Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи
учебно-методический материал по развитию речи

Шилова Альбина Константиновна

Актуальность

  Жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Помимо этого театр играет не последнюю роль в формировании связанной речи, развивает все её аспекты. Помогает сделать речь выразительной, обогащает её новыми словами. И самое главное, на мой взгляд, все это происходит не с помощью унылых и неинтересных занятий, а в веселой и увлекательной игре. Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них успехом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»

Театрализованная деятельность

в детском саду как средство развития речи

(воспитатель Шилова Альбина Константиновна)

Актуальность

  Жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Помимо этого театр играет не последнюю роль в формировании связанной речи, развивает все её аспекты. Помогает сделать речь выразительной, обогащает её новыми словами. И самое главное, на мой взгляд, все это происходит не с помощью унылых и неинтересных занятий, а в веселой и увлекательной игре. Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них успехом.

 

Театрализованная деятельность:

 • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат;

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

•улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

• дети получают эмоциональный подъём;

•способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

• позволяет формировать опыт социального поведения;

• стимулирует активную речь.

Основные направления деятельности:

   Постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2. Развивать речь детей, побуждая и поощряя их к выразительному исполнению роли.

3. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

4. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

     В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах выделены основные принципы организации театрализованной деятельности.

 Принцип эвристичности.  Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей.

При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом эвристичности, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Eсли среда неисчерпаема, информативна, она даст возможность открытий (эврика – «Я нашел!»), удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.

Принцип единства. Процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.

Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.

Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.

Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.

 Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано - игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) могут вноситься в содержание праздников.

   

       В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

- игры-драматизации

- режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

  В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Практическая работа 

осуществляется по трем направлениям:

Первое направление - формирование развивающей среды:

Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).

Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).

Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

Атрибуты  для  организации  театрализованных  игр  (фланелеграф, ширмы,    костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый,    резиновой игрушки,    на  банках,    на  прищепках,   на платочках, варежковый театр и др.).

Второе направление это работа с детьми:

Музыкально-ритмическая разминка: включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения, которые:  развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.); развивают воображение (способности к пластической импровизации).

Дыхательно-речевая гимнастика: Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).

Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

Игры, минута шалости, физическая минутка;

Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:

- просмотр спектаклей и беседы по ним;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- отдельные упражнения по этике;

- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

- игры-драматизации.

При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе и для показа на интерактивной доске)

Третье направление - взрослые:

Работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

совместное посещение театров семьями;

выставка театров разного вида;

Организация  работы по изготовлению атрибутов и пособий;

Создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;

конкурс афиш, пригласительных билетов;

совместное выступление детей и их родителей;

выступление кукольного театра.

 

       Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

 К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

 Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы.

У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актѐром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией. С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами. Вот некоторые примеры.

 Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

 Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр – топотушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой.

     Вывод:   Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».

                       «Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...

Выступление на Педагогическом совете: «Мини – музей в детском саду, как средство развития речи дошкольников»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...

Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"

Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»

Семинар-практикум для педагоговТема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»...

Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи

Жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это пом...