Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования.
статья по развитию речи (старшая группа)

Рожкова Юлия Вячеславовна

Использование моделей Л.В.Красильниковой в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

 с использованием метода моделирования.

     

    В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

    В Федеральных государственных стандартах дошкольного образования определены целевые ориентиры дошкольного образования. Среди них выделяется такой ориентир, как ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. Механизмом реализации данного умения становится владение детьми дошкольного возраста умениями связной речи: диалогическими и монологическими.

      Одним из основных методов развития связной речи мы выделяем моделирование, помогающее объяснить структуру и составить целостные представления о предмете, явлении.

     Отличительной особенностью моделей Л.В. Красильниковой является их четкое соответствие композиции связных монологических текстов. Каждый блок модели отражает структурную часть монолога, то есть отражается сущность построения связных монологических высказываний.

     В начале работы было проведено обследование речи детей группы по методике О.С. Ушаковой. Диагностика речевого развития проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми.  Среди всех компонентов развития речи хуже у наших детей развита связная речь.

    Также проведено анкетирование родителей. В результате анализа анкет, выявлено, что родители интересуются вопросами воспитания культуры общения, но уделяют этому недостаточно внимания.

    Анализируя результаты обследования развития речи детей видно, что речевое развитие в основном соответствует возрасту, хотя есть недостатки, особенно в связной речи (описание, самостоятельный рассказ детей). Моделирование поможет детям самостоятельно структурно выстроить свой монолог.

     На основании результатов обследования особенностей речевого развития детей были поставили перед собой следующую цель и задачи.

Цель работы- содействовать развитию связной речи детей с использованием метода моделирования.

Задачи:

1.Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога);

2.Создавать условия практического овладения нормами речи;

3.Развивать речевое творчество;

4.Воспитывать культуру общения.

     

     Работа направлена на развитие связной речи, но не надо забывать, что развитие речи многогранно и поэтому мы должны учитывать комплексный подход к развитию связной речи детей.

 Сначала обогащали среду, так как развивающая предметно – пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

      В группе для детей  создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.

       Оборудование и материал по речевому развитию детей, который находится в мини центре познавательного развития детей, мы условно разделили на группы: книги, альбомы, дидактические игры и дидактические игры в соответствии с технологией развития осознанной речевой активности Красильниковой Л.В. 

     Модели повествовательного рассказа Л.В. Красильниковой есть на каждого ребенка. Они их используют в организованной деятельности и в играх. Модели Ткаченко (по игрушке, временам года, одежде) есть на подгруппу детей.  По наблюдениям, если в сначала дети чаще использовали модели Ткаченко, то потом -  модели Красильниковой Л.В.

       В предметно – развивающей среде группы имеется специально организованный уголок, в котором размещены модели Л.В. Красильниковой. Рядом с моделями расположены картинки, предназначенные для самостоятельного составления детьми рассказов по ним. Уголок мобильный, так как все картинки регулярно меняются. Специально отбираются картинки с понятным сюжетом, красочные, доступные для детей. Тематика картинок варьируется в зависимости от задач образовательной работы.

     Рассмотрим процесс обучение связной речи детей с помощью моделирования, на составление повествовательных рассказах. На первых занятий мы читаем специальные дидактические тексты. Сначала тексты правильные, их анализируем, выделяя структурные части. Потом соотносим части текста с условными обозначениями модели повествовательного рассказа Л.В. Красильниковой.

     Впоследствии, когда дети запомнили последовательность повествовательного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель, составляли рассказы правильные.

     Постепенно дети освоили модель и стали её использовать в повседневной деятельности.

     Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми. На данном этапе дети упражняются в моделировании с опорой на модель.  В группе используем следующие игры и упражнения, разработанные Л.В. Красильниковой: «Фанты», «Отгадай-ка», «Командный бой» они основаны на использовании модели повествовательного рассказа.

    В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей, опираясь главным образом на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных в организованной деятельности.

     На втором этапе используем также Квест в речевом развитии детей. Квест – это поиски, это увлекательное приключение с заданиями, это тайна, которую нужно разгадать. Одно определение этого понятия сразу рождает интерес и желание поучаствовать даже у взрослого, а что уж говорить о детях. Игра в дошкольном детстве -ведущий вид деятельности, и квест по своей сути игра. Правильное использование квестов дает огромные возможности для решения образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме. Например: «По сказочным тропинкам» «По страницам затерянной книги».

     Когда дети освоили модель мы перешли к третьему этапу нашей работы.

На этом этапе дети составляют творческие высказывания. Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность детей.

    Дети в организованной деятельности придумывали сказки, рассказы на готовую тему. Часто записываем речь детей на магнитофон, на видео, диктофон, это им очень нравиться. Дети любят писать письма (под диктовку) заболевшим детям, героям сказок.

     Перед праздниками (День дошкольного работника, Международный Женский день и т.д.) берем у детей «интервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание.

     В процессе работы были созданы самодельные книжки.

     Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить речевое развитие детей, углубить знания и развить представления.

     Родители являются участниками в образовательном процессе.

      Работу с родителями мы начали с анкетирования.   В анкету вошли вопросы воспитания, взаимодействия с детьми и работы родителей по развитию речи детей.

    В своей работе с родителями я использовала следующие формы взаимодействия: родительские собрания, консультации, мастер классы, открытые просмотры, опросы, семейные опыты. Постоянно проходят в нашей группе конкурсы, рисунков, поделок. Совместно с родителями дети изготавливали книги о любимом домашнем животном, о зимнем отдыхе.  Участвуя в педагогическом процессе, родители хотят знать, как развиваются их дети, что им ещё необходимо для дальнейшего продвижения вперёд.

    На основании проделанной работы можно сделать вывод, что проведенная система работы благоприятно повлияла на развитие связной речи детей.

   Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста эффективно, потому что:

  • повысилась содержательность и связность монологической речи детей;
  • повысилась речевая активность детей;
  • развилось речевое творчество детей;
  • развились психические процессы детей, особенно мышление.

    Сформированные умения помогут детям при обучении в школе и дальнейшей взрослой жизни детей.

Перспективы работы, следующие:

  • Продолжать работу по развитию связной речи;
  • Продолжать развивать навыки общения;
  • Способствовать воспитанию культуры общения;
  • Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Одним из непременных условий успешного...

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  явл...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода моделирования

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию, к...

Мастер-класс Использование игровых технологий в развитии связной речи старшего дошкольного возраста

Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов. Используя игровые технологии в развитии ...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий моделирования

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как ...