Тема: ООД по развитию речи: «Знакомство со звуком [Ш]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бойченко Ольга Сергеевна

Цель: Познакомить детей со звуком [Ш]. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуком [Ш].

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуком Ш;
  • развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука Ш в словах;
  • расширять словарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;
  • способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать тонкую моторику и кинетические навыки;
  • способствовать развитию координации речи с движением;
  • способствовать развитию зрительной памяти;

Воспитательные:

  • продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ООД по развитию речи: «Знакомство со звуком [Ш]»

Цель: Познакомить детей со звуком [Ш]. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуком [Ш].

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуком Ш;
  • развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука Ш в словах;
  • расширять словарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;
  • способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать тонкую моторику и кинетические навыки;
  • способствовать развитию координации речи с движением;
  • способствовать развитию зрительной памяти;

Воспитательные:

  • продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

Возрастная группа: дети 6-7 лет подготовительная группа.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Этапы

Реализуемые задачи

Деятельность педагога

Форма работы

Методы и

 приемы

Виды детской деятельности

Образовательные области

Д

Используемые технологии

Оборудование

1.Организационно – мотивационный

Настроить воспитанников на общение. Создать положительную эмоциональную

атмосферу в группе

(Дети в кругу)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

 В: О чем это стихотворение?

Групповая

Словесный

Коммуника-тивный

 Р.Р;

С.К.Р.

Воспитанники готовы к совместной деятельности:

Д- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Игровая

2.Основной этап: 2.1 Этап ознакомления с материалом

Включает в себя эмоционально-психологический настрой на деятельность с использованием сюрпризного момента (появление змеи).

Обогащение знаний воспитанника и актуализация ранее полученного опыта

В: Этому мы и учимся на наших занятиях. Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним звуком, а каким, вы узнаете, когда отгадаете загадку. В 

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.

Да ребята вы правы это змея

А кто из вас знает песню змеи.  

Ребята с каким звуком нас познакомила сегодня Змейка?

Давайте - ка мы свами попробуем научимся произносить звук [ш] также правильно, как и Змейка.

При произнесении звука[ш], губы вытянуты и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам. В: говорит, о том что звук [ш]- глухой  

-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит

Теперь попробуем сказать звук в чистоговорке.  

Шла на базар кошка у кошки лукошко; В шалаше шесть шалунов.

А теперь ребята я предлагаю вам размяться и сделать паузу»

Групповая

Словесный, наглядный

Коммуника-тивный

Речевой

 Р.Р;

С.К.Р.

Дети отвечают на вопросы.

Ответ детей на загадку(Змея)

Ш-Ш-Ш-Ш

Дети произносят звук [ш] и имитируют движением руки зигзагообразное движение

Ребята издают звук [Ш]

Дети повторяют неоднократно упражнение.

Дети которые допустили ошибки проделывают упражнение с воспитателем еще раз.

 Игровая

Картинка

«Змея»

2.2 Этап постановки проблемы.

Решение проблемной ситуации

 Я думаю, что змея заблудилась, а как думаете вы.

Верно. Я нашла в интернете карту которая приведет нашу змею в свой дом. Но  дорога к ее дому извилиста и полна приключений. Одной змейке, не как не справится с ними. Я предлагаю вал помочь ей   добраться к своему дому. Для этого нам необходимо выполнять задания которые будут встречаться у нее на пути. Согласны.

Групповая индивидуальная

Словесный, наглядный

Исследова-тельско-познавательная

П.Р;

Р.Р;

С.К.Р;

Ф.Р

Ответы детей: на улице зима, а змея живет в теплых странах.

Игровая

 

ИКТ

2.3 Этап практического решения проблемы

Для правильного произношения звуков в словах  необходима дыхательная гимнастика

Взрослый называет слова, ребенок в точности их повторяет

Закрепление правильного произношения звука

Физминутка для снятия мышечного напряжения и смены видов деятельности создания положительного радостного настроения у детей

Но на пути новое задание. Это -гимнастика для язычка

Наши язычки устали и я предлагаю вам сделать артикуляционную гимнастику, чтобы язычки отдохнули и настроились на работу «Непослушный язычок», «Лопатка», «Чашечка» и т.д.

Ну вот наша змейка смогла продвинуться по дорожке в перед к своему дому.

Носом – вдох, а выдох – ртом, шумный вдох, тихий выдох;

Дышим глубже, а потом - шумный вдох, задержать дыхание, тихий выдох;

Шаг на месте не спеша: вдох;

«Мама моет малыша.» на выдохе.

Следующее препятствие на пути к дому змейки, это Упражнение «Эхо»

Ребята в правильно и быстро справились с заданием. Наша змейка снова продвинулась в перед.

 Но я вижу, вы немножко устали  я предлагаю вам размяться  в месте со змейкой

  «Ш»

 По ровненькой дорожке, наклон туловища влево;

По ровненькой дорожке наклон вправо;

Шагают наши ножки шаг на месте;

Шагают наши ножки

По пням, по кочкам, руки на поясе, прыжки в стороны; по камушкам руки на поясе, прыжки вперед – назад; по камушкам, в ямку – бух! присесть.

Групповая и индивидуальная

Индивидуальная и групповая

Групповая

Словесные наглядные

Словесный объяснение и показ

Объяснение показ

Показ и совместное выполнение с педагогом

Коммуника-тивная

Коммуникативная

Р.Р

Данная Д/и не создала затруднений в ходе игры

Ф.Р.

Дети повторяют артикуляционные упражнения

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Дети выполняют упражнения

Игровая Рассматривание картинок                        

Игровая подвижная  деятельность

 Картинки «Артикуля-

ционных упражнений

ИКТ

Закрепление полученных знаний при использовании игровой методики.

 Но нашей змейке пришло время двигаться в перед, а это значит, что мы должны выполнит следующее задание. Д/И» Повтори слоги».

Посчитай слова от одного до 5»

Групповая, индивидуальная

Коммуникативная

Р.Р.

Возникли затруднения в склонении числительных

Игровая - практическая

ИКТ

Наша змейка уже на пол пути к своему домику а у нас новое задание  Упражнения «Новые слова» Замена первого звука  на звук [Ш] наоборот.

Групповая

Показ воспитателя и самостоятельное выполнение

Коммуникативная

Р.Р.

Возникли трудности в замене первых звуков слова на звук Ш

Игровая - практическая

ИКТ

И вот наша змея добралась до своего домка и на последок она вам оставила такую Д/и: Слоговое лото:

Р.Р;, П.Р, С.К.Р.

Возникли затруднения у некоторых детей  в составлении целого слова из слогов.

Игровая - практическая

 ИКТ

3.Заключительный этап

Осмысление своих действий

Выявление интересов и трудностей, с которыми столкнулись воспитанники С каким звуком мы сегодня познакомились? Чему научились на развитии речи, какие задания были трудные,

Групповая и индивидуальная работа

Словесный метод контроля

Коммуникативная

П.Р. Р.Р.

Воспитанники выполняли все задания, большинство ребят справлялась с заданиями- играми без особых затруднений. Другим требовалась помощи педагога.

Дети смогли выражать свою позицию не только в игре но и в мыслях и желаниях

Игровая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи, знакомство со звуком "Ч"

Конспект открытого занятия по развитию речи, знакомство со звуком "Ч"...

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство со звуком [З], [З’]» (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство со звуком [З], [З’]» (средняя группа) Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбласть: Речевое развитиеТема: З...

Презентация к занятию по развитию речи. "Знакомство со звуком Б, Бь" часть 1.

Презентация к занятию по развитию речи. "Знакомство со звуком Б, Бь" часть 1....

Тема: НОД по развитию речи: «Знакомство со звуком [Ш]»

Цель: Познакомить детей со звуком [Ш]. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуком [Ш].Задачи:Образовательные:совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов ...