Пальчиковая гимнастика
картотека по развитию речи (средняя группа)

Пальчиковые игры различной тематики для пополнения картотеки с рисунками и просто текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Картотека пальчиковых игр

Воспитатель И.Г.Яншаева

2022 год


Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет


Упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут.  Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа.

* * *

«ШАЛУН» 

Наша Маша варила кашу 

Кашу сварила, малышей кормила.
 

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) 

Этому дала, этому дала, 

Этому дала, этому дала,
 

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 

А этому - не дала. 

Он много шалил, 

Свою тарелку разбил.
 

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) 


«БЕЛОЧКА»
(по мотивам народной песенки) 

Сидит белка на тележке, 

Продаёт свои орешки; 

Лисичке-сестричке, 

Воробью, синичке, 

Мишке косолапому, 

Заиньке усатому.
 

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 


«ДЕТКИ» 

Раз, два, три, четыре, пять, 

Будем пальчики считать - 

Крепкие, дружные, 

Все такие нужные.
 

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 

Тише, тише, тише, 

Не шумите! 

Наших деток не будите! 

Птички станут щебетать, 

Будут пальчики вставать.
 

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 


«ПО ГРИБЫ»
(потешка) 

Раз, два, три, четыре, пять, 

Мы идём грибы искать! 

Этот пальчик в лес пошёл, 

Этот пальчик гриб нашёл. 

Этот пальчик чистить стал. 

Этот пальчик жарить стал, 

Этот пальчик всё съел, 

Оттого и потолстел.
 

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 


«ПАЛЬЧИКИ» 

Раз, два, три, четыре, пять, 

Вышли пальчики гулять! 

Раз, два, три, четыре, пять, 

В домик спрятались опять.
 

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 


«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ» 

Раз, два, три, четыре, пять, 

(загибать пальцы, начиная с большого) 

Будем листья собирать. 

(сжимать и разжимать кулачки) 

Листья берёзы, листья рябины, 

(загибать пальчики, начиная с большого) 

Листья тополя, листья осины, 

Листики дуба мы соберём.
 


«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ» 

Есть игрушки у меня: 

(хлопать в ладоши) 

Паровоз и два коня, 

Серебристый самолёт, 

Три ракеты, вездеход, 

Самосвал, 

Подъёмный кран.
 

(загибать поочерёдно пальчики) 


«ПАСТУШОК» 

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, 

Потерял пастух дуду.
 

(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе) 

А я дудочку нашла, 

Пастушку я отдала.
 

(хлопки в ладоши) 

Ну-ка, милый пастушок, 

Ты спеши-ка на лужок, 

Там Бурёнка лежит 

На теляток глядит. 

А домой не идёт, 

Молочка не несёт. 

Надо кашу варить, 

Деток 
(можно произносить имя вашего малыша) 

Кашей кормить. 

(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки) 

Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.

* * *


С  детьми  2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображением  животных, птиц, предметов. Все фигурки – с

небольшим стихотворным сопровождением.

* * *

«ОЧКИ»

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам) 

Бабушка очки надела 

И внучонка разглядела.
 


«СТУЛ» 

(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз) 

Ножки, спинка и сиденье - 

Вот вам стул на удивленье.



«СТОЛ»
 

(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка) 

У стола 4 ножки 

Сверху крышка, как ладошка.



«ЛОДКА»
 

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик) 

Лодочка плывёт по речке, 

Оставляя на воде колечки.



«ПАРОХОД» 


(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх) 

Пароход плывёт по речке 

И пыхтит он, словно печка.



«КОЗА» 


(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)

У козы торчат рога, 

Может забодать она.



«ЖУК» 


(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими) 

Жук летит, жук жужжит 

И усами шевелит.

* * *



Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 


«Весна» 

От сосулек - звон, звон, звон! (хлопки справа и слева)

Просыпайся клён, клён, клён!  (руки вверх - пошевелить пальчиками)

Растопился снег, снег, снег! (встряхивание кистями)

Ручейки в бег, в бег, в бег ! (волнообразные движения кистями)

Гром шагает : топ, топ, топ. (топают)

Почки на деревьях слышно :Хлоп, хлоп, хлоп

(хлопают в ладоши перед собой)

* * *

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

Скоро праздник, мамин день

Нам трудиться всем не лень

Будем праздник отмечать

Будем маму удивлять

Посмотри-ка милая

В праздник для тебя

Смастерил цветочек я.

* * *

Тесто ручками помнем            (сжимать и разжимать пальчики).

Сладкий тортик испечем         (прихлопывать ладонями).

Серединку смажем джемом,    (круговые движения пальцами по ладони).

А верхушку, сладким кремом  (круговые движения пальцами по ладони).

И кокосовою крошкой               (сыпем «крошку» пальчиками обеих рук).

Мы посыплем торт немножко.

А потом заварим чай,                 (пальцы «щепотью», круговые движения

                                                       кистями обеих рук).

В гости друга приглашай!          (ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы).

* * *

«КОРАБЛИК» 

По реке плывет кораблик, он плывет из далека. 

(раскачивать лодочку из стороны в сторону)

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(показать четыре пальца)

У них ушки на макушке (руке к голове)

У них длинные хвосты (рукой внизу показать хвост)

И страшны им только кошки, только кошки и коты.

(рукой сделать мордочки котов).



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Жил-был зайчик –

Длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

 Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к  ребятишкам в гости.

Хлопают в ладоши.

3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик.  Крутят руль.

Коленька хороший,

Коленька пригожий,

Пройди по дороженьке,

Топни, Коля, ноженькой.

Поглаживают кисть левой руки.

Поглаживают кисть правой руки.

Указательный и средний пальцы рук шагают. Выставляют кулак. Ставят ладонь на ребро. Показывают ладонь.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – Желтые цыплятки.

 «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко,

Лапками гребите, Зернышки ищите».

Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки.

Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки.

Бегут всеми пальцами обеих рук.

 Хлопают в ладоши.

Грозят пальцем ведущей руки.

Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола. Дети собирают зерна поочередно  двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.д.

Чистая водичка  умоет Саше личико,

Анечке – ладоши,

 А пальчики – Антоше.

Моющие движения. Поглаживающие движения

по щекам.

Интенсивное   потирание ладоней.

Массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме (друг другу) улыбаемся.

Хлопают в ладоши. Совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями.

«Моют» лицо, растирают уши.

Улыбаются.

Жили-были зайчики  на лесной опушке.

Жили-были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики,

надевали тапочки.

3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Хлопают в ладоши. Показывают уши.

Показывают домик.

Трут уши.

Моющие движения ладонями рук.

Движение ладоней сверху вниз по туловищу. Показывают.

«Лапки-царапки»

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки,

А в лапках – цап-царапки.

Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки. Дети выпрямляют пальцы, в шутку царапаются.

Игру можно повторить несколько раз.

Ежик маленький замерз  и в клубок свернулся. Солнце ежика согрело – Ежик развернулся!

Прижмите пальцы – ежик убрал иголки.

Выпрямите пальцы – ежик показал колючки.

Посмотрите, какой у меня человечек. Человечек пошел погулять. Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке

Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол. Покажите, как шагает человечек. Предложите детям повторить упражнения. Игру можно повторять несколько раз.

«Моторчик»

      Давайте поиграем в машинки.

    Би-би! Поехали машины! Стоп!

            Остановились машины.

        Надо завести моторчики.

Дайте детям машины и предложите поиграть. Покажите малышам, как завести моторы.

Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать вокруг друг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение (по ходу чтения дети повторяют движения).Поочередно разогните пальцы, начиная с большого. Пошевелите пальцами. Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца. Повторите игру с пальцами другой руки.

         «Вышли пальчики гулять»

Раз, два, три, четыре, пять – Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять – В домик спрятались опять.

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение (по ходу чтения дети повторяют движения).Поочередно разогните пальцы, начиная с большого. Пошевелите пальцами. Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца. Повторите игру с пальцами другой руки

              «Пальчики в лесу»

Раз,  два, три, четыре, пять  вышли пальчики гулять:  Этот пальчик  гриб нашел,  этот пальчик чистить стал,

          Этот резал, этот ел,

      Ну а этот лишь глядел.

Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими. Загните мизинец. Загните безымянный палец. Загните средний и указательный пальцы. Загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.

      Этот пальчик хочет спать,

      Этот пальчик лег в кровать,

       Этот рядом прикорнут,

     Этот пальчик уж заснул,

    А другой давненько спит…

Кто у нас еще шумит? Тише, тише, не шумите, пальчики не разбудите

                          Загните мизинец.

                 Загните безымянный палец.

                      Загните средний палец.

                 Загните указательный палец.

                        Загните большой палец.

                      Погрозите пальчиком другой руки.

Мы делили апельсин,

 много нас, а он один.

Это долька для ежа, Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка… кожура. Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь, кто куда!

Игра  проводится  за столом.   Сложите ладони «чашечкой».  Сначала  покажите растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке. Сожмите пальцы в кулак, затем разогните  большой палец.  Разогните указательный палец. Разогните  средний палец, разогните безымянный палец,  разогните мизинец, разведите руки в стороны. Погрозите пальцем. Сымитируйте бег пальцами по стол.

Дети произвольно крутят кистями рук.

Воспитатель.  Крутим-крутим и получаем большой цветок.

Крутим – крутим и получаем распустившийся цветок.

(Дети вслед за вами  соединяют полусогнутые пальцы подушечками.)

Дети разводят пальцы в стороны, растопыривают

На двери висит замок.                            

Кто его открыть бы смог?                        

 Повертели, покрутили,                            

Постучали  и открыли.                              

Руки у детей сцеплены в замок.

 Равномерно покачивают кулачок

вверх – вниз.

Расцепляют пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...