Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Богодурова Ирина Владимировна

Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки.

Задачи: - Продолжать формировать умение пересказывать сказку;

-Активизировать и обогащать словарный запас детей ;

-Упражнять в образовании слов-синонимов;

-Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь.

-Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayats-hvasta.docx12.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Воспитатель: Богодурова И.В.

г. Рязань

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе: «Пересказ сказки «Заяц—хвастун».

Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки.

Задачи: - Продолжать формировать умение пересказывать сказку;

-Активизировать и обогащать словарный запас детей ;

-Упражнять в образовании слов-синонимов;

-Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь.

-Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстрации к сказке, индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки.

Словарная работа: гумно, сноп, Хваста.

Материал и оборудование:

Книга со сказкой «Заяц-хвастун», схема, иллюстрации к сказке, игрушка-заяц, предметные картинки (гумно, сноп)

Методические приёмы:

1.Игровой момент: отгадывание загадки, физкультминутка.

2. Беседа.

3. Рассказывание сказки.

Содержание образовательной деятельности:

Приветствие: «Доброе утро»

Дети стоят в кругу.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Организационный момент: Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Вход в сказку:

- Ребята, вы любите слушать сказки?

-Чтобы оказаться в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебной палочки, передавайте ее по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

-Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости?

Послушайте загадку:

Прыг – скок, трусишка, хвост коротышка,

Ушки вдоль спинки, глаза с косинкой;

Одежда в два цвета: на зиму и лето. (Заяц)

Правильно заяц. Он пришел к вам сегодня в гости ( показываю игрушку зайку)

Мы про него сегодня сказку будем рассказывать.

Основная часть:

1. Беседа о сказках.

А в каких сказках живёт зайка?Кто вспомнит? («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»)

Кто сочинил эти сказки? Почему они называются русскими народными?

Какой зайка в сказках? (грустный, бедный, беспомощный, трусливый).

Воспитатель:

Раньше, когда вы были в средней группе, вы не пересказывали сказки, потому что пересказ – дело серьезное. Надо ничего не пропустить и не перепутать. И пересказывать следует так, чтобы вас было приятно и не утомительно слушать.

Сейчас я напомню вам сказку „ Заяц-хвастун”, а вы попробуете ее пересказать.

Педагог читает сказку.

2.Словарная работа.

Ребята, а вы догадались, что означает слово «гумно»? (помещение, сарай для сжатого хлеба).Воспитатель показывает картинку.

А что значит «сноп»? (пучок срезанных колосьев и перевязаннных). Воспитатель показывает картинку.

А Хваста? (хвалить самого себя)

3.Беседа по содержанию сказки.

1. Почему зайца звали хваста?

2. Как хвастался заяц?

3. Где жил заяц и как ему жилось?

4. Куда зимой ходил заяц?

5. Перед кем хвастался заяц?

6. Кому рассказали зайцы о хвастунишке?

7. Как ворона назвала зайца?

8. Что случилось потом с вороной?

9. Кто помог ей?

10. Что сказала ворона зайцу?

- А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем. Превратимся все в зайцев.

4.Физкультминутка “Вышел зайчик погулять”

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный. (Прыжки на месте.)

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Бег на месте)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы (Встать в позу зайчика, лапки впереди)

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

5.Пересказ сказки «Заяц - хвастун” по частям по плану .

В: Ребята, мы с вами вспомнили сказку, а теперь давайте попробуем ее пересказать. А поможет нам план и сюжетные картинки.

О чем следует рассказать сначала? (О том, что заяц пришел снопы воровать.)

А потом? (О том, как заяц хвастался.)

А дальше? (Зайцы рассказали о хвастуне тетке вороне.)

И тетка ворона? (Не велела хвастаться.)

Чем сказка закончилась? (Заяц ворону от собак спас.)

Знаете, что мы с вами сейчас сделали? – интересуется педагог.

Составили план пересказа. Мы кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче.

Попробуем?

Я расскажу о том, что заяц пришел снопы воровать, а кто будет рассказывать, как заяц хвастался?

Кто продолжит рассказ?

Педагог вызывает четверых детей. Воспитатель начинает рассказывать сказку, помогает детям своевременно «принять эстафету», при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.

Понравилось ли вам рассказывать по плану?

Вызывает еще четверых рассказчиков (хотя лучше, если дети будут отвечать с мест). Каждый раз начиная пересказ, педагог называет сказку: «Русская народная сказка „ Заяц-хвастун“».

6. Пересказ сказки по картинкам.

В: Кто, ребята, хочет пересказать сказку полностью, от начала и до конца?

В: Помогут тебе подробно, последовательно пересказать наши картинки-помощницы.

7. Образование слов- антонимов.

В: Ребята, скажите мне, каким по характеру чаще всего бывает заяц в сказках?

Пантомима «Заяц - трус».

В: Изобразите мне «зайца - труса». Молодцы! Настоящие «Зайцы- трусишки».

В: А каким стал заяц в конце сказки?

Пантомима «Заяц - храбрец»

В: Изобразите мне «зайца – храбреца». Молодцы!

Заключительная часть

Рефлексия

– Дети, какую сказку мы учились пересказывать? (Сегодня мы учились пересказывать сказку «Заяц-хвастун»).

– Каким характером обладал главный герой сказки? (Ответы детей)

– А вам хотелось быть такими же, как этот заяц? (Ответы детей)

– Почему? (Ответы детей).

– Вы просто молодцы! Вы хорошо постарались, и я надеюсь, что сказку про зайца-хвастуна вы хорошо запомните.

– На этом наше знакомство со сказкой закончилось. Всем спасибо.

Литература.

1. В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду. Старшая группа"- М.:Мозаика-Синтез,2014

3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А и др. "От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования".Издательство: Мозаика-Синтез,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Зимняя Сказка»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Зимняя сказка" в старшей группе.Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме как о времени года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Разработка конспекта занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Заяц - хвастун" Это занятие помогает развить словарный запас ребенка, знакомит его с новым литературным произведением, ра...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»  Задачи: - Учить детей пересказывать сказку;-Активизировать и о...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе : «Пересказ сказки «Заяц—хвастун».

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе : «Пересказ сказки «Заяц—хвастун».Воспитатель: Харченко Е.П....