Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе дошкольников. Квест — игра «Письмо от сказочника»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тюрева Наталья Анатольевна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе дошкольников.

Квест — игра «Письмо от сказочника»

Цель: создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющие дошкольникам реализовать свои речевые и творческие способности.

Задачи:

Образовательные: закреплять умение обобщать группу предметов и называть их одним словом; закреплять умение подбирать слова противоположные по значению; расширять словарный запас, закреплять умение выкладывать буквы из счетных палочек, подбирать слова на заданный звук, систематизировать знания о сказочных героях.

Развивающие: развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь; знакомить с песочными часами.

Воспитательные: привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра); воспитывать стремление оказывать помощь сверстникам, воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в командных играх, инициативность, воспитывать желание научиться читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_r.r.pismo_ot_skazochnika.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе дошкольников.

Квест — игра «Письмо от сказочника»

Воспитатель: Тюрева Н.А.

Возраст: 6-7 лет

Место проведения: групповое помещение

Цель: создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющие дошкольникам реализовать свои речевые и творческие способности.

Задачи:

Образовательные: закреплять умение обобщать группу предметов и называть их одним словом; закреплять умение подбирать слова противоположные по значению; расширять словарный запас, закреплять умение выкладывать буквы из счетных палочек, подбирать слова на заданный звук, систематизировать знания о сказочных героях.

Развивающие: развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь; знакомить с песочными часами.

Воспитательные: привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра); воспитывать стремление оказывать помощь сверстникам, воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в командных играх, инициативность, воспитывать желание научиться читать.

Оборудование: Письмо сказочника, карточки с вопросами для «мозгового штурма»; песочные часы; грузовая машина (игрушка); счетные палочки; цветные карточки с загадками; игра «Четвертый лишний»; дом (магнитный, бумажный), кукла Незнайка (или изображение); иллюстрации сказок, паззл «Ключ».

Предварительная работа: чтение русских народных сказок,  разгадывание загадок.

Формы работы: подгрупповая, создать положительную обстановку, настроить детей на совместную работу.

Методы:

Наглядные – картинки, иллюстрации к сказкам

Словесные – беседа, опрос, загадывание загадок.

Практические – моделирование букв

Игровые – дидактические игры (словесные, настольно-печатные)

Словарная работа: озорники, шалунишки, клад бесценный, сказочник

Сценарий квест-игры «Письмо от сказочника»

Дети в группе, воспитатель привлекает внимание:

Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам пришли гости! Поприветствуем гостей. Подойдем к ним и положим свои ладошки на их руки улыбнёмся. Вы почувствовали, какие у них тёплые и добрые ладошки? Это вы подарили друг другу тепло и радость». Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Дети: Скажем «Здравствуйте» руками!

           Скажем « Здравствуйте»   ногами!

           Скажем «Здравствуйте» глазами!

           Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!

Ребятки, я вижу, что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем.

Речевая разминка:  

Чи-чи-чи, ручеек журчи

Ча-ча-ча, вижу я грача,

Чу-чу-чу по траве скачу

Воспитатель: Я знаю, что есть ещё и зарядка для ума! Как вы думаете, зачем нужна эта зарядка? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте попробуем поупражнять наш ум, наше умение думать, мыслить! Ещё такую гимнастику называют «мозговой штурм», мыслить нужно БЫСТРО!

(Педагог берет поднос с карточками — вопросами, зачитывает, дети отвечают).

  1. Дети после детского сада, поступают в… (школу).
  2. Место, где приготавливают и продают лекарство (аптека).
  3. Для снеговика катают снежный … (ком).
  4. Бывает манная, рисовая, гречневая … (каша).
  5. Детёныш лошади (жеребенок).
  6. Помещение для стоянки автомобиля (гараж).
  7. Лиственное дерево с белой корой (береза).
  8. Ломтик хлеба с колбасой и маслом (бутерброд).
  9. Зимой берут коньки и идут на … (каток).
  10. Разноцветная в небе … (радуга)
  11. Что нам помогает говорить (язык).
  12. Гремящая игрушка для маленького ребенка (погремушка).
  13. Место, где растут грибы, ягоды (лес).
  14. Человек, который охраняет, сторожит что-либо. (сторож).
  15. Суп со свеклой и другими овощами (борщ).
  16. Скошенная и высушенная трава (сено).
  17. Из снега намело большой … (сугроб).

Последняя карточка с вопросом скрывает письмо на подносе.

Воспитатель: Смотрите, письмо! (предлагает детям прочитать или читает сам от кого оно). От Сказочника! Кто это? (ответы детей)

Воспитатель  читает письмо: 

«Здравствуйте, девчонки и мальчишки!

Озорники и шалунишки! 

Воспитатель: А это точно нам письмо? Кто такие озорники? Шалунишки?

Да, мы такими бываем тоже. Значит, это письмо нам (продолжает читать)

Шлет вам сказочник привет,  на ваш надеюсь я ответ!

Предлагаю в путешествие пойти,

чтоб самый ценный клад найти!

Внимательно письмо читайте!

Мои заданья выполняйте!

И если справитесь со всеми,

в конце пути сундук найдете и клад бесценный заберете!»

Воспитатель: А что же предлагает найти Сказочник? (клад бесценный). А что это такое?  (обсуждение с детьми понятия «клад бесценный»)

Воспитатель: Нужен ли нам этот клад?

Дети: Нужен.

Воспитатель: Так пойдем за кладом? (решаем – идем ли в путешествие?)

Дети: Да!

Воспитатель: продолжает читать письмо: 

1. «Место, где сказки живут, отыщите,

 конвертик с заданием там разверните!

Картинки лишние найдите,

в одну сказку соберите!»

Воспитатель: Где же это место, где сказки живут?

Дети: Книжный уголок.

Все идут к книжному уголку. Дети на книжной полке находят конверт с изображениями на листах бумаги, таких листов с изображениями 5 штук.

Воспитатель: как же нам быстрее справиться с заданием – листов много. (подводит к мысли разделиться на команды. )

Игра «Четвертый лишний»

В каждом наборе изображений находят лишнее — отличающееся от всех других

 (1 лист: осина, береза, яблоня, ель;

2 лист: бытовые электроприборы и русская печь

3 лист: сказочные герои (добрые) и Баба Яга

4 лист: взрослые люди и ребенок – девочка

5 лист: девочки и один мальчик)

Дети выделяют-вырезают, определяют по картинкам (яблоня, печка, баба Яга, девочка и мальчик) сказку «Гуси –лебеди».

Воспитатель:  продолжает читать письмо:

«Если сказку вы узнали, значит вам её читали!

Теперь картинки поверните слово нужное сложите  (если нет читающих детей, педагог сам складывает слово — ДОМ) 

Воспитатель: Ребята. смотрите, какой-то кусочек картинки (Паззл). Как вы думаете, что это? Пригодится он нам? Возьмем с собой?

2. Воспитатель  читает послание:

В группе есть магнитный (бумажный и т.д.) дом, и заданье в доме том!

Дети находят дом с заданием и песочными часами.

Воспитатель: Ребята, а что это такое? (показывает песочные часы).

Для чего они нужны? (Воспитатель уточняет, что знают дети о песочных часах, объясняет,  для чего они нужны будут сейчас.)

Воспитатель продолжает читать письмо:

Слова вы переверните, да, ребята, поспешите.

За минуту успевайте, за песочком наблюдайте!

Последнее слово перевернете,

то сразу поймете, куда вы пойдете!

Задание «Скажи наоборот!»

Большой –             Громко —                      Мягкий –                        Злой

Жарко –                  Темно —                          Тяжелый –                         Умный -

День –                 Горячий —                 Грязный –                         Больной -

Ссориться –         Быстро —                         Длинный —                 Высоко –

Далеко –                 Веселый —                 Сильный —                 Белый –

Хорошо —                 Высокий —                 Одеваться —                 Нет -

Знайка –

Воспитатель: вот еще один паззл.

3. Воспитатель продолжает читать

Шляпа голубая, Жёлтые штанишки,

В городе Цветочном — Главный хвастунишка.

Рифмовать пытался Коротышка этот,

Только вот не стал он Истинным поэтом.

Дети находят куклу Незнайку, а с ним рядом и конверт с заданием:

Воспитатель: продолжает читать письмо:

Вы Незнайке помогите скорей рифму подберите!

  1. Ла-ла-ла – муха денежку… (нашла)
  2. Су-су-су – щенок любит (колбасу)
  3. Чи-чи-чи– к чаю купим (калачи)
  4. Ра-ра-ра – начинается (игра)
  5. Щу-щу-щу – скорее прячься, я (ищу)
  6. Лу-лу-лу – стоит сумка на (полу)
  7. Сы-сы-сы – у деда длинные … (усы)
  8. Ча-ча-ча – заболел зови (врача)
  9. Ры-ры-ры – нас кусают (комары)
  10. Жи-жи-жи – любят яблоки (ежи)

Воспитатель  находит ещё и предложения, которые надо исправить:

Корзину собрали в грибы.

Дупло спряталось в белку.

Молоко любит кошку.

Дом подъехал к машине

Воспитатель: А вот и еще один кусочек картинки.

4. Воспитатель: продолжает читать письмо:

Вы машину находите, что везет она смотрите,

 буквы на столе сложите, на звук словечки подберите! 

(В кузове машины находят наборы счетных палочек)

Дети выкладывают любые буквы, подбирают слова на звуки.

Находят еще один кусочек паззла

5. Воспитатель продолжает читать письмо:

Если справились с вы с грузом, что машина привезла,

то последнее заданье задаю я вам, друзья!

Цветные загадки вы в группе найдите

и сказок героев всех назовите.

6. Дети находят в группе загадки по сказкам на цветных листочках, отгадывают. Воспитатель выставляет иллюстрацию к сказке.

  • В поле появился дом. Поселились в доме том:

Мышка по имени Норушка, И лягушечка Квакушка,

Ёж, Лисица и Зайчишка. А ещё лохматый Мишка

Позже поселился тут. Как все домик-то зовут?

Вьётся над трубой дымок. Этот домик —... (Теремок)

  • Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк и хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? ... (Медведь)

  • Жили братья-толстячки, все три носа — пятачки.

Старший братец — всех умней, Дом построил из камней.

Отвечайте-ка, ребята, Кто те братья? ... (Поросята)

  • Уходя, просила мать Никому не открывать,

Но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел. Кто потом козляток съел? (Волк)

  • Долго-долго терпела посуда и решила: «Уходим отсюда!»

Даже ложки ушли и стаканы, И остались одни тараканы.

Все ушли от неё, без разбора. Имя этой неряхи —... (Федора)

  • Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали?

(Снегурочка)

  • Кто бежал через мосточек, С клёна оторвал листочек?

То из сказочки коза. Её имя —... (Дереза)

Воспитатель: продолжает читать письмо:

Теперь загадки посчитайте и цифру ту запоминайте,

где сказки вам сняться, там цифру найдете,

под цифрою клад, вы, его заберете!

За кладом же ценным отправиться тот,

Кто больше всех сказок из вас назовет!

Дети считают количество загадок (по иллюстрациям)

Воспитатель: Интересно, что это за место, где сказки приснятся?

Дети: Наша спальня!

Воспитатель: А кто больше сказок назовет?

Дети вспоминают сказки, за каждую названную сказку получают фишки, у кого больше всех, идет в спальню, ищет кроватку с номером, достает сундук, приносит.

Воспитатель: У нас есть сундук. Как его открыть? У нас же есть паззлы, которые мы нашли! Давайте соберем их.

Дети собирают паззлы, получается ключ.

Воспитатель: сундук есть, ключ есть. Открываем сундучок! Что в них?

Дети: Книги

Воспитатель:  читает послание от Сказочника:

«Самым умным, самым дружным, самым ловким! Совершенно секретно!!!

Забирайте этот клад! Он ваш!

Читайте книги, в них вы найдете самый ценный клад – знания! Собирайте этот клад по крупицам, и вы будете самыми богатыми людьми во всём мире! Сказочник»

Воспитатель:  (рефлексия)

- ребята, вам понравилось наше путешествие?

- что больше всего понравилось?

- а какие задания были для вас сложными?

Дети рассматривают новые книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Лексические игры и упражнения.Игры со снеговиком"

Лексические игры и упражнения обогащают и  активизируют речь детей,развивают слуховое внимание,фонематический слух....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Весна» с использованием мнемотаблицы в форме квеста

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Весна» с использованием мнемотаблицы в форме квеста...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление коллективного рассказа «Письмо солдату»

Программное содержание:1. Расширять представления детей о службе в армии.2. Учить составлять творческий рассказ виде письма и уметь соблюдать правила его составления.3. Развивать...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мы - сказочники» (Творческое рассказывание)

Занятие на формирование умения связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, составлять сказочный текст. Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, логично, используя модели. Соз...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осенние листочки» «Учимся, играем, речь развиваем».

Цель: формировать умения составлять связный рассказ об осени с опорой на картинки символы.Задачи:-обобщение о признаках осени и представления о её характерных особенностях;-создать условия для пр...