Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Говорушки"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Бутырёва Нина Павловна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программма социально-педагогической направленности "Говорушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorushki_dlya_detey_6-7_let.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130

 г. Калининград, ул. Батальная, 71А, тел/факс: (4012) 39-58-56 

Email: ds130@edu.klgd.ru

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130

_________________Александрова В.Г.

Пр. № ____-О от «_31_» _августа 20 21 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

                       «Говорушки»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                               Разработчик:  

   Воспитатель Бутырёва Н. П.

г. Калининград - 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Говорушки» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально - благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Ребенок 6-го года жизни способен поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы и правильно отвечать на них. Именно в этом возрасте развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая знакомые события. Это период детского словотворчества. Поэтому обучение происходит в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Ребенку создаются условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях.

Отличительные особенности программы

 У каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Образовательная ситуация строится так, чтобы ребенок был в активной позиции, в деятельности. Он должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим. Коллективная творческая речевая деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность. Поэтому отношение к обучению - это «Ищу и нахожу», «Думаю и узнаю», «Пробую и делаю».

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа пред-назначена для детей в возрасте 6-7 лет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 год

На полное освоение программы требуется 32 часа. (1 занятие – академический час).  

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор осуществляется из числа детей, посещающих подготовительную группу № 5 МАДОУ ЦРР д/с № 130. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с  детьми. Состав группы: 15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество часов в год – 32 часа. Продолжительность занятий  исчисляется в академических часах:  для детей 6-7 лет – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7 лет В возрасте 6-7 лет ребенок уже может эмоционально оценивать свои поступки. Испытывает чувство радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Дети становятся более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях, предвосхищают последствия своих действий. Поведение дошкольников выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Дети продолжают активно сотрудничать, наблюдаются и конкурентные отношения – стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений  ребенка о форме, цвете, величине предметов. При этом он ориентируется не на  единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и пр.). К концу  дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость  непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости.  Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее  привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им  непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек  отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного  возраста становится богатым и оригинальным, более логичным и последовательным, не похоже на фантазирование детей младших возрастов.  При придумывании игры дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный  замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Продолжается  развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать  более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем,  чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных  предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при

нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как  правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным  действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать  действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом  году жизни в процесс мышления все более активно включается речь.  Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения  существенных признаков предметов приводит к появлению первых понятий.

В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок  старается исчерпывающе ответить на вопросы и сам их задает. Речь становится  не только средством общения, но и познавательной деятельности, а также  планирования и регуляции поведения. В продуктивной деятельности дети  знают, что хотят изобразить, целенаправленно следуют к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла,  который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся  похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Дети  способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала.  Создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

На 7-м году жизни у детей

- закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их

- формируется сознательная культура речевого общения

-дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине

-умение составлять небольшие рассказы из личного опыта

-рассказы творческого характера и небольшие сказки

Это период детского словотворчества.

Педагогическая целесообразность, практическая значимость Программе свойственна развивающая направленность.

Участвуя в игровых обучающих ситуациях, ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Создание аналогичных речевых ситуаций, не противоречащих конкретной теме со стороны педагога. В свою очередь ребенку предоставляются возможности для оптимального самовыражения. Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая конкретные речевые ситуации, в которых участвует каждый ребенок. Построение программы в содержательном плане представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребенка к знаниям от простого к сложному с обязательным учетом личного жизненного опыта. Процесс речевого развития продолжается в совместной и в самостоятельной деятельности детей, охватывая всю жизнедеятельность ребенка как в детском саду, так и дома и в семье.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: обучение умелой, искусной, эффективной речи.

Задачи:

1.Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к исто-

рии языка; воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

2.Познакомить детей с нормами русского литературного языка.

3.Развивать качество голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание.

4.Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение

убеждать отстаивать свою точку зрения.

5.Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести

навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых

ситуациях.

Принципы отбора содержания: 

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип наглядности;

принцип единства развития, обучения и воспитания;

принцип учёта возрастных особенностей детей; 

принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;                       -  постепенного и постоянного усложнения материала. 

Основные формы и методы

Формы, методы и средства организации детей 6-7 лет

Режимные моменты

Совместная  

деятельность с  

педагогом

Самостоятельная  деятельность детей

Совместная  

деятельность с  

семьей

Ситуация обобщения в процессе режимных  моментов.

Развивающие  

проблемно

практические и  

проблемно-игровые  ситуации, связанные  с решением  

поставленной задачи.  Упражнения. Игра на  прогулке.  

Дидактические игры.  

Вхождение в  

воображаемую  

ситуацию. 

Проблемные вопросы.  Моделирование. 

Задачи-шутки, задачи в  стихах. Упражнения,  направленные на  

развитие  

интеллектуальных  

операций,  

физминутки,  считалки, скороговорки.

Дидактические  

игры. Совместная  игровая  

деятельность  

детей. Выполнение  практических  

действий по  получению  

необходимой 

информации.

Подбор упражнений  и игр, направленных  на развитие  

интеллектуальных  операций. 

День открытых  дверей.  

Консультации.  

Беседы.

Планируемые результаты

В результате освоения программы дети будут:

  • Общаться с взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации.
  • Налаживать с помощью речи взаимодействия со сверстником в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
  • Активно и самостоятельно осваивать язык, что проявляется в играх со звуками, рифмами, в словотворчестве, в вопросах о названиях и назначении предметов.
  • Использовать этикетные формулы в конкретных речевых ситуациях.

Механизм оценивания образовательных результатов

Не предусмотрен.

Формы подведения итогов реализации программы

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «Говорушки»  применяются: 

входной контроль: беседа, опрос;

текущий контроль: осуществляется после изучения тематического блока программы (итоговая беседа).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Название раздела,  

темы

Количество часов

Формы аттестации/  контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Блок «Азбука общения»

8

3

        5

Итоговая беседа

2.

Блок «Речевой этикет»

12

          4

8

Итоговая беседа

3.

Блок «Техника речи»

6

         2

4

      Итоговая беседа

4.

Блок «Речевые жанры»

6

         2

4

Итоговая беседа

Итого

32

        11

         21

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (32 часа, 1 час в неделю)

Блок «Азбука общения» (8 ч.)

Темы. Живое русское слово. Понятие «слово-сорняк». Употребление слов в точном соответствии с их значением. Объяснение значений слов. Словообразование. Способы объяснения значений слов. Понятие «Словарь». Виды словарей.

Блок «Речевой этикет» (12 ч.)

Темы. Извинение и ответ на него. Выражение благодарности и ответ на него. Употребление этикетных формул в конкретных речевых ситуациях. Прощание, пожелание при прощании. Способы выражения собственной точки зрения. Этикетный диалог. Логически завершенное предложение. Комплимент и ответ на него. Оценка правдивости комплимента. Выход из нестандартных ситуаций. Реакция на привлечения внимания. Этикетные выражения в ситуации знакомства.

Блок «Техника речи» (6 ч.)

Темы. Логическое ударение. Средства выразительности устной речи. Темп речи как важное свойство устной речи. Роль скороговорок в совершенствовании речи детей. Тон высказывания. Секреты волшебницы Речи.

Блок «Речевые жанры» (6 ч.)

Темы. Придумывание сказок путем изменения сюжета известных сказок. Бином фантазии. Сказка в заданном ключе. Беседа-диалог по тексту рассказа. Составление текста-описания («рисуем словами). Творческое рассказывание.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная  

общеобразовательная  

общеразвивающая программа  социально-педагогической

направленности «Говорушки»

1

Начало учебного года

01 октября

2

Продолжительность учебного периода

32 учебные недели

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий

32 занятия

6

Количество часов всего

32 ч.

7

Окончание учебного года

30 мая

8

Период реализации программы

01.10.2021 – 30.05.2022

Организационно-педагогические условия реализации программы

Качество реализации дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы социально-педагогической направленности  «Говорушки» обеспечивается за счет:

доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей  (законных представителей) содержания программы; 

наличия комфортной развивающей образовательной среды; 

наличия качественного состава педагогических работников, имеющих  среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее  профилю преподаваемого учебного материала; 

применение современных педагогических технологий. 

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу,  имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное  образование в области, соответствующей профилю программы, без  предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное  образование или среднее профессиональное образование и дополнительное  профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика»  без предъявления требований к стажу работы.

Материально-технические условия реализации программы Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое  удобное помещение – групповая комната, оборудованная современной мебелью  соответственно возрасту детей.

Материально-техническое обеспечение:

демонстрационный комплекс, включающий в себя: телевизор, персональный компьютер;

            − шкаф для хранения демонстрационного материала;

бумага офисная белая и цветная, ножницы с закругленными концами,  линейки, простые и цветные карандаши.

             Методическое обеспечение программы

Содержание программы обусловливает необходимость использования  разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, практических  работ.

В ходе освоения программы обучающиеся выполняют творческие и  практические работы, которые свидетельствуют об усвоении материала.  

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности  обучающихся:

1. исследовательский – самостоятельная творческая работа  обучающихся;

2. репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и  освоенные способы деятельности;

3. частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение  поставленной задачи совместно с педагогом;

4. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают  готовую информацию.

Для эффективной реализации программы используются современные  образовательные технологии:

личностно-ориентированное обучение;

здоровьесберегающие технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

коллективная творческая деятельность.

Применяются следующие формы контроля: итоговые беседы по окончанию изучения блока программы.

Информационное обеспечение реализации программы

Программное обеспечение: Операционная система: Windows (XP или  выше). 

Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных  ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome. 

Список литературы: 

Нормативно-правовые документы: 

1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей  ООН 20.11.1989 г.

2. Конституция РФ.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по  вопросам воспитания обучающихся».

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от  09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам».  

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от  28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20  «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и  обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Литература для педагогов:

1. Аргушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.-М.,2009

2. Богусловская М.Е. Веселый этикет.-М.,2010

3. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр.соч. Т. 2.-М.,1982

4. Дурова А.В. Очень важный разговор.-М.,2012

5. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников - «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2009

6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.-М.,2010

7. Клюева Н.В. Учим детей общению.-Ярославль,2010

8. Курцева З.И. «Ты- словечко, я-словечко...»-М.,2009

9. Ладыженская Т.А. Речевые секреты.-М.,2005

10. Максакова А.И. Учите играя.-М.,2010

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.,1999

Литература для обучающихся: 

1. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: о вежливости-с вами вместе.-М.,2003

2. Пикулева Н.В. Слово на ладошке. Игры, считалки, загадки, скороговорки.-М.,

2004

3. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской.-М.,2001

4. Синицына Е.М. Игры и упражнения со словами.-М.,2009  

5. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....