Конспект занятия в старшей группе по развитию речи " Ранняя весна".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Каратаева Жамиля Харизовна

Конспект занятия по развитию речи." Ранняя весна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_vesna.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Ранняя весна»

Цели:

Образовательные: закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна».

Развивающие: развивать интерес к окружающему миру природы, дыхание и правильный речевой выдох, мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, умение замечать красоту природы.

Оборудование и материалы: картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», картинки (зимующие птицы, перелетные птицы), картинки с изображением птиц (зимующие, перелетные, домашние), карандаши (синий, зеленый, красный).

Ход занятия

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла… (весна).

Вы рады весне? (Да.) Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

  • Назовите весенние месяцы по порядку (март, апрель, май).
  • Вспомните приметы ранней весны (светит солнце, тает снег, появляются проталины, капают сосульки, прилетают птицы и т.д.)
  • Как много признаков весны вы назвали!

Речевое упражнение: “Какой? Какая? Какое?”

Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо, весной какое? (Весеннее). (Облако, утро, погода, ручьи, капель, трава, проталинка, сосулька, дождь, день, сад, снег, перезвон.)

Физкультминутка «ВЕСНА»

Ушла зима, пришла весна,

(ходьба на месте)

Нас очень радует она.

(хлопать в ладоши)

Небо синеет и солнышко греет.

(сводят и разводят руки над головой)

Подснежник цветет и трава зеленеет.

(упражнение «цветок»)

Давайте теперь, раз вы всё знаете, расскажем, что бывает весной. Я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.

Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко).

Над головой чистое, ясное, голубое… (небо).

На крышах вырастают белые морковки (сосульки).

И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя (капель).

Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег).

Снег превращается в быстрые, озорные (ручейки), которые бегут-звенят по всем (дорожкам), зовут в гости весну.

На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки).

А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики).

И вот уже из-под снега появляются первые (цветы).

Их называют… (подснежниками).

А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц).

Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда).

А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)

Вот какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали.

Хоровод «Матушка-Весна»

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй!

(Можно - двое детей зелеными веточками образуют ворота)

Упражнение на дыхание: “Ах, как пахнет!” (предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах!”)

Они летать умеют

Их пух, и перья греют. (Птицы)

- Как называют птиц, которые возвращаются весной в родные края (перелетные).

- Какая птица открывает весну? (Загадываю загадку.)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.
- Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (Дети отвечают.)
- Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…скворец .
- Как называется домик у скворца? Дети отвечают (скворечник).

-Какие ещё птицы к нам прилетают весной? (Скворец, соловей, стриж, ласточка, журавли и другие). Давайте для них вспомним пальчиковую гимнастику.

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.

Показываю картину «Грачи прилетели».

  • Нравится, ли вам картина?
  • Что именно в ней нравится?
  • Как называется картина? («Грачи прилетели»)
  • Кто написал эту картину? (А.Саврасов)
  • Какое время года изобразил Алексей Кондратьевич Саврасов? (Весну)
  • Какую весну (раннюю или позднюю) художник изобразил на картине (Раннюю).
  • Докажите, что это ранняя весна (Снег темный, грязный, прилетели грачи, тает снег…).
  • Дети, подумайте и назовите слова – признаки, грачи какие? (Большие, чёрные, умные, шустрые, дружные, полезные, крикливые, перелётные…).
  • Что делают грачи? (Летают, кричат, клюют, вьют, ловят жуков, защищают, открывают весну…).
  • Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)
  • Какие краски преобладают в картине?
  • Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)
  • Как бы вы назвали картину?
  • Какие чувства вызывает у вас эта картина?
  • Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны). Так какое время года изображено на картине?
  • Дети, а теперь вспомним ещё раз зимующих и перелетных птиц (вывешивает на доску).
  • У вас на столах лежат листочки и цветные карандаши.

Внимательно рассмотрите птиц. Обведите синим карандашом – зимующих птиц, зеленым карандашом – перелетных птиц, красным карандашом – домашних птиц.

(Дети самостоятельно выполняют задание.)

Что вам сегодня понравилось на занятии, о чем сегодня говорили, что запомнилось, что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Весна"

Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; предметы к относительным прилагательным; закреплять умение различать и называть зимующих и перелетных птиц; развивать память, внимание, л...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи: "Пришла Весна!"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: "Пришла Весна!"...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Весна»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Весна»Коррекционно-образовательные цели:Активизация и актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка со...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи "Пришла Весна!"

Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе....

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...