НОД по развитию речи.
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Федоровна Чиндяйкина

НОД по развитию речи.подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_2chindyaykina.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань  «Детский сад №10 «Дубравушка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

 по теме: «Мир сказок»

Составила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Чиндяйкина Татьяна Федоровна

Нягань, 2021

Непосредственная образовательная деятельность по развитии речи

Тема: «Мир сказок»

Цель:Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.

Задачи:

Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.

Развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.

Развивать мелкую моторику рук и движений.

Развивать  умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.

Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.

Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память мышление.

Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам, наглядный материал к заданиям, выставка книг со сказками.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудесный весенний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Воспитатель: Дети, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. А куда вы узнаете, отгадав загадку:

«Там волшебство, там чудеса, бывает бабушка яга, герои действуют умно и дружба побеждает зло».

Воспитатель: Так куда мы отправляемся?

Дети: Мы отправляемся в сказку.

Воспитатель: Но прежде чем отправится, приготовили пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно  загибают пальчики . На последнюю  строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель: Отправляемся в путь 

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Ответыдетей

Воспитатель: И я люблю.

Воспитатель: А какие бывают сказки?

Ответы детей: Сказки бывают народные, авторские.

Воспитатель: Ребята, почему сказки называют народными?

Ответы детей: Потому что, их сочинил народ. 

Воспитатель: Почему сказки называют авторскими? 

Ответы детей: Потому что, их сочинил и написал один человек – автор.

Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: С каких слов обычно начинаются сказки?

Ответы детей: Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве и т.д.).
Воспитатель: А какими словами заканчиваются?

Ответы детей: И я там был. Мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Жили они долго и счастливо и т.д.
Воспитатель: Чему учат нас сказки?

Ответы детей: Совершать добрые поступки, преодолевать трудности, воспитывают смелость,дарят сказки надежду на лучшее.
Воспитатель: Ребята сейчас я загадаю вам загадку, а вы мне скажете о ком она.
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? 

Ответы детей: Незнайка.

Воспитатель: Незнайка очень мало читает сказки, и поэтому так запутался в сказочных героях, что ничего не знает и не понимает, давайте мы ему поможем разобраться. Вспомнить сказочных героев и названия сказок. Он за это нам будет очень благодарен. Поможем ему?Письмо  

Я вам буду задавать вопросы, а вы мне на них ответите. Не забываем поднимать руку и не выкрикивать.

- На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению»?
а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи)
(слайд 3)
- Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?
а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица)
(слайд 4)
- Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?
а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна)
(слайд 5)

- Чья смерть на конце иглы?
а) Змея Горыныча; б) Бабы Яги; в) Кощея Бессмертного. (На конце иглы смерть Кощея Бессмертного)
(слайд 6)

- Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе?
а) Петушок – золотой гребешок; б) Заяц-хваста; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок)
(слайд 7)

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие по сказкам вместе с Незнайкой .

Дидактическая игра«Сказочный сундук».
Воспитатель: Ребята, Незнайка мне передал волшебный сундук. В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка- будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «У страха уши велики»;
8. «Петушок— золотой пастушок»;
9. «У смеха глаза велики»;

10. «Лапша из топора».
Воспитатель: Молодцы!Вы хорошо, ребята знаете сказки и помогаете Незнайке вспомнить их.

Физкультминутка

Вот по сказке мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Мы немного отдохнём,

Дальше в сказку мы пойдём.

Три медведя шли домой (ходьба на месте)

Папа был большой – большой, (поднять руки вверх, встать на носочки)

Мама с ним, поменьше ростом, (руки, согнутые в локтя,. перед грудью)

А сынок – малютка просто (присесть)

Очень маленький он был, (покачивания из стороны в сторону)

С погремушками ходил (как бы погреметь погремушкам).

Воспитатель:Отдохнули.

Воспитатель: В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!

Воспитатель: У многих героев сказок есть необычные и очень интересные имена, давайте их напомним Незнайке. Я называю вам начало имени, а вы постараетесь его продолжить.Отвечаем так же дружно…

1. Мальчик (с пальчик)

2. Соловей… (Разбойник).

3. Сестрица (Алёнушка)

4. Лиса (Патрикеевна)

5. Аленький… (Цветочек)

6. Гуси… (лебеди)

7. Крошечка (Хаврошечка)

8. Братец (Иванушка)

9. Баба (Яга)

10. Сивка (Бурка)

11. Красная (Шапочка)

12. Спящая (Красавица)

13. Заюшкина (Избушка)

14. Винни (Пух)

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

- У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?  
(Буратино)

- Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?  
(Три медведя)

- Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?   
(Три поросенка)

- Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... 
(Айболит).

Воспитатель: Есть у нас пазлы сказок. Хотели мы их показать Незнайке, но вот случилось несчастье
Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал.

Сказки все он спутал.

Пазлы вы должны собрать.

 И сказку назвать!
(Работа в парах.Дети собирают картинки и называют сказку). 
Воспитатель:пока дети собирают
Трудно сказку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело.

 С вами мы взялись за дело!
Ответыдетей.
Воспитатель: Ой, какие молодцы, все сказки собрали, все сказки отгадали!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...