Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Альтергот Яна Валерьевна

       Проект строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого детей и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»

ЭМР Саратовской области

        

Проект

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

                                                            Выполнили:

                                                                  Учитель-логопед Альтергот Я.В.

Учитель-дефектолог Бакал Т.В.

Воспитатель Милашевская Т.Н.

Энгельс 2022

Общие сведения о проекте:

Тип проекта

творческо-речевой

По виду деятельности

творческий

По продолжительности

краткосрочный

По форме реализации

групповой

Место реализации

МАДОУ «Детский сад № 14»

Участники проекта

дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, учитель –логопед, учитель-дефектолог

Возраст детей

6-7 лет

Образовательная область

Речевое, художественно-эстетическое развитие

Области интеграции

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

       

       Проект строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого детей и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Проблема: 

         В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка.

        Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Актуальность:        

       Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

 В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка, потому что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

     Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности, которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени, жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

        

Цель проекта: 

  • создать условия для формирования и совершенствования речевых умений  и навыков детей через вовлечение их в театрализованную деятельность.

Задачи проекта.

Образовательные:

  • последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, потешка, пословица, загадка), развивать умение отличать их друг от друга;
  • совершенствовать монологическую и диалогическую речь, ее грамматический строй;
  • обогатить и расширить словарный запас;
  • формировать правильное произношение звуков, правильный темп речи и интонационную выразительность речи.

Развивающие:

  • развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности: выразительность, эмоциональность исполнения, умение применять разнообразные интонации, выражающие характер героев сказки.
  • развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
  • развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к устному народному творчеству.
  • воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие), способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
  • воспитывать интерес к различным видам творческой деятельности;

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня компетентности педагога в вопросах использования театрализованной деятельности для развития речи детей;
  • повышение уровня развития речи детей, их общительности, самооценки;
  • обогащение игрового, коммуникативного, эмоционального опыта детей, расширение их кругозора, повышение познавательного интереса;
  • расширение предметно-развивающей среды по теме проекта;
  • вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс, укрепление связей с социальными партнерами.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • интернет-ресурсы;
  • библиотека детской художественной литературы;
  • инновационная методическая литература;
  • дидактический материал по речевому развитию детей;  
  • презентации;
  • книжный уголок;
  • альбомы, папки с иллюстрациями;
  • картотеки игр по развитию речи;
  • картотеки подвижных игр;
  • картотека театрализованных игр;
  • подборка стихов, сказок для чтения;
  • ТСО (мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, музыкальных игр, «звуков природы», детские произведения).
  • напольная и настольная ширмы, фланелеграф;
  • костюмы, шапочки;
  • набор масок;
  • наборы деревянных кукол «Семья»
  • различные виды театров (перчаточный, бибабо, настольный кукольный (резиновый, деревянный), пальчиковый, вязанный, на палочках, карандашный, на стаканчиках, теневой, на ложках, магнитный и др.)

        

Этапы и сроки проведения проекта:

1. Подготовительный - (сентябрь)

2. Основной - (октябрь-ноябрь)

3. Заключительный - (декабрь)

Подготовительный этап.

Цель: 

  • разработать перспективный план работы по проекту с участием родителей; пополнить предметно-развивающую среду новыми играми, атрибутами.

Сроки

Содержание деятельности

Взаимодействие  с родителями

1 неделя февраля

     - изучение научно- методической

литературы по теме проекта, знакомство с опытом коллег с помощью интернет-ресурсов;

-пополнение предметно-развивающей среды в целях эффективного  использования театрализованной деятельности для  речевого  развития детей;

-разработка перспективного плана работы по театрализованной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста;

-выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

-приобщение родителей к участию

в проектной деятельности, к обсуждению и составлению плана работы.

Консультация "Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка"

 

Информирование родителей о содержании плана работы.

Вывод:

  • составлен перспективный план основного этапа проекта по театрализованной деятельности, проведена работа по оснащению театрального и речевого уголков.

Проблема:

  • одна из причин снижения уровня речевого развития-  пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей.

2. Основной этап.

Цель: 

  • повышение речевой активности детей, формирование умения свободно пользоваться речевыми средствами для общения.

Сроки

Содержание деятельности

Работа с родителями

2 неделя февраля

Социально-коммуникативное развитие:

-Театрализованная игра «Да или нет»-  развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

-Пластический этюд «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает».

-Игры на имитацию движений- формировать у детей умения разыгрывать простейшие преставления по знакомым сюжетам, использовать для воплощения образа известные средства (мимика, интонация, жест).

-Игра «Пантомима» - развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук. Развивать умение свободно двигаться, используя все окружающее пространство; формировать навыки импровизации.

-Упражнения на интонационную выразительность и мимические этюды

(«Медведи удивились», «Маша испугалась», «Сонная Машенька») по сказке «Три медведя».

-«Немой диалог» на развитие артикуляции.

 

Познавательное развитие:

-Беседа «Что такое театр?», «Кто придумал театр?»

-Беседа-диалог «Театральные профессии»

-Игра «Собери картинку» (разрезные картинки по сказкам)

-Д/и «Угадай сказку» (по теневым изображениям героев)

-Д/и «Собери всех героев сказки»

- Д/и  «Назови сказку (героя)»        

Речевое развитие:

-Артикуляционная гимнастика

«Дудочка», «Заборчик», «Грибочек»,  «Маляр», «Лошадка», «Варенье», «Пароход гудит», «Маятник», «Футбол», «Чашечка»,  «Улыбка», «Чистим зубки»,  «Часики», «Трубочка»,  «Жолобок»,  «Хоботок», «Барабанщики», «Заборчик – трубочка»,   «Лопатка».

-Заучивание текста для инсценировки  сказки «Колобок»

-Драматизация по сказке «Маша и медведь» -развивать умение использовать в игре деревянные игрушки, закрепить текст сказки.

-Заучивание с детьми мини- сценок: «Хозяйка и кот», «Киска», «Мыши» (по потешкам).

-Инсценировка по сказке «Репка»- развивать артистичность, умение передавать характер героев с помощью интонаций и жестов, закрепить содержание текста.

-Чтение и заучивание авторских произведений, произведений устного народного творчества.

7. Беседа «Что такое театр?»

Художественно-эстетическое развитие:

-Драматизация по сказке «Колобок»-развивать артистичность, умение передавать характер героев с помощью интонаций и жестов, закрепить содержание текста (кукольный театр).

-Театр/и «Теремок»- ц.  развивать умение мимикой и жестами передавать характер героев.

-Инсценировки «Две мамы», «По дороге в садик», «Мама приходит с работы..»

-Лепка «Лиса и колобок»

-Рисование по мотивам сказки «Колобок»

- Рисование «Моя любимая сказка».

Физическое развитие:

-Игра «Как живешь?»

-развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

-«Великаны и гномы»- игра на мышечное напряжение и расслабление.

-«Цветочек»-игра на развитие пластической выразительности.

-Народные игры «Бабка-Ежка»,

«Ау-у», «Черный ворон», «Гори, гори ясно», «На водопой», «Угадай, чей голосок», «500 подруг».

 -Музыкальные игры «Зашагали ножки..»,  «У жирафа пятна…», «Шел король по лесу».

Изготовление масок

для театрального уголка

Оформление картотек по речевым и театрализованным играм

Пополнение среды костюмами для инсценировок.

Оформление альбома из совместных рисунков

«Любимые сказки нашей группы»

Разучивание сказки для инсценировки и показа в младшей группе.

Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка»

Изготовление книжек-малышек по сказкам

Вывод:

  • благодаря проделанной работе дети стали более свободно пользоваться языковыми средствами      в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, увеличился интерес к драматизации и инсценированию.

3.Заключительный этап.

Цель:

  • подведение итогов проекта, проведение мониторинга эффективности работы по развитию речи.

Сроки

Содержание деятельности

Работа с родителями

3 неделя февраля

         -Мониторинг эффективности

работы по проекту.

   -Театр теней по сказке во второй младшей группе

   -Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Выставка книжек-малышек.

Знакомство родителей с результатами мониторинга.

Вывод:

  • мониторинг показал положительную динамику в развитии речи детей по сравнению с началом учебного года.

            В заключение данного проекта была проведена диагностика. По полученным данным заметна положительная динамика развития речи детей   по сравнению с началом проекта.

Сравнительная диаграмма речевого развития дошкольников на начало

и конец проекта.


Результаты проекта.

для детей:

  • наблюдается положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;
  • повысился интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности;
  • обогатился игровой опыт детей;

для педагогов:

  • повысился уровень компетентности педагога в вопросах использования театрализованной деятельности для развития речи детей;
  • пополнилась развивающая предметно-пространственная среды по речевому развитию;  

для родителей:

  • повысилась активность родителей воспитанников, проявляющееся 

в участии в жизни группы (пополнение среды костюмами, масками; помощь в оформлении картотек по речевым и театрализованным играм)

Вывод:

В ходе проекта была проведена работа по решению поставленных задач. Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность.  Кроме того, дети стали с большим удовольствием участвовать в инсценировках, кукольных спектаклях, играх – драматизациях, выполнять творческие задания. Результаты работы по театрализованной деятельности находят свое закрепление на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями.

          Опыт работы показал, что участие детей в данном проекте позволило детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Дети стали увереннее в себе, свободнее, раскованее, общительность со взрослыми стала более доверчивой.

Перспектива:

  • поделиться опытом своей работы по речевому развитию детей посредством театрализованной деятельности с коллегами на педагогическом совете;
  • принять участие в конкурсах по проектной деятельности различного уровня;
  • презентовать свою проектную деятельность на личном сайте;
  • продолжать работу по вовлечению родителей в проектную деятельность в группе.

Литература:

1.Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом , 2007

2.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009

3.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М.:ТЦ Сфера, 2003 г.

4. Генов. Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011.

5.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

6.Жуковская  Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. [Текст] - М., 2005.

7. Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2011

8. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников.  - М.: Просвещение, 2005. 

9.Бочкарева  Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Ульяновск, 2010.

10. Маханева  М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

11.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

 - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

                                 

       

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности". Творческое название «Мы играем и поём».

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Театр – это не просто игра, театр &ndash...

Проект Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста который позв...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

laquo;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности»...

Проект«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Новый документ “Об образовании в Российской Федерации” внес изменения не только в существующую систему обязательного среднего образования, высшего образовани...