Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
картотека по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Николаевна Рыбакова

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе

Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка)и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры: посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель — метет, вьюжит, пуржит.

Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет,

«Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

«Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

«Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

«Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

«А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

«Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.Например:

- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).

- Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)

- Вова вымыл руки и положил мыло. Куда? (В мыльницу)

«О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Ход игры: Подскажите о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет — снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет — девочка, радио, …

Горький — перец, лекарство,. и т. д.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем)был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком шкаф – доской

Корова – телёнком велосипед – железом

Дуб – жёлудем рубашка – тканью

Рыба – икринкой ботинки – кожей

Яблоня – семечкой дом – кирпичом

Лягушка – головастиком сильный – слабым

Бабочка – гусеницей взрослый – ребёнком

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Взрослый - Дети

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

Ягоды – малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.

Деревья – берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

Домашние животные – корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.

Дикие животные – тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.

Перелётные птицы – стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.

Зимующие птицы – голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.

Мебель – стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.

Посуда – тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.

Одежда – пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.

Обувь – туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Взрослый – Дети

Огурец, помидор – Овощи.

Игра с мячом «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова - мычит

Тигр - рычит

Змея - шипит

Комар - пищит

Собака - лает

Волк - воет и т. д.

Вариант 2.Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?»«А кто мычит?»«Кто лает?»«Кто кукует?» и т. д.

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

-Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

-Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

-Сова летает, а кролик?

-Корова ест сено, а лиса?

-Крот роет норки, а сорока?

-Петух кукарекает, а курица?

-Лягушка квакает, а лошадь?

-У коровы телёнок, а у овцы?

-У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

Взрослый – Дети

Кто живёт в дупле? – Белка.

Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.

Кто живёт в гнезде? –Птицы: ласточки, кукушки, сойки.

Кто живёт в будке? – Собака.

Кто живёт в улье? – Пчёлы.

Кто живёт в норе? – Лиса.

Кто живёт в логове? – Волк.

Кто живёт в берлоге?- Медведь.

Вариант 2.

Взрослый – Дети

Где живёт медведь? – В берлоге.

Где живёт волк? – В логове.

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения.Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол – столик, ключ – ключик.

Шапка – шапочка, белка – белочка.

Книга – книжечка, ложка – ложечка.

Голова – головка, картина – картинка.

Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.

Кукла – куколка, свёкла – свёколка.

Коса – косичка, вода – водичка.

Жук – жучок, дуб – дубок.

Вишня – вишенка, башня – башенка.

Платье – платьице, кресло – креслице.

Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.

Часы – часики, трусы – трусики.

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Солнце – что делает? – Светит, греет.

Ручьи – что делают? – Бегут, журчат.

Снег – что делает? – Темнеет, тает.

Птицы – что делают? – Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? – Звенит, капает.

Медведь – что делает? – Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: взрослый, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Взрослый – Дети

Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.

Кошка – мяукает, ласкается, царапается, лакает.

Мышка – шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.

Змея – ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Взрослый – Дети

Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнка, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Взрослый – Дети

Горячий – холодный

Хороший – плохой

Умный – глупый

Весёлый – грустный

Острый – тупой

Гладкий – шероховатый

Лёгкий – тяжёлый

Глубокий – мелкий

Светлый – тёмный

Добрый – злой

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч ,отвечает: «Кожаные».

Взрослый – Дети

Рукавички из меха – меховые

Таз из меди – медный

Ваза из хрусталя – хрустальная

Рукавички из шерсти – шерстяные

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Взрослый – Дети

Красный – мак, огонь, флаг

Оранжевый – апельсин, морковь, заря

Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа

Зелёный – огурец, трава, лес

Голубой – небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый – слива, сирень, сумерки

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку,говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно,заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: бросая мяч детям, задаём вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч воспитателю.

-что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)

-что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)

-что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)

-что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы стул – стулья

Гора – горы лист – листья

Дом – дома носок – носки

Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки

Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять»«шесть»«семь»«восемь».

Пример:

Один стол – пять столов

Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей

Один лебедь – пять лебедей

Одна гайка – пять гаек

Одна шишка – пять шишек

Один гусёнок – пять гусят

Один цыплёнок – пять цыплят

Один заяц – пять зайцев

Одна шапка – пять шапок

Одна банка – пять банок

Одна пуговица – пять пуговиц

Одна мыльница – пять мыльниц

Одна шляпа – пять шляп

Одна книга – пять книг

Одна конфета – пять конфет

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь –это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,

полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас,

бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо,что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...

Картотека дидактических занятий по развитию речи в старшей группе.

Данное пособие рассчитано на детей 5-6 лет.Позволяет совершенствовать восприятие детьми окружающего мира ,пополнять и активизировать словарь ,совершенствовать умение согласовывать слова в предложения ...

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе детского сада.

Предложенные дидактические игры развивают  у детей мышление,связную речь, грамотический строй речи, воображение, память. Детям они очень нравятся, они с удовольствием в них играют....

Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы.

Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы....

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе

В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, може...