Автоматизация звука Ш
учебно-методический материал по развитию речи

Алескерова Светлана Николаевна

Автоматизация изолированного звука [Ш]hello_html_697bc84b.gif

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренны м зубам или твердому небу.Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_sh.docx657.27 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] Задание №______

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

  • ___________________________________________
  • ___________________________________________
  • ___________________________________________
  • ___________________________________________
  • ___________________________________________

Автоматизация изолированного звука [Ш]hello_html_697bc84b.gif

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренны м зубам или твердому небу.Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Игра «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С и т.д.
Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА и т.д.
Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.д.

Шарик лопнул. Он падает и шипит: «Ш-ш-ш». Пошипи вместе с ним. 
Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».hello_html_46750606.jpg

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • ________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА (Ш) В ПРЯМЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

образец: ш —а, шо, шу, ши, ше

ша—шо—шу ши—ше—ша

шо—шу—ша ше—ши—шо

шу—шо—ша ши—шу—шеhello_html_m2b2f944a.jpg

ше—шу—шо шу—ши—ша


Покажи, каким был шарик сначала, обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…». Раскрась рисунок.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________

1. Слова с ударными слогами.

образец: ре-шатъ, Ми-шут-ка.

ша

Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

шо, шё

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

hello_html_m54d206d2.jpg






Змейки рисуют узоры на песке и шипят: «Ш-ш-ш». Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывай шипеть, как змейки.Раскрась рисунки.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________1. Слова с ударными слогами.

образец: ма-лы-ш—и, ре-ше-ние.

ши

Ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

шу, ше

Шум, шут, шуба, шутка, ми шутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.


hello_html_7abf2a04.jpg




 




Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шар и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: «Ш-ш-ш—шарик». Сосчитай, сколько шариков у Пятачка: «Один шарик, два шарика…».


Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________

2. Слова с безударными слогами.

ОБРАЗЕЦ: ш – а-гать, ка-ш – а, ш – а-лун.

ша

Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша.

Шу

Шуруп, шутить, чешуя.

ши

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.hello_html_mb117bc4.jpg









Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: «Тише, мыши, не шумите. Нашу кошку не будите». Сколько мышек увидела кошка во сне?Раскрась картинку.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________

3. Слова со стечением согласных в слоге.

образец: ш —ляпа, штука.

швешвы, шка, шко, шку

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка.

шла, шле, шли, шлю, шля

Шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа.

шме, шни, шну, шпа, шпи

Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль.

шта, што, шту, шты

Штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

Упражнение. Назвать и раскрасить предметы, изображенные на картинках.hello_html_m692b7ee4.jpg

hello_html_7d381ac1.gifhello_html_50663253.jpghello_html_4f513ab6.jpg


Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

образец: Маша, Миша, малыши. Даша моет шею.

Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь. Хороша уха из ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу.

Ум хорошо, а два лучше(Пословица)

В гостях хорошо, а дома лучше. (Поговорка)

Дальше в лес — больше дров. (Поговорка)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

hello_html_3ee2bbe0.jpg

Гриша пошел к . …… Миша играет вhello_html_m461d5bb1.jpghello_html_m240ce93f.jpg

У Наташи шёлковыйhello_html_m41b2ebe5.jpg

У Паши.


Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________

Упражнение. Произносить (читать) тексты

Потешки:

Петушок, петушок,

Отдай Маше гребешок!

Тише, мыши, тише, мыши!

Кот пришёл на нашу крышу.

Мы кормим нашу Машу.

Маша, Маша, кушай кашу!

Шалун Миша

Миша — шалун. Шалил с котёнком. Котёнок мяукал. Бабушка отняла котёнка. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

Ландыши

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей — и домой. Хороши ландыши!

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ш В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: а — ш —, о — ш —, у— ш —, ы — ш —, я — ш —, ё—ш—, ю—ш—, и—ш—, е—ш—.

аш—ош—уш—ыш

яш—ёш—юш—иш—еш

аш—яш—уш—юш

яш—аш—юш—уш

ыш—уш—ош—аш

еш—иш—юш—ёш—яш

ыш—иш—еш—аш

иш—ыш—аш—еш



Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________

Упражнение. Произносить (читать) слова. 1.С ударными слогами.

ОБРАЗЕЦ: на – ш – ко – ш – ка, ка-мы – ш – .

аш

Ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш.

ош

Кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

уш

Душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка.

ыш

Вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш.

ЯШ

Яшка, бляшка, гуляш.

ёш, ёшь

Даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка.

еш, ешь, ишишь

Пешка, орешки, вешний, внешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________

2. С безударными слогами.

ОБРАЗЕЦ: у – ш – -ли, пе-ту – ш – -ки.

аш

Башмак, башлык, кашне, каштан.

уш, ыш

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик, ландыш, детёныш, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко.

юшишь, иш

Брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

Упражнение. Назвать и раскрась предметы, изображенные на картинках.


hello_html_m3282bd88.jpghello_html_4433b0db.jpghello_html_m1f52d185.jpg


hello_html_3eb4e309.png



Слова:ромашка,катушка,крышка,карандаш.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _______________________________________________

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

ОБРАЗЕЦ: В поле рома – ш – ки. У Анто – ш – ки каранда – ш – .

Во дворе Бишка. Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает у окошка. Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошко. Вот картошка на окрошку. Промокни пятнышко промокашкой. Ребятишки играют в «кошки-мышки». Бегают ребятишки-малышки — Мишки, Наташки да Машки. Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норушке. Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки. У кошки ушки на макушке.

В одно ушко вошло, в другое вышло. (Поговорка)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (Поговорка)

Загадки

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)


Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _______________________________________________

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.hello_html_6099c692.jpg



hello_html_4c09efdb.jpg

КОШКА ЛОВИТ

hello_html_m63cbcb2a.jpg


В ЛУКОШКЕ

В МЕШКЕhello_html_4857001c.jpg



hello_html_56ab26c1.jpg

МАЛЫШКА ЕЛА КАШУ


Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _______________________________________________

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Кошка и мышка

Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку.

Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка её догнала.

На опушке

Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Алёнушка на брёвнышко. Отдохнула и пошла дальше.


Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _______________________________________________

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Миша и Паша играют в шашки. Миша проиграл две пешки. Тракторист пашет пашню. Тётя Даша шьёт мне рубашку. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл. ШурШит в норке мышка, а её караулит кошка. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. У Гриши под мышкой книжка. Я нашла букашку на большой ромашке. Кошка-шалунишка катает шарик. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, я нашёл три ландыша. Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш. На ладони — башня, крошечная башенка, в белый цвет окрашена игрушечная башня. На ушке небольшой домишко.

Шила в мешке не утаишь. (Поговорка)

Напишешь пером – не вырубишь топором. (Пословица)

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _______________________________________________

Загадки(ребенок повторяет загадку за взролым)

В большой избе — избушка, а в избушке — щебетушка.(Птица в клетке)

Чем больше из неё берешь, тем больше она становится.(Яма)

Потешки

Петушок, петушок!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку!

Шапка да шубка —

Вот он, наш Мишутка!

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Петушок

Петушок, петушок! Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка! Что ты рано поёшь, Детям спать не даёшь?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....