Консультация для воспитателей о роли дидактических игр
консультация по развитию речи

ШУВАЕВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА

Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста.

            Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из программы, по которой работает детский сад. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

         Определяя дидактическую задачу, педагог должен прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры ( скажем, честность, скромность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.) например, в игре «Ослик в гостях у медвежонка» дидактическую задачу формирую так: «Учить детей соотносить название продукта с соответствующей ему посудой, закреплять в их словаре соответствующие слова; воспитывать активность, вежливость, наблюдательность».

Например, в игре «Отгадайте, кто это?» (средняя группа) дидактическая задача – точно использовать наименование детенышей животных в единственном и множественном числе. Игровая задача – как можно точнее изобразить животного, чтобы товарищи смогли отгадать: кто это? Кого изобразили.

       Основная задача игры – организовать действия, поведения детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

        Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом  является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровым действием и правилами, и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для меня результат игры является показателем уровня достижения детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение, например, выполнение игровых заданий, поручений и т.д.

         В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает много места и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей. На данной возрастной ступени ребенок овладевает системой словоизменения – правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов, также на пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Исходя из возрастных особенностей детей, отбираю дидактические игры, способствующие становлению грамматической стороны речи дошкольников.

         В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры, предназначенные, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимых для повседневного общения. Это такие игры, как: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Лото», «Магазин», «Почтальон принес открытки» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Зайкина гимнастика», «Мишка сделай» (спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Все эти игры провожу с детьми , начиная со второй младшей группы. Однако, языковой материал игр, в среднем возрасте меняется. Некоторые задания выполняются ежедневно без наглядного материала. Дошкольникам представляю большую самостоятельность в образовании грамматических форм: предлагаю не только воспроизвести услышанное, но и творчески применить усвоенное.

           Например, в процессе игры «Чудесный мешочек», дети при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончание слов («Отгадайте, о чем эти слова – она длинная, красная? Оно круглое, красное? Он круглый, красный? И т.д.). Подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому я доброжелательно отношусь даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность, и чтобы они в итоге получили образец правильной речи.

        При отборе материала для игр, важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запомнили ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения; например, правило выбора окончания существительного в родительном падеже множественного числа в зависимости от типа окончания в именительном падеже единственного и множественного числа ( стол – столы – столов, но стул – стулья - стульев).

        Вот так можно, например, в средней группе решить такую задачу в игре: Я предлагаю детям поиграть в игру «Чего не стало?» «Видите, - обращаюсь я к группе, - у меня на столе предметы. Рассмотрите их. Вот…(показываю матрешку,  дети называют ее. Вот…(башенка). Что еще на столе? Что это? (пирамидка, ленточка, флажок, грибок, шарик?) Всех предметов по два (демонстрирую пары предметов), два… дети называют: «Флажка.» Две …(матрешки)Затем делю предметы на две группы – слева располагаю те, которые обозначаются существительными женского рода (матрешки, башенки, пирамидки, ленточки, лошадки), справа – те, которые обозначаются существительными мужского рода (флажки, грибки, шарики). «Запомните, - предлагаю детям, - какие предметы стоят на столе. После того, как я что  -  нибудь спрячу, вы должны будите сказать, чего не стало. Например, не стало ленточек, башенок, или флажков, шариков». Затем дети закрывают глаза, а я убираю пару предметов, (начинаю с тех предметов, названия которых  - существительные женского рода), спрятав, предлагаю детям открыть глаза и сказать чего не стало.

       Для овладения морфологическими средствами языка , важнейшее значение имеет воспитание у ребенка внимания к звуковой стороне слова. Организовываю деятельность детей таким образом, чтобы ребенок был вынужден вслушиваться в  звучание слова. Так, например, в игре «Мишка, сделай» предлагаю ребенку: «Попроси мишку съехать с горки! Он не понял тебя, так ты  неправильно произнес слово. Надо было сказать: «Съезжай с горки, съезжай!». Повтори свою просьбу медвежонку еще раз!»

      Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство занятий по грамматике для детей строится таким образом, что дошкольники и не подозревают об их истинном назначении. В подобных играх ребенок приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. Вместе с тем на пятом году жизни дети способны осознать  определенные конкретные  грамматические правила и нормы разговорной речи. Например, я обращаю их внимание на то, что слово хотеть изменяется по – разному в зависимости от того, говорим ли мы об одном человеке или о многих: я хочу, ты хочешь, он хочет, но мы хотим, вы хотите, они хотят (дидактические игры «Вы хотите? Мы хотим», «Петрушкины команды»).

       Не менее важна для развития грамматического строя речи и для подготовки детей к сознательному освоению школьного курса грамматики, работа по ознакомлению детей со способами словообразования. Пятый год жизни – период активного освоения способов словообразования.

       Для того, чтобы в дошкольном учреждении ребенок мог реализовать свои природные творческие потенции, необходима  эмоционально – положительная обстановка в группе, демократический стиль общения, Достаточное количество игрушек и материалов для деятельности.

       Полезно организовать с детьми специальные дидактические игры, в которых ребенок получал бы возможность поиграть со словами, поэкспериментировать с ними.

        В средней группе дети осваивают способы образования слов, обозначающих детенышей животных, и слов – названий предметов посуды. Все игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений. На первых порах дети учатся выделять в предметах существенные для названия отношения, подмечать , что эти отношения отражаются в звуковой оболочке слов. Совершаются обычные для игр детей данного возраста игровые действия: ходят в гости («В гостях»); играют в прятки («Прятки»); убегают, испугавшись кого – то  («Страшная птица»). В этих играх я обращаю Внимание детей на то, что есть названия детенышей, которые звучат похоже с названиями взрослых животных (утка – утенок, лиса – лисенок), и есть названия не похожие на названия взрослых животных (корова – теленок, свинья – поросенок)

       Аналогично строю обучение способом образования наименований предметов посуды. В инсценировках, дидактических играх («Мамина помощница», «Магазин посуды», «Петрушкины загадки») дети узнают о том, что есть типичные способы образования названий посуды с суффиксами – ниц – ник (хлебница, сухарница, чайник, кофейник), есть синонимичные наименования (салатник, салатница), «исключения из правил» (подставка для яйца, вазочка для варенья).

        Дети осваивают абстрактные грамматические формы только практически, в процессе различной деятельности. Большую роль в этом играют дидактические игры, которые представляют ребенку возможность говорить, а воспитательнице наблюдать за развитием речи детей, вмешиваться и исправлять их, на собственном примере демонстрировать правильную речь.

        Дидактические игры – обучающие игры, в которых учебный программный материал усваивается в игровой форме, познавательная деятельность сочетается с игровой, поэтому они являются эффективным средством выработки, а так же закрепления грамматических навыков, так как благодаря, динамичности, эмоциональности поведения и заинтересованности детей дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Значение дидактических игр в обучении ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Воспитательная роль русского народного творчества в развитии творческого потенциала малышей и его роль в социализации детей. Использование малых фольклорных форм»

В современной практике дошкольного образования  и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в музыкально-ритмическом развитии дошкольников»

Материал консультации раскрывает функции воспитателя в ходе музыкально-ритмического развития дошкольников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....