Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о погодных условиях в весеннее время.
Задачи: Углубить представления о сезонных изменениях в природе;
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне; развивать логическое мышление, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Материалы: Картинки с изображением примет и признаков весны.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе, беседы с детьми о признаках весны, о приметах. Чтение художественной литературы о весне, заучивание стихов о весне, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

Ход НОД

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы ее отгадайте.

Загадка.

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой — улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети. Весной
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру.

Проводится дидактическая игра: «Весенние слова»

Цель. Упражнять в подборе определений к существительным.
- Зимой небо, какое?
Дети. (Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое. холодное, мрачное.)
Весной небо, какое?
Дети. (Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое. ясное.)
- Весной солнце, какое?
Дети. (Яркое, лучистое, тёплое, ласковое.)
Травка весной, какая?
Дети. (Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая.)
Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам подобрать определения к слову Весна. Весна, она какая?
Дети. Весна - ранняя, солнечная, праздничная, дождливая, долгожданная, теплая, радостная.
Воспитатель. Ручеёк в лесу смеётся,
И запел в саду скворец.
Солнце жарче пригревает,
И пришёл зиме конец.
Первый маленький подснежник
Пробудился ото сна,
Он расправил лепесточки:
- Вырос я, пришла весна!
Воспитатель. Дети назовите мне приметы весны?
Дети.
Ранний прилет жаворонка - к ранней весне
Когда прилетают дрозды, значит, морозов уже не будет
Если в марте видно дятла, то весна поздней будет
Увидел скворца - знай: весна у порога
Весной паутины много - будет жаркое лето.
Воспитатель. Ребята а какие весенние месяцы вы знаете?
Дети. Март, апрель, май.
Воспитатель. А какие пословицы и поговорки о весне вам знакомы, расскажите?
Дети.
Весна — как пава: всему свету краса и слава.
Красна весна, да голодна.
Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко.
Лягушка в колодце о море и не ведает.
Было бы болото, а лягушки будут.
Всяк кулик в своём болоте велик.
В своём болоте и лягушка поёт.
Весна - красна зиму - земскую на нет сводит.
Одна ласточка не делает весны.
Воспитатель. Ребята, а вам нравится весна, а что делает она, какими словами можно сказать от ней?
Дети. Весна наступает, приходит, идёт, цветет, приближается, пахнет.
Проводится дидактическая игра: «Назови, одним словом»
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Закреплять навыки словообразования имен существительных.
Цветок, распускающийся сразу после таяния снега.
Дети. Подснежник.
Место, где стаял снег, и открылась земля.
Дети. Проталина
Теплая погода с таянием снега, льда.
Дети. Оттепель.
Первый цветок, появившийся ранней весной.
Дети. Первоцвет.
Падение капель оттаявшего снега.
Дети. Капель.

Проводится физкультминутка: «Пришла Весна»

Весна, весна! Пришла весна! Хлопки в ладоши.
Тепло на крыльях принесла. Короткие взмахи руками-крыльями
И вот на самом солнцепеке Ходьба.
С поднятой гордой головой. Приподнять повыше подбородок.
Расцвел подснежник голубой. Руки в стороны.
Он весь пушистый, серебристый, Приседания.
На солнце маленький стоит. Прыжки.
Посланец он весны надежный, Наклоны туловища.
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие, Повороты влево - вправо.
Он первенец среди цветов.
Воспитатель. Ребята, а чем же Весна пахнет, как вы думаете?
Дети. Весна пахнет свежестью, цветами, травой
Воспитатель. А теперь назовите мне какие весенние праздники вы знаете?
Дети. Всемирный день кошек, 8 марта, Всемирный день воды, День Земли, День писателя, День смеха, День птиц, День здоровья, День космонавтики, Праздник весны и труда, День солнца, День Победы, День семьи, День пограничника.
Воспитатель. Молодцы, ребята, очень хорошо поработали!
Воспитатель. А о каком времени года мы сегодня с вами говорили ? Какие признаки и приметы весны вы запомнили?
(Ответы детей)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...