«Моя семья». Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цыганова Светлана Ивановна

Познакомить детей с понятием «родословное древо».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

ЧДОУ «Православный детский сад №1»

Выполнила воспитатель: Цыганова С.И.

«Моя семья». Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью,учить понимать свое место в семье. Закрепить знания детей о членах семьи.

Познакомить детей с понятием «родословное древо».

Воспитывать в детях чувство любви, уважения и милосердного отношения к близким.

Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные). Закреплять составление рассказа о семье по плану.

Предварительная работа:

Рисунки детей «Моя семья»

 «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.

Сюжетно - ролевые игры«Семья»«Детский сад».

Беседа«Я и мой дом»«Если бы у меня была волшебная палочка»«Моя семья»

Чтение – русских народных сказок

Заучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, брате

Оборудование: иллюстрации с изображением семьи, силуэт дерева, портреты родителей, мяч.

План НОД:

Вводная часть

2. Основная часть

2.1 Что такое семья

2.2 Родительские субботы

2.3 Пословицы о семье

2.4 Дидактическая игра «Скажи ласково»

2.5 Понятие о родословном древе (семейном древе)

2.6 Дидактическое упражнение «Составь генеологическое древо»

2.7 Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»

3. Итог НОД.

Ход НОД.

Вводная часть

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье.

Звучит песня«С чего начинается Родина»

-«С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе».

-Строки песни знакомы многим, но для каждого человека существует свой ответ. Для меня - это родной дом, улица, мать и отец, друзья. Это любимая река, лес, поляна. Это огромная и многогранная Россия. Это люди, её населяющие, – разные и неповторимые. Наши далёкие предки из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи - всё то, что могло бы рассказать о родных и близких. Они составляли генеалогическое древо, писали свою родословную. По ней можно было изучать историю своей семьи, родного края, своей страны.

-А сегодня мы можем сказать, кем были наши предки? Чем они занимались? Наверное, каждый из вас задавал себе этот вопрос? Сегодня мы попробуем ответить на них.

- Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

2. Основная часть НОД

2.1. -Посмотрите ребята, на эти фотографии, которые висят на стене

-Кого вы видите на этих фотографиях? (маму, папу, бабушку, дедушку, детей)

- Да ребята, а как мы можем иначе назвать этих людей (это семья)

-А фотография называется семейной фотографией.

-Давайте подумаем и скажем: кого мы называем семьей(маму, папу, бабушку, дедушку и детей.)

-Скажите ребята, а как вы понимаете что такое семья(ответы детей)

(Семья – это домСемья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья- это когда живут вместе папа, мама, дети.)

-А члены одной семьи всегда живут в одном доме? (вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно).

-А какие бывают семьи? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые).

2.2 - Ребята, а вы обратили внимание вот на эту старую фотографию(да)

-На ней мы тоже видим семьюстареньких бабушек и дедушек. Эта фотография сделана очень давно и видимо этих людей, к сожалению, уже нет с нами. Но это тоже чьи-то родственники. Каждый из нас должен знать и помнить своих предков. Есть особые дни поминовения (воспоминания) о близких. Они называются родительскими субботами, т. к. бывают они именно в субботу. В родительские субботы в храмах Православной церкви проходит поминовение (панихида) всех православных христиан. В эти дни люди ходят в храмы, зажигают свечи и вспоминают о своих близких.

Давайте и мы с вами зажжем свечу и тихонько посидим, глядя на пламя и вспоминая своих родных.

Звучит музыка.

2.3 -Издавна семья на Руси почиталасьсемью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок.

В народе говорят«Семьей дорожить — счастливым быть». А какие пословицы и поговорки знаете вы?

Братская любовь крепче каменной стены

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

Согласие да лад - в семье клад.

Согласную семью горе не берёт.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семейный горшок всегда кипит.

В семье и каша гуще.

В семье разлад - то и дому не рад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

В хорошей семье хорошие дети растут.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Мой дом - моя крепость.

Не тот отец и мать кто родил, а тот - кто вскормил.

Не прячь свои неудачи от родителей

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

2.4. - А вы любите своих родных? Назовите их ласково.

Давайте поиграем в игру «Скажи ласково» (в кругу с мячом).

Мама-мамочка, мамуля, матушка; папа- папочка, папуля, папенька, батюшка, дочь- доченька, дочурка, сын – сынок, сыночек, дед – дедушка, дедуля, бабушка – бабулечка, сестра – сестрёнка, внук – внучок, внучка – внученька, брат – братишка

-Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

-Скажите, кто еще есть в вашей семье(тетя, дядя, двоюродные братья и сестры, крестные)

2.5. -Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.

-А как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас в наше время? (фотоаппарат, видеокамера)

- А каким образом память о родных сохраняли в давние времена,когда не было фотоаппаратов,камер? (делали записи)

-А эти записи назывались родословные

- А как назывались зарисовки своей родословной? (семейным древом, генеалогическим древом)

- Правильно, для того, чтобы было легче рассказать о своих родных и чтобы знать своих предков, люди составляют дерево или древо семьи.

Каждый из вас уже составлял свое генеалогическое древо, давайте сейчас вспомним как это нужно правильно делать:

2.6. Дидактическое упражнение «Составь генеологическое дерево»(дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»).

-Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья.

До чего хорошая бабушка моя!

Сказок знает столько, что не перечесть,

И всегда в запасе новенькое есть.

А вот руки бабушки - это просто клад!

Быть без дела бабушке руки не велят.

Золотые, ловкие. Как люблю я их!

Нет, других, наверное, не найти таких!

(Л. Квитко)

(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).

Дедушка.

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

(А. Чурбанова)

(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).

-Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.

Мама.

Много мам на белом свете,

всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она,

Кто она?

Отвечу я: это мамочка моя.

(В. Руссу)

(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)

Папа.

У меня есть папа!

Спросите какой он?

Самый сильный папа,

Самый храбрый воин!

Добрый, умный самый

Как не похвалиться?

Папой только с мамой

Можно поделиться.

У меня есть папа!

Все равно какой он!

Лучший в мире папа,

Потому что мой он!

(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).

-Кто располагается на верхнем ярусе древа? –дети.

Младший брат.

Есть у меня братишка

Смешной такой мальчишка!

Мне во всём он подражает

И ни в чём не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже скачет,

Я сижу - и брат сидит,

Я бегу - и брат бежит.

Такой смешной мальчишка

Младший мой братишка.

(И. Лопухина)

(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).

2.7. Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья(хлопаем в ладоши)

2.8. -Давайте внимательно посмотрим на дерево, которое находится перед нами. Оно стоит зимнее, без листьев, а на улице у нас весна. Давайте сделаем наше дерево весенним, зеленым. А каждый листочек – это качества, которые должны быть у каждого члена семьи, для того, чтобы семья была крепкая и дружная. (дети украшают деревья листочками и называют качества: доброта, щедрость, забота, понимание, любовь, сочувствие, уважение, и т. п.)

-Молодцы ребята! Посмотрите, какое красивое весеннее дерево у нас получилось. В нем сочетаются бабушкина мудрость и доброта, дедушкина щедрость и понимание, папина сила и смелость, мамина любовь и забота. А все вместе- это семья!

Но к счастью жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите;

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Давайте закончим нашу встречу песней -исполняется песня «Моя семья» 

А. Ермолаев

Используемая литература: Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Книга 3, тема «Моя семья»; Книга 4 – тема «Православные праздники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие с детьми включает в себя различные виды деятельности - познавательную, художественную, изобразительную....

Конспект Интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста

1. Уточнить с детьми понятие «транспорт» 2. Учить группировать транспорт по назначению: пассажирский и грузовой 3. Обогащать словарь за счет слов: железнодорожный порт, пассажирский, грузовой, расст...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Прогулка в лесу"

Программное содержание:Умение различать количественный и порядковый счет в пределах 10.Правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету.Продолжить знакомить с составом числа из двух меньших едини...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста По экологии

Цель: познакомить с лекарственными растениями родного края, на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лека...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Домашние животные»

Закрепление и обобщение знаний детей по теме «домашние животные»; развитие представлений у детей о профессиях людей работающих на ферме;  формирование  умения детей сравнивать и кл...

"Моя семья" Конспект интегрированной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

На данном занятии с детьми закрепляются полученные ранее знания о семье, родных, семейных отношениях....