Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.

Задачи мастер-класса:

- передача прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм технологии  «Синквейн»;

- совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в мастер-классе цели;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Основные этапы мастер-класса:

1 Теоретическая часть.

2 Практическая часть.

3 Рефлексия. Итог.

Продолжительность мастер-класса: 30 минут

Оборудование: презентация,  альбомные листы, фломастеры, ручки  на каждого педагога, маркер, ватман.

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать технологию  Синквейн в работе с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sinkveyn.docx183.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов  «Использование технологии

              «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»                        

Девиз мастер-класса 

«Знай - твори - применяй»

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.

Задачи мастер-класса:

- передача прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм технологии  «Синквейн»;

- совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в мастер-классе цели;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Основные этапы мастер-класса:

1 Теоретическая часть.

2 Практическая часть.

3 Рефлексия. Итог.

Продолжительность мастер-класса: 30 минут

Оборудование: презентация,  альбомные листы, фломастеры, ручки  на каждого педагога, маркер, ватман.

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать технологию  Синквейн в работе с детьми.

1.Теоретическая часть мастер-класса

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

ФГОС  дошкольного образования требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одним из которых является технология Синквейн.

(Слайд 3)

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хоку и танка. Синквейны вошли в ее посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

В дальнейшем Синквейн стал использоваться (в России с 1997 года) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

У ребенка дошкольного возраста часто наблюдаются трудности в составлении рассказа по картинке, пересказа прочитанного, заучивания наизусть стихотворения, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Синквейн является одним из эффективных интересных методов, позволяющий активизировать познавательную деятельность и способствующий развитию речи дошкольников. 

(Слайд 4)

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);

- используется для закрепления изученной лексической темы;

- является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна во время совместной деятельности он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста.

(Слайды 5, 6)

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

строка 1 – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) (Кто, что?);

строка 2 – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства (слова можно соединять союзами и предлогами) ( Какой, какая, какое, какие?);

строка 3 – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме (Что делает, что делают?);

строка 4 – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

строка 5 – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

(Слайд 7)

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

- слова-предметы (существительные),

- слова-признаки (прилагательные),

- слова-действия (глаголы),

- слова-предметы (существительные).

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на елочку. Части речи можно выделять разным цветом  (Слайд 8, 9)

(Слайды 8, 9, 10, 11)

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

Первый этап – подготовительный

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:

- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)

- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

- Речевые тренинги.

- Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)

Второй этап – основной

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

1. «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

2. «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

3. Составь «Синквейн по образцу»

4. «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

5. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

6. «Чужое слово». Аналогичное задание.

7. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

Третий этап – практический

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка самостоятельного составления детьми дидактического синквейна по лексическим темам.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:

1.        «Чей синквейн лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.

2.        «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.

3.        «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

4.        «Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.

5.        «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?

Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

- Закрепляет знания детей об окружающем мире.

- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.

- Формирует грамматический строй.

- Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.

- Помогает оформлять мысль в виде предложения

- Подготавливает к составлению описательного рассказа.

- Развивает творчество.

- Поддерживает интерес к обучению.

Что дает использование данной технологии педагогу?

- Является диагностическим инструментом.

- Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение.

- Поддерживает интерес к обучению.

- Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

(Слайды 12, 13)

II. Практическая часть мастер-класса: Моделирование Синквейна

Примеры составления Синквейнов детьми:

C:\Users\Admin\Desktop\детские машинки-самолеты_DoV (4).png

Что?

Какая?

Что делает?

Предложение

Ассоциация

Машина

Красивая, Быстрая

Стоит, Паркуется, Разгоняется

Моя машина самая красивая

Игрушка

C:\Users\USER\Desktop\casas_de_caricatura_eps_by_gianferdinand-d4q9x6j.jpg

Что?

Какая?

Что делает?

Предложение

Ассоциация

Дом

Родной, уютный

Защищает,  согревает, радует

Место, где меня ждут

Жилище

Результатом творческой деятельности детей, созданным ими оригинальным продуктом может являться «Копилка синквейнов». В копилку могут быть собраны синквейны по многим лексическим темам, а также по разученным стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни, синквейнов с трудными звуками. (Слайд 16)

Выполнение заданий в процессе собственной практики (работа в парах):

(Слайд 15)

- Составить синквейн на тему «Семья»

(Слайд 16)

- Составить синквейн-загадку         

Таким образом, чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приема скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

Можно предложить задание на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребенка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребенком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

(Слайд 17) 

III. Рефлексия

- Как итог совместной деятельности составляется «Синквейн о синквейне»

(Слайд 18)

Вывод:

Педагогическая ценность синквейна:

- Обогащает словарный запас

- Учит формулировать идею (ключевую фразу)

- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом

- Получается у всех

- Активизирует  и развивает мыслительную деятельность

Спасибо за плодотворное сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.

20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Пои...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

laquo;Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Мастер-класс«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников....

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с не...