Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
статья по развитию речи

Васильева Наталия Геннадьевна

Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье обосновывается необходимость сенсорного развития детей, выделяются конкретные коррекционные направления работы воспитателей, а также описывается собственный педагогический опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по сенсорному развитию.

Ключевые слова: сенсорное развитие, нарушение речи, старший дошкольный возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Г. Васильева

МБДОУ «ДС № 459 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия 

Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация: в статье рассматривается проблема сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье обосновывается необходимость сенсорного развития детей, выделяются конкретные коррекционные направления работы воспитателей, а также описывается собственный педагогический опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по сенсорному развитию.

Ключевые слова: сенсорное развитие, нарушение речи, старший дошкольный возраст.

N.G. Vasileva

MBDOU «DS № 459» Chelyabinsk, Russia

Special aspects of over-fives with severe speech disorders sensory development

Annotation: The article is devoted to the sensory development problem of over-fives with severe speech disorders. It substantiates the need for sensory development of children, identifies specific correctional areas of work of educators, and also describes their own pedagogical experience of working with children with severe speech disorders on sensory development.

Key words: sensory development, speech disorder, over-fives.

В настоящее время одним из наиболее острых вопросов в современной педагогике дошкольного возраста является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине и др. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить, поскольку именно этот период считается самым подходящим для развития органов чувств и накопления первичных представлений об окружающем мире, опыта взаимодействия с этим миром. Ребёнку необходимо овладеть исторически сложившимися чувственными мерками - сенсорными эталонами. Они помогают определить отношения свойств и качеств одного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического развития детей дошкольного возраста ввиду того, что в дошкольный период происходит формирование основы физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка, во многом зависит его будущее.

Сегодня проблема нарушений психического и физического развития ребенка является предметом острых обсуждений, а проблема нарушения речи детей и вовсе выходит на первый план. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. У детей с тяжелыми нарушениями речи процесс формирования представлений о предметах и явлениях окружающего мира протекает достаточно сложно, а недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка: как правило, такие дети имеют трудности в обучении. Поэтому при подготовке детей в дошкольных образовательных учреждениях важно уделять особое внимание сенсорному развитию.

Вступление в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» обязало дошкольное образовательное учреждение, работающее с детьми с ограниченными возможностями здоровья, вводить новые направления деятельности посредством разработки адаптированной образовательной программы. Содержание педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется по трем ступеням, соответствующим периодизации дошкольного возраста. Каждая ступень включает несколько направлений, соответствующих ФГОС ДО. [4]

В условиях реализации ФГОС ДО система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья направлена:

—  на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;

— на оказание детям с ограниченными возможностями здоровья квалифицированной помощи в освоении Программы,

—  на разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, предполагает особую организацию пребывания детей в детском саду, правильное для здоровья и рациональное для психического состояния ребенка распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя. Режим дня и регламент занятий воспитателей строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, также с учетом заложенных коррекционно-развивающих задач. [2]

В основе «Адаптированной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», принятой в МБДОУ «ДС № 459        г. Челябинска», лежит психолингвистический подход к речевой деятельности, как к многокомпонентной         структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка». Программа также учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с тяжелым нарушением речи, учитывает закономерности развития детской речи в норме. [1]

Одна из главных задач воспитателей – помочь детям фиксировать внимание на речи, расширение и уточнение их фонематическое восприятия. Для этого проводится работа по правильному восприятию звуков и слов, формированию элементарных видов деятельности. Для правильной устной речи в организме должны слаженно и системно работать все артикуляционные органы. В этом помогает артикуляционная гимнастика. Для преодоления нарушения речи у детей с ТНР в обязательном порядке делаем с детьми упражнения по артикуляционной гимнастике для языка, губ, щек и нёба. 

Говоря о пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения, не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Воспитатели нашего детского сада создали большую картотеку с игровыми формами дыхательной гимнастики для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В неё, например, входят следующие упражнения:

 1) «Футбол». Делаем из кусочка ваты шарик (мяч). Ворота – два одинаковых предмета (карандаши/кубики/корзинки). Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол».

2) «Бабочка». Из бумаги заготовлено несколько бабочек. К каждой бабочке привязана нитка на уровне лица ребенка. Дети должны дуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Помимо этого, для сенсорного развития детей с ТНР в нашей группе активно используются детские дудочки, губные гармошки, которые помогают в тренировке у ребенка плавного и длительного выдоха.

Ведущее место в работе с детьми ТНР отводится развитию фонематического восприятия - способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие этого вида восприятия играет важную роль в формировании всей фонетической стороны речи. При правильной организации работы по развитию фонематического слуха, дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков фонетического восприятия детям с тяжелым нарушением речи довольно трудно овладеть грамотным чтением и письмом. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ТНР является не что иное, как обучение детей основам грамотности.

Значительное внимание уделяется развитию мелкой моторики у детей старшего возраста. Для развития мелкой моторики рук и координации движений мы используем разные методы и приемы работы:

– массаж кистей и пальцев рук;

– пальчиковую гимнастику, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками и загадками;

– пальчиковый театр;

– лепку из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) и различных мелких украшений;

– развитие графической моторики;

– дидактические игры (шнуровка М. Монтессори, игры с мелкими предметами).

Нужно заметить, что все приемы работы по развитию мелкой моторики необходимо проводить параллельно, поскольку в процессе обучения они дополняют друг друга, а их чередование добавляет занятиям более яркую эмоционально окраску.

Для развития направленного внимания и работоспособности у детей с ТНР в старшей возрастной группе применяются различные пособия в виде вкладок, разрезных картинок, палочек (выкладывание узоров, геометрических фигур из счетных палочек, паззлы), мозаика, – и действия с ними: сортировка, классификация раздаточного материала по цвету, форме, величине и т. д. Помимо этого, в процессе предметной и игровой деятельности ребенка воспитатели учат детей сравнивать, устанавливать размеры предметов, определять их форму, цвет, пространственные взаимоотношения. Для совершенствования восприятия специалисты также советуют заниматься рисованием, лепкой и конструированием (например, оригами).

Большое внимание уделяется развитию у детей глазомера. Вначале даются задания найти на глаз предметы большего и меньшего, чем образец, размера, позднее — предметы, равные образцу, причем постепенно расширяется площадь, на которой осуществляется поиск предметов. В процессе подобных действий с игрушками и предметами дети учатся элементарно оценивать расстояния «ближе», «дальше», получили представления о понятиях «близко», «далеко».

В нашей группе также создан специальный логопедический уголок, в котором собраны всевозможные игры, предметы и инструменты, помогающие как на занятиях по сенсорному развитию, так и в самостоятельной деятельности детей. Например, дети могут использовать «Аквариум» - специальное приспособление, состоящее из плюшевых игрушек, с помощью которого можно развивать глазомер, упражняться в сравнении предметов по цвету, форме, размеру, а также применять в качестве инструмента для дыхательной гимнастики.

Существенное значение для развития у детей представлений о форме, цвете и величине имеет использование дидактических игр. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Благодаря тому, что дидактические игры позволяют не только уточнить и закрепить представления детей о форме, но и обогатить их, они являются наиболее распространённой формой сенсорного развития детей с тяжелыми  нарушениями речи.

Формами реализации игрового действия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, которые применяются в нашем детском саду, являются:

1) разнообразные игры с предметами и игрушками — подбор, складывание и раскладывание их, прокатывание и др.;

2) игры, связанные с поиском нужной игрушки, предмета, слова и др.;

3) загадывание и отгадывание загадок;

4) выполнение определенной роли;

5) соревнования (как индивидуальные, так и коллективные);

6) игровые движения (хлопки в ладоши, прыжки, имитация действий).

Овладение детьми приемами решения разнообразных логических задач, скрытых в играх, создает основу для проявления ими творчества.

В заключении следует отметить, что сенсорное развитие действительно имеет огромное значение для развития детей, поскольку дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, происходит совершенствование практически всех видов детской деятельности, происходит постепенное формирование самостоятельности в познавательной и практической деятельности. Таким образом, становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Литература:

  1. Адаптированная образовательная программа МБДОУ «ДС № 459 г. Челябинска»
  2. Лопатина, Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи //под редакцией профессора Л. В. Лопатиной [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02)
  3. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. — URL – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]  - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  5. Синакаева, Л. В. Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.В. Синакаева // Вестник педагога: электронный журнал.— URL: [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4476
  6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 03.08.2018) [Электронный ресурс]  - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Нарушения в развитии речи является одной из наиболее актуальных распространенных проблем, связанных с развитием ребенка дошкольного возраста.Как правило, у детей дошкольного возраста с тяжелыми наруше...

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

   Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....