Игровые приёмы, дидактические игры, применяемые в НОД по развитию речи (обучению составлению рассказов по картине детей подготовительной группы).
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Кочеткова Наталья Викторовна

Предлагаю вашему внимаю игровые приёмы, дидактические игры, для успешного обучения составления рассказа по картине с детьми подготовительной группы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_kochetkova.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приёмы, дидактические игры, применяемые в НОД по развитию речи

(обучению составлению рассказов по картине детей подготовительной группы).

Для успешного обучения составления рассказа по картине с детьми подготовительной группы используем: технологии, игровые приёмы, дидактические игры, вводные беседы, вопросы педагога.

1 этап: "Определение состава картины".

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "Подзорная труба".

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект,  увидеть и назвать только один предмет. По окончанию определения состава картины, необходимо подвести итог и перечислить всё названное.

Дидактическая игра «Фотографирование».

Педагог предлагает детям немного пофантазировать. Представьте, что у вас в руках фотоаппараты. Возьмите свой фотоаппарат, настройте свои объективы, внимательно рассмотрите картину выберите только один предмет и сфотографируйте его. Дети называют предметы (например: мальчик в синей куртке, девочка с лопаткой в руке, дерево, птицы, река, облака, снег, кормушка и др.). Затем детям предлагается на листах бумаги схематично изобразить свой кадр.  Для детей это может быть предварительная работа (рисунки по картине).

2этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясн2яется, почему их можно соединить.

Дидактическая игра «Кто с кем дружит».

Педагог указывает на два объекта на картине и просит объяснить, почему они дружат или не дружат.

Дети должны найти объекты на картине, которые между собой связаны по взаимному расположению, или которые совершенно не связанны. Оценка взаимоотношений объектов на картине субъективна. Повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно.

Пример приводит педагог: я соединяю дерево и кустарник, потому что это растения. (дети предлагают свои ответы)

3этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

    Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств, учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Игра, которая развивает умение описывать картину через различные анализаторы (органы чувств):

«Вхождение в картину», педагог предлагает войти в картину. Давайте, встанем в круг возьмемся за руки, закроем глаза и представим, что мы перенеслись в нашу картину: «Раз, два, три    в картину войди»…

         (педагог предлагает детям открыть глаза).

 А сейчас нам будут помогать волшебные картинки: Картинка «Ухо»

Какие звуки  вы  услышали? (Ответы детей)

Картинка «Нос» Какие запахи? Понюхайте воздух, какой он? (Ответы детей)

Картинка «Рука» Какими на ощупь вам кажутся предметы, например снег? (ответы детей)

Картинка «Сердце» Что вы почувствовали? ( ответы детей)

4 этап "Составление рассказов-фантазий"

Цель: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания.

Дидактическая игра «Оживи картину» Педагог предлагает детям оживить картину. Расскажите, кто вы на картине и найдите свое место. (дети выстраивают картину на ковре)

 Например:

Я – девочка Маша с лопаткой в руке, я - мальчик в синей куртке кормлю птиц. «Раз, два, три картина оживи!»

 Вот какая интересная, живая картина у нас получилась! Мы с Вами отличные актеры!

5.этап «Путешествие во времени».

Педагог предлагает детям придумать, пофантазировать и рассказать, что будет дальше.

Игра, развивающая творческую, речевую и мыслительную деятельность детей: «Что будет дальше?» Составление рассказа по картине

Педагог предлагает составить рассказ по картине.

(Напоминает детям, что использовать в своем рассказе нужно то, о чем  говорили при рассматривании картины и использовали в играх). Другому ребёнку можно предложить попробовать закончить рассказ тем, что будет потом.. 

В заключении проводится рефлексия:сегодня, мы с вами познакомились поближе с нашей картиной и играли с ней. Скажите, что мы учились делать? (рассматривать картину, составлять ,обыгрывать предметы на картине).

Таким образом, проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, при предъявлении любой новой картины, в свой комплекс целенаправленного воздействия включает отработку мыслительных операций по анализу картины, как целостной  системы, так и отдельно взятого объекта на ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по картине «Белочка»(подготовительная группа)

Обучающие задачи:закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;формировать понятия причинно-следственных связей и за­кономерностей в явлениях природы;упражнять детей в умении составлять свя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения» с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ в компенсирующей группе детей 6-7 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речиТема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения»с использованием технологий здоровьесберегающая, игров...

Дидактическая игра по валеологическому воспитанию с использованием кубика Блума «Здоровый образ жизни»для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Дидактическая игра по валеологическому воспитанию с использованием кубика Блума «Здоровый образ жизни»для детей подготовительной группы (6-7 лет)...

Конспект занятия «Составление рассказа по картине в подготовительной группе» «Зимние забавы»

Конспект занятия «Составление рассказа по картине в подготовительной группе» «Зимние забавы»...

Конспект занятия «Составление рассказа по картине в подготовительной группе»

Конспект занятия «Составление рассказа по картине в подготовительной группе»...