Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мельникова Ксения Алексеевна

Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД № 1

в подготовительной группе по развитию речи,

используя метод ОТСМ – ТРИЗ – РТВ

«Обучение детей составлению творческих рассказов по картине».

Тема: Рассматривание картины «За обедом».

Задачи: Закреплять умения детей выделять объекты на картине, самостоятельно обозначать схемами объекты, выявленные на картине, устанавливать связь между ними. Закреплять, обобщать объекты в одну классификационную группу. Составлять «живую картину», принимать на себя образ объекта и описывать собственное место нахождения в «ожившей» картине.

Ход занятия:

Организация:

Содержание:

Игры с «подзорной трубой»

Дети выделяют объекты, изображённые на картине.

Степень подробности может быть разной:

максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).

В.:Ребята, сегодня к нам в гости пришла новая картина.

Давайте картину рассмотрим, познакомимся с ней.

(Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.)

В.: Сейчас возьмём «подзорную трубу», с помощью «подзорной трубы» выделяем объекты на картине.

Д.:Я вижу на картине: стол, стул, белую скатерть, супницу, ложку, хлеб, и т. д. (ответы детей).

(При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д.).

В.: Называем объекты на картине по цвету белые.

Д.: (Ответы детей.) На картине по цвету белая: скатерть, фартук у девочки, салфетка и т.д.

В.: Называем объекты на картине по материалу деревянные.

Д.: (Ответы детей.) На картине по материалу деревянные: стол, стул, шкаф, доска, на которой лежит хлеб и т.д.

Моделирование детьми выявленных объектов.

Игра «Что с чем связано». Дети устанавливают взаимосвязь между объектами

на картине.

Дети производят модель объектов схемами на листе бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины. Рисуем между объектами стрелку

В.:Давайте с вами поиграем в игру «Что с чем связано».

(Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др.

Д.: (Ответы детей.)

Скатерть дружит со столом, так как скатерть лежит на столе.

Мальчик дружит с ложкой и тарелкой, так как одной рукой мальчик держит ложку, а другой рукой  придерживает тарелку.

Мальчик дружит с девочкой, так как они брат и сестра и т.д.

Игра «Живая картина».

Дети составляют «живую картину», принимая на себя образ объекта и описывают собственное место нахождения в «ожившей» картине.

Дети превращаются в конкретные объекты на картине, выясняют их место нахождения. Дети моделируют картину в трёхмерном (на ковре) пространстве. Дети находят место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине, и составляют связный рассказ о  местонахождении объекта.

Рефлексия.

-Что вы делали с помощью «подзорной трубы»?

-Назови объект рукотворного мира.

-Назови два объекта, которые «дружат между собой».

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД № 2

в подготовительной группе по развитию речи,

используя метод ОТСМ – ТРИЗ – РТВ

«Обучение детей составлению творческих рассказов по картине».

Тема: Работа по картине «За обедом».

Задачи: Закреплять у детей умение описывать звуки, запахи, вкусовые ощущения. Самостоятельно определять время происходящего на картине и составлять рассказ о прошедшем, будущем и настоящем.

Ход занятия:

Организация:

Содержание:

Игра: к нам пришёл волшебник «Я слушаю»

Учить детей представлять возможные звуки и передавать свои представления в рассказе.

(Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, используем прием «вхождения в картину»: побуждать детей к описанию возможных ощущений и предлагать прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д.).

В.: Ребята, мы продолжаем работать по картине «За обедом».

К нам пришёл волшебник «Я слушаю»

Сейчас мы с вами «войдём» в картину и представим, какие звуки можно услышать.

Работая с картиной, начинаем речевую зарисовку с фразы:

«Я слышу, как…».

Д.: (Ответы детей.)

Игра: к нам пришёл волшебник «Я ощущаю запах»

Учить детей представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.

В.: К нам пришёл волшебник «Я ощущаю запах»

Сейчас мы с вами «войдём» в картину и представим, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами.

Работая с картиной, начинаем речевую зарисовку с фразы:

«Я чувствую запахи…».

Д.: (Ответы детей.)

Игра: к нам пришёл волшебник «Я ощущаю лицом и руками»

Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами, передавать их в речи.

В.: К нам пришёл волшебник «Я ощущаю лицом и руками»

Сейчас мы с вами «войдём» в картину и представим, что мы можем ощущать от предполагаемого соприкосновения с различными объектами.

Работая с картиной, начинаем речевую зарисовку с фразы:

«Когда я трогаю руками …»

Д.: (Ответы детей.)

Игра: к нам пришёл волшебник «Я пробую на вкус»

Учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные для человека и живых существ, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

В.: К нам пришёл волшебник «Я пробую на вкус»

Сейчас мы с вами «войдём» в картину и представим, что мы можем ощущать от предполагаемого соприкосновения с различными объектами.

Работая с картиной, начинаем речевую зарисовку с фразы:

«Когда я пробую на вкус …»

Д.: (Ответы детей.)

Игра: «Что было, что будет»

Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связной рассказ об этом.

В.: Сейчас мы с вами прокатимся на Машине Времени.

Надо выбрать объект на картине и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

Д.: (Ответы детей.) Скатерть раньше была нитью, в будущем станет старой тряпкой.

Рефлексия.

-Что вы сегодня делали на занятии?

-Назови волшебников, которые помогали тебе в работе с картиной?».

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД № 3

в подготовительной группе по развитию речи,

используя метод ОТСМ – ТРИЗ – РТВ

«Обучение детей составлению творческих рассказов по картине».

Тема: Работа по картине «За обедом».

Задачи: Закреплять у детей умение составлять рассказ о конкретном объект, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Ход занятия:

Организация:

Содержание:

Игра: «Машина Времени»

прием перемещения во времени ("Машина времени"): выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем. 

(Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего).

В.: Ребята, мы продолжаем работать по картине «За обедом».

У нас в гостях «Машина Времени»:

hello_html_25cb9e04.png

  • (В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того…).

Д.: Стол раньше был деревом, позже станет старинным столом.

До обеда дети ходили в школу, после обеда будут отдыхать.

До обеда было утро, после обеда будет день.

Рубашка раньше была нитью, станет старой тряпкой.

Рефлексия.

-Для чего нам нужна нам в работе с картиной «Машина Времени»?

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД № 4

в подготовительной группе по развитию речи,

используя метод ОТСМ – ТРИЗ – РТВ

«Обучение детей составлению творческих рассказов по картине».

Тема: Работа по картине «За обедом».

Задачи: Закреплять у детей умение наделять какой-либо объект человеческими свойствами или эмоциональными состояниями. От имени этого объекта учить составлять рассказ, используя элементы драматизации.

Ход занятия:

Организация:

Содержание:

Игра: «Наоборот»

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой использовали прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем.

В.: К нам пришёл волшебник «Наоборот»

(Я назову тебе черту характера, а ты скажи «наоборот».

Добрый

Д.: Злой.

Игра: «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь».

В.: «Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».

«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь». «Опиши твои чувства».

Д.: Дети входят в образ и описывают свои чувства.

(Ответы детей).

Я стол. Я необходим. Я накрыт чистой скатертью. На мне стоит красивая посуда. Я жду прихода детей. Я радуюсь, когда вокруг меня собирается вся большая семьи…

Рефлексия.

-Изобрази мимикой «новую супницу» и «старую, расколотую супницу».

-Что вы сегодня делали  на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Составление описательного рассказа по картине "Катаемся на санках".

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа по картине "Катаемся на санках" имеет следующие задачи: 1. Учить отвечать на вопросы по содержанию кар...