Дидактическое упражнение: «ВОТ ЛИСТОЧКИ РАЗНЫЕ»

Цель: развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, величину, сравнивать предметы и группировать их по этим признакам.

Формировать понятие «один», «много».

Дидактический материал: Три дорожки, состоящие из трёх модулей (красная, желтая, зеленая), по три листика разного цвета и размера.

Предварительная работа: составление дорожки из мягких модулей детьми по заданию взрослого.

Ход.

Воспитатель обращает внимание на разноцветные листики. Уточняет их цвет, форму. Задает вопрос: «В какое время года бывает листопад? (осенью), «Как еще называют осень во время листопада?» (золотая). Педагог предлагает собрать осенние листики по цвету. Затем раскладывает листики одного цвета в ряд и обращает внимание детей на размер листочков, даёт задание расположить листики одного цвета по размеру о малого к большему (или наоборот) Вместе с детьми взрослый подводит итог выполнения задания.

 5.     Дидактическое упражнение: «ЗЕЛЕНЫЕ ЛИСТИКИ НА ЗЕЛЕНОЙ ДОРОЖКЕ»

Цель: познакомить детей с зеленым цветом, развивать умение различать цвета, путем сравнения предметов. Развивать мелкую моторику.

Дидактический материал: Три модуля и три листика из флиса зеленого цвета (3 шт.)

Ход.

Воспитатель предлагает детям прикрепить модули зеленого цвета (3 шт.) в один ряд с помощью пуговиц. Обращает внимание на цвет (зеленый), даёт задание собрать листочки зеленого цвета и разложить их на зеленую дорожку. В процессе выполнения задания уточняет цвет листиков и цвет дорожки.

6.     Дидактическая игра: «ПОМОЖЕМ КУКЛЕ МАШЕ ВЫБРАТЬ ПОСУДУ ДЛЯ ЧАЕПИТИЯ»

Цель игры: Продолжать учить детей группировать предметы по цвету и назначению. Формировать понятие «один – много». Развивать мелкую моторику. Продолжать формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактическое оборудование: четыре модуля одного цвета. Модели чайной посуды из фетра (модели чайной посуды и цвет модулей одного цвета), кукла Маша.

Предварительная работа: составление игрового поля из четырех мягких модулей с помощью липучек и пуговиц.

Ход игры.   

 В гости к детям приходит кукла Маша.

- Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Поздоровайтесь с ней.

У Маши скоро День рождения, к ней придут ее подружки. Но у Маши разбился любимый чайный сервиз, и она просит нас помочь выбрать посуду для чаепития. Дети давайте купим посуду в магазине.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат трафареты разной посуды.  С помощью наводящих вопросов помогает детям выбрать нужную посуду для чаепития, уточняет её назначение и цвет. Дети покупают посуду в магазине.

 -Ребятки, а что нужно постелить, когда накрываешь на стол? (скатерть)

 Давайте подберем скатерть такого же цвета, как и посуда. Какого цвета будет скатерть?

Дети выбирают, расставляют чайную посуду на скатерти.

Кукла Маша благодарит детей за помощь.

7.     Дидактическая игра : «ВЕСЕЛЫЕ ПОВАРА»

Дидактическое оборудывание:  4 игровых поля разного цвета (по 4 мягких модуля в каждом. Фигурки посуды, вырезанные из фетра разложены в ряд на столе, кукла в поварском наряде.

Предварительная работа: подготовка игровых полей с помощью липучек и пуговиц.

Ход игры.

- Дети, в столовую привезли новую посуду. Повара не успевают разложить посуду по своим местам. Давайте поможем навести порядок в столовой и разложить посуду по кладовым. Детям предлагается разложить посуду по назначению и цвету. Воспитатель задает новодящие вопросы детям.

«Сколько посуды привезли в столовую?» (много)

«Для чего нужна кастрюля?»

 «Сколько поваров работает в столовой?» (один)

Кукла-повар благодарит детей за помощь и предлагает приготовить обед вместе.

« Какую посуду мы возьмем, чтобысварить суп?»(дети выбирают фигурки посуды, имитируют движения воспитателя, закрепляют названия овощей.

«Из каких фруктов сварим компот? (яблоки и груши) (Имитация движений повара). Закрепляют названия посуды.

Воспитатель «пробует» обед, хвалит детей.

Детям предлагают продолжить сюжетную игру « Накормим куклу обедом».

8.     Дидактическое упражнение: «ПОСАДИ ОВОЩИ НА ГРЯДКУ»

Цель: развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, обобщать предметы по цвету, подбирать модули того же цвета. Продолжать учить понимать слова: «цвет», «такой же», «разные». Развивать мелкую моторику у детей.

Дидактический материал: 4 дорожки, состоящие из 4-х мягких модулей, скрепленных пуговицами, силуэты овощей, вырезанные из флиса 4-х основных цветов, корзина.

Предварительная работа: Скрепление мягких модулей с помощью пуговиц и липучек.

Ход.

Воспитатель предлагает детям выйти в огород и рассмотреть урожай овощей. В корзинке лежат овощи. Воспитатель достает фигурки овощей одного цвета и раскладывает их на столе. Предлагает детям рассмотреть овощи, назвать их цвет, вспомнить название, найти по цвету грядку, на которой они росли. (То же с другим цветом). Затем дети раскладывают овощи на грядку.

«Чтобы овощи выросли такими аппетитными, красивыми, мы за ними должны были ухаживать (поливать).

Воспитатель предлагает взять лейки и «полить грядки».

 

 

9.     Дидактическая игра: «ОВОЩНОЙ МАГАЗИН»

Цель: продолжать учить детей узнавать и называть цвет предметов и соотносить его с образцом. Развивать внимание.

Дидактическое оборудование: модули 4-х основных цветов, корзинки четырех основных цветов, шаблоны овощей, вырезанные из флиса.

Ход.

Воспитатель надевает фартук и косынку.

«Дети, я буду вашей мамой. Помогите мне сходить в магазин за овощами.

Детям раздают картинки разных цветов, подводят к столу, на котором разложены овощи и предлагает выбрать овощи по цвету корзинки.Взрослый задает наводящие вопросы, закрепляет знания детей об овощах, цвете. Дети «покупают» овощи и раскладывают их в свои корзинки. Возвращаются домой. Воспитатель - «мама» предлагает выложить овощи на подносы. Благодарит детей за помощь.

 

10.  Дидактическая игра: «В САДУ ВЫРОСЛИ ФРУКТЫ»

Цель: развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет; группировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику.  Учить находить фрукты по названию.

Дидактическое оборудование: дорожки из 4-х модулей жёлтого цвета; из

 2-х модулей синего цвета; из 2-х модулей красного цвета, из 2-х модулей зеленого цвета из флиса.

Предварительная работа: скрепление дорожек из модулей при помощи липучек.

Ход игры.

-Дети, вы хотите быть садоводами? В конце лета и осенью в саду созревают фрукты. Пойдете в сад собирать урожай?

Детям предлагают положить каждый собранный фрукт в отдельную квадратную тарелочку (модуль) одного цвета. Воспитатель называет фрукт и просит найти его и положить правильно. Дети поочередно выполняют задание.

-Молодцы, юные садоводы! Вы справились с заданием! А сейчас мы с вами приготовим начинку для пирогов из яблок и груш, испечем их.

Пальчиковая игра: «Испечем пирожки».

 

11.   Дидактическая игра: «ПОДБЕРИ ОДЕЖДУ ДЛЯ ПРОГУЛКИ, ДЛЯ ДОМА, ДЛЯ СНА И РАЗЛОЖИ ЕЁ»

 

Цель: Развивать познавательные процессы, продолжать учить детей группировать предметы по цвету, находить предметы по названию и узнавать знакомые вещи в изображениях, обобщать предметы, выделенные цветом по назначению. Развивать мелкую моторику.

Дидактический материал: коврики, состоящие из 4-х модулей: красный, желтый, зеленый, сгруппированные по цвету и назначению.

Предварительная работа: составление квадратных ковриков из мягких модулей с помощью липучек и пуговиц.

Ход игры:

-Жила –была маленькая куколка. У неё было много одежды: для сна, для дома, для прогулок.  Мама девочки приучала дочку к порядку: «Складывай свои вещи по своим местам. Вот посмотри, я навела порядок в твоей комнате: на красную полочку я сложила домашнюю одежду, на зеленую полочку одежду для сна, а на жёлтую полочку одежду для прогулок. Но девочка была такой неопрятной и непослушной, что постоянно разбрасывала вещи. Ребята, давайте наведем порядок в комнате куколки.

Детям предлагается сгруппировать вещи по цвету и найти полочку нужного цвета. Воспитатель задает вопросы, в процессе выполнения задания:

«Какого цвета платье?»

«Куда можно надеть куртку?»

«В чём нужно ложиться спать?» и др.

Кукла благодарит детей и обещает быть аккуратной девочкой, складывать вещи по местам.

 

12.  Дидактическая игра: «НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ИГРУШКУ»

Цель: Формировать зрительные и тактильные ощущения. Закрепить знания 4-х основных цветов. Развивать умение воспринимать величину и форму предметов. Продолжать развивать мелкую моторику.

Дидактическое оборудование: 16 мягких модулей, скрепленных между собой горизонтальными дорожками 4-х основных цветов, шаблоны игрушек, вырезанные из разных по фактуре материалов (по 4 шт. красного, зеленого, синего, желтого цветов), 4 тарелочки.

Предварительная работа: составление игрового поля с помощью липучек и пуговиц.

Ход игры.

Детям предлагается рассмотреть шаблоны игрушек, пощупать их пальчиками, определить какой материал по фактуре (мягкий-твердый, толстый-тонкий, прозрачный, гладкий-шероховатый)

Предложить собрать все игрушки одной фактуры и разложить их по тарелочкам. Затем обратить внимание на цвет шаблонов-игрушек в тарелочках. Дети определяют цвета шаблонов.

Воспитатель показывает детям коврик-игровое поле.

-Посмотрите, дети, сколько квадратиков в коврике? (Много)

Показывает, как нужно разложить игрушки по одному на каждый квадрат определенного цвета.

Дети выполняют задание воспитателя.

13.   Дидактическое упражнение: «БОЛЬШОЙ ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»

Цель: развивать умение различать фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление память, умение различать три основных цвета (красный, желтый, зеленый).

Дидактическое оборудование: силуэты листьев 3-х основных цветов (красный, желтый, зеленый), по 3 модуля тех же цветов.

Ход.

Детям предлагают разложить осенние листочки в порядке возрастания (от малого к большему) на соответствующий цвету листика модуль.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста "Заплатки для варежек"

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значен...

«Многофункциональные пособия способствующие развитию практико-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста . Области развития: коммуникация, социализация»

Цели и задачи использования многофункциональных пособий с дошкольниками :• Побуждать ребенка к активной познавательной, творческой и игровой деятельности;• Развивать активное речевое общение детей, ра...

Дидактическое пособие на развитие сенсорного восприятия

Методические рекомендации к дидактическому пособию Данное дидактическое пособие можно использовать на разных этапах обучения. Оно многофункционально.  Оборудование для игры:деревянная о...

Пособие для развития сенсорного восприятия и тактильных ощущений «Нарядная ёлочка».

Пособие предназначено на формирование  восприятия у дошкольников младшего возраста и детей с ОВЗ двух сенсорных эталонов (форма и цвет). А также, направлено на развитие мелкой моторики пальцев ру...

Картотека игр, направленная на развитие сенсорно-моторных навыков детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр, направленная на развитие сенсорно-моторных навыков детей младшего дошкольного возраста...

Сенсорные «миры» как способ развития сенсорно-моторной сферы детей дошкольного возраста

Данная статья описывает развитие сенсорно-моторной сферы у детей дошкольного возраста методом создания сенсорной коробки....

Изготовление игровых пособий для развития Сенсорно -моторных умений у детей младшего и старшего дошкольного возраста .

Изготовление игровых пособий для развития Сенсорно -Моторных умений у детей младшего и старшего дошкольного возраста ....