Конспект ООД с детьми подготовительной группы "В царстве Снежной Королевы"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Дорофеева Екатерина Александровна

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx92.84 КБ
Файл samoanaliz.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6                                                                              структурное подразделение детский сад «Яблочко»                                                                            г.Аткарска Саратовской области

Конспект интегрированного занятия

в образовательной области  «Речевое  развитие»

в подготовительной группе

«В царстве Снежной Королевы»

s1200.png                                         Воспитатель: Дорофеева Е.А.                          

                                                                                              Дата проведения: 25.02.2022 г.

2022 год

Основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под редакцией    Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. «Мозаика-Синтез»2016г.

Возрастная группа:  подготовительная

Тема НОД: «По тропинке доброты вместе мы шагаем»

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: развитие речи, творческого воображения, познавательных способностей, а также способствование раскрытию индивидуальности и социальной успешности детей через образовательные технологии.

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать речь, как средство общения.                           

- Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы,    излагать свои мысли понятно для окружающих.

- Формировать умение правильно строить предложения.

Развивающие:

- Развивать фонематический слух, связную, диалогическую и монологическую речь детей.

- Развивать умение задавать вопросы и искать пути решения логической задачи.

- Развивать  познавательные функции (мышление, память, воображение).

- Развивать инициативу, самостоятельность.

Воспитательные:

- Воспитывать отзывчивость, любовь и уважение к ближним, к природе.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная,  проблемно-поисковая, изобразительная, двигательная.

Форма организации: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.                                                                                                                                                        Формы реализации: словесные игры,  решение проблемной ситуации,  динамические паузы,  игра – фантазия (рисование в технике «фроттаж»), подвижные игры с предметами.

Интеграция образовательных областей : 

«Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие », «Физическое развитие»

Оборудование: картина «Снежная королева», музыкальное сопровождение, искусственные ели «зимний лес», мягкие модули (сугробы) «льдины-признаки времен года»; снежинки; прищепки; цветные мелки, листы по количеству детей; светильник (цветотерапия); бумажные и ажурные салфетки.

Предварительная работа: чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»; рассматривание иллюстраций к сказке,   беседы о добре и зле; речевые игры; дидактические игры «Времена года»;  разучивание стихотворений о природе, исследовательская деятельность, прослушивание музыкальных произведений.

Ход занятия

1.Вводная часть.

Организационный момент (Эмоциональный настрой)

 Воспитатель:  (звучит музыка для релаксации)

Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Мы всем желаем счастья, любви и доброты !
Мотивация:

Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, вдруг разыгралась  сильная  метель, и в руках у меня очутился  вот этот сундучок.
Дети, чтобы узнать, кто хозяин сундучка, нужно отгадать загадку:
Владея снегом, льдом и стужей,   (звук вьюги)
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна.   (ответы детей)
- Дети, откуда вы знаете про Снежную королеву? Кто автор этой сказки? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, чтобы открыть сундучок нужно выполнить следующее:

Дидактическое упражнение «Скажи одним словом»

Я буду называть вам зимнее явление, а вы называете его одним словом:

- замерзшая вода (лед);
- падает снег (снегопад);
- сильная метель (вьюга);
- снег прилип к деревьям (иней);
- узоры на окне (мороз).

Артикуляционная гимнастика (Ключик)

Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе! Молодцы! (в сундучке находят письмо).                                                                                                                                                      Воспитатель: Королева снежинок и льда отправила для вас письмо:

«Здравствуйте, дети!  Я - Снежная Королева! Вы знаете, в сказке я холодная, высокомерная, равнодушная. В душе моей лишь снег и стужа, осколки льда по миру кружат, они всегда мне верно служат.  Хочу, чтобы в мире царила вечная зима, чтоб никогда в мир не вернулась красота и доброта.                                                                                                                               Если вы не хотите, чтобы ваши сердца стали ледяными, выполните мои задания.  Справитесь с ними, то обещаю, что никогда больше  не  буду забирать к себе детей и превращать их сердца в холодные льдинки»          

Воспитатель:  Ребята, вы хотите, чтобы Снежная Королева превратила ваши сердца в льдинки?                  

 Какими вам нужно быть, чтобы ваши сердца не стали ледяными?                                                   Дети: Добрыми, отзывчивыми, дружными.

Воспитатель: Кто служит Снежной королеве? (ответы детей)                                                                               Назовите  слова, от которых становится холодно.

Дети: Сосулька,  лёд,  льдина, снег,  метель, ветер, иней, снежинки и т.д.                                                                                                     

 Слуги Снежной королевы будут нам вредить и мешать. А вы не испугаетесь холода, вьюги и мороза?  Нас ждут серьезные испытания, сложные задания. А помогут вам ребята ваши умения и знания. Вы готовы?

2. Основная часть:                                                                                                                               

Чистоговорки с динамической паузой  (дети выполняют вместе с воспитателем)

Ре - ре – ре  вижу замок на горе.

Ра - ра - ра отправляться нам пора.

Ны - ны - ны нам преграды не страшны.

Как снежинки, покружились, в  зимнем царстве  очутились (действия по тексту)                                                                                                                                                       Развитие речевого дыхания и голоса – упражнение «Вьюга»

У королевы есть подруга- Хмурая седая вьюга.

Вьюга воет, завывает, Все дороги заметает.

Воет вьюга: « У –у-у-у» (с усилением звука).                   

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш» (с усилением звука).          

Стихает вьюга: «С-с-с-с» (индивидуальная работа)

Воспитатель: Молодцы ! Вьюга нам не страшна. Мы можем продолжать наше путешествие.

Физминутка  «Тропинка доброты». (звучит музыка «Дорогою добра»)

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем по «лесу»),                                       И про добрые дела мы не забываем (перешагиваем «сугробы»).                                                                      Всем всегда поможем дружно ( руки в стороны),                                                                          Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).                                                               Добрым быть веселей (руки на пояс),                                                                                          Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).                                                                                                  Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)                                                                                          Раз, два, три,                                                                                                                                                  На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны)

Воспитатель:  Для нас здесь задание, метель и вьюга пошалили и в предложениях потерялись нужные слова, давайте вернем их на место и соберем из снежинок гирлянду вежливых слов.

Игра «Гирлянда вежливых слов»  (работа с прищепками на развитие мелкой моторики)

Воспитатель:  Я начну предложение, а вы закончите, тот кто назовет нужное слово, обозначает его снежинкой.                                                                                                                                               (дети собирают гирлянду из снежинок)  

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Всем с большой любовью желаем.. (крепкого здоровья)
  • Чтоб легче ехать и идти , мы пожелаем..(доброго пути)
  • Где бы ни были , на прощание  говорим  мы…(до свидание)
  • Ребёнок вежливый и развитый, говорит, встречаясь …(здравствуйте)

Воспитатель: Ребята, что-то стало прохладно от игры со снежинками. Давайте погреем наши ладошки и поделимся своим теплом с теми, кто в нем нуждается.

Пальчиковая игра «Теплые ладошки» с дыхательным упражнением

Руки в кулачки сожмем,                                                                                                                               И немножко подождем.                                                                                                                        На ладошки мы подуем,                                                                                                                      Все снежиночки с них сдуем.                                                                                                         Каждый пальчик мы возьмем,                                                                                                           Сильно на него нажмем.                                                                                                                        Мы ладошки растираем                                                                                                                              И тепло всем посылаем ! ( выполняют соответствующие движения)

 Воспитатель: Ребята, во владениях Снежной королевы царит вечный холод.                                Давайте отдадим частичку своего тепла словам, которые я назову.

Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)

Зима - (зимушка), мороз – (морозец), лёд – (ледок), холод – (холодок), снежинка – (снежиночка), метель – (метелица), снег –( снежок), санки –( саночки), ,шуба –(шубка) снеговик – (снеговичок),

Воспитатель: Молодцы ! Справились с заданием.

Воспитатель читает стихотворение  (звучит таинственная  музыка-релакс)

В замке Снежной Королевы стены изо льда.                                                                                      Не шумят в саду деревья, не журчит вода.                                                                           Замороженные травы, листья и плоды,                                                                                        В бриллиантовой оправе мерзлые цветы.                                                                                                 Замело пути-дороги, к замку не пройти.                                                                                                Злые льдинки и сугробы встали на пути.                                                                            

Чтобы попасть в замок снежной королевы, надо найти  одинаковые по форме льдинки и узнать по признакам,  какое время года зашифровано.

Дидактическая игра «Узнай время года по признакам» (работа в подгруппах)

ВЕСНА , ЗИМА, ЛЕТО  

Воспитатель :                                                                                                                                              Какое время года получилось у первой подгруппы? А у второй? И у третьей? (ответы детей) Назовите их  одним словом (времена года), какого времени  года у нас не хватает?(осень);  на что похожи льдинки ?(геометрические фигуры) ; Какой формы льдинки  в слове - лето?

«Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления)
Зимой бывает снегопад, а осенью... (листопад).
Зимой бывает снег, а летом...
Зимой снег падает, а весной ...
Зимой лес спит, а весной ...
Зимой катаются на коньках, а летом ..
Зимой бывает холодно, а летом ...
Зимой деревья белые, а осенью ...
Зимой растут сугробы, а летом растут ...

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему  Снежная королева такая злая и коварная ?                 (ответы детей)

Конечно, потому что она никогда не видела другой красоты,  которую нам дарит природа во все времена года. В ее владениях вся красота спрятана под снегом и льдом.

Что можно сделать, чтобы ее злость испарилась? (ответы детей)

Ребята, природа всегда очаровывает своей красотой и каждого человека превращает в волшебника. А поэты, художники и композиторы чувствуют, видят  эту красоту в природе и передают нам своё восхищение, настроение:

композиторы – в звуках, художники – в красках, поэты - в стихах.

Воспитатель: Сегодня вы станете добрыми волшебниками и покажете все свое мастерство, вы будете не просто рисовать цветными мелками, а натирать мелками белые листы бумаги, которые похожи на снежную равнину.

Рисование (в технике фроттаж) « Волшебные картинки» 

Продуктивная деятельность (звучит музыка души)

Воспитатель:  Давайте пройдем за столы и станем натирать листы боковым ребром цветных мелков. Эта работа потребует от вас некоторых усилий и умения. Эта техника рисования называется –фроттаж.(закрепляют название - фроттаж )

Что же пряталось на листах? (ответы детей)  Где можно увидеть такие красивые узоры ?                            ( в природе)

Воспитатель:  Дети, такую красоту нам дарит природа в разные времена года.(красивые цветы, осенние листья, морозные узоры)

Я предлагаю подарить эти волшебные картинки Снежной королеве и пусть она увидит всю красоту природы во все времена года, а не только зимой и  станет немного добрее.

Назовите скорее слова, от которых становится тепло:  (добро , любовь , ласка , забота, солнце, красота, добро)

 Ребята, от ваших теплых слов холодные льдинки растаяли и превратились в цветные огоньки. Огоньки сияют, путь домой нам освещают. (звучит музыка ,дети возвращаются)

3.Рефлексия

Воспитатель: Ребята, закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня были?                 Что вам запомнилось больше всего? Что было для вас самым трудным? Что понравилось вам больше всего? Что вам помогло справиться с заданиями Снежной королевы?                    (ответы детей )

Дети, я  всех благодарю и очень вами горжусь, вы самые добрые, дружные, отзывчивые.  Ваши горячие сердца смогли  растопить  холодные  льдинки и всем вокруг стало немного теплее. Только такие дети могут видеть красоту природы и беречь ее. 

Молодцы, ребята !  На память о нашем путешествии я дарю вам маленькие сувениры.

И помните: «За добрые дела –добром платят»

Сюрпризный момент «Твори добро» 

(воспитатель вручают сувениры детям, дети обмениваются впечатлениями)



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6                                                                              структурное подразделение детский сад «Яблочко»                                                                            г. Аткарска Саратовской области

 

 

 

 

Самоанализ

 интегрированного занятия

в образовательной области  «Речевое  развитие»

в подготовительной группе

«В царстве Снежной Королевы»

 

 

 

 Составила: воспитатель Дорофеева Е.А.                         

                                                                                             

 

 

2022 год

           Конспект непосредственно образовательной деятельности (далее НОД)  разработан и проведён в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы,   Т.С. Комаровой,    М.А. Васильевой,    по образовательной области  «Речевое развитие»  с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования.

Цель:  развитие речи, творческого воображения, познавательных способностей, а также способствование раскрытию индивидуальности и социальной успешности детей через образовательные технологии.

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать речь, как средство общения.                           

- Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы,    излагать свои мысли понятно для окружающих.

- Формировать умение правильно строить предложения.

Развивающие:

-Развивать фонематический слух, связную, диалогическую и монологическую речь детей.

- Развивать умение задавать вопросы и искать пути решения логической задачи.

- Развивать  познавательные функции (мышление, память, воображение).

- Развивать инициативу, самостоятельность.

Воспитательные:

- Воспитывать отзывчивость, любовь и уважение к ближним, к природе.

Способствовать проявлению положительных эмоций;

Виды и формы деятельности: игровая, коммуникативная,  проблемно-поисковая, изобразительная, двигательная. 

Материалы и оборудование: картина «Снежная королева», музыкальное сопровождение, искусственные ели «зимний лес», мягкие модули (сугробы) «льдины-признаки времен года»; снежинки; прищепки; цветные мелки, листы по количеству детей; светильник (цветотерапия); бумажные и ажурные салфетки.

 Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие », «Физическое развитие»

 Предварительная работа:

чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»; рассматривание иллюстраций к сказке,   беседы о добре и зле; речевые игры; дидактические игры «Времена года»;  разучивание стихотворений о природе, исследовательская деятельность, прослушивание музыкальных произведений.

           Занятие сочетает в себе образовательные области развития:

- физическое (физминутка, дыхательная гимнастика,  пальчиковая гимнастика, упражнение  на развитие мелкой моторики рук);

- познавательное (дидактическая игра «Узнай время года по признакам», закрепление знаний геометрических фигур);

- речевое (артикуляционная гимнастика, чистоговорки, дидактические игры);

- художественно - эстетическое (рисование в нетрадиционной технике фроттаж, работа в сопровождении релаксирующей музыки);

- социально- коммуникативное (ответы на вопросы, взаимодействие со сверстниками и воспитателем).

Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей подготовительной к школе группы.

При проведении непосредственно образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых СанПиН: была проведена влажная уборка, проветривание помещения; достаточное освещение, время проведения и продолжительность деятельности соответствовало возрастным нормативным требованиям. Своевременно осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности, также осуществлялась смена игровой среды, соответствующей ходу  образовательного мероприятия, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.

При планировании непосредственно образовательной деятельности и достижения поставленных цели и задач учитывался:

        Интегрированный подход к организации образовательной деятельности

(в программном содержании прослеживается единство образовательных, развивающих и воспитывающих задач);

       Создание атмосферы доброжелательности и эмоционального благополучия для детей;

        Разнообразие видов детской деятельности;

        Уважительное отношение к результатам детской деятельности.

 Для реализации поставленных задач, было подготовлено различное оборудование: интересное, разнообразное  и соответствующее возрасту детей.

Структура НОД:

1. Вводная часть

а) эмоциональный настрой детей;

б) мотивационный  момент - демонстрация сундучка;

в) постановка проблемы- открыть сундучок;

 2. Основная часть

а) чистоговорки с динамической паузой;

б) Развитие речевого дыхания и голоса – упражнение «Вьюга»;

в) Физминутка  «Тропинка доброты»;

г) Игра «Гирлянда вежливых слов»  ;

д) Пальчиковая игра «Теплые ладошки»;

е) Дидактическая игра «Назови ласково»;

ё) Дидактическая игра «Узнай время года по признакам»;

ж) Дидактическая игра «Закончи предложение» ;

з) Продуктивная деятельность- рисование в технике фроттаж;

 3. Заключительная часть

а)  рефлексия

(ответы  детей о том, что им понравилось и запомнилось, что вызвало затруднения во время  путешествия);

Данное  занятие проводилось с детьми подготовительной к школе группе, в количестве 7 человек. Занятие состояло из трех взаимосвязанных между собой этапов, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
        В ходе занятия я стремилась к тому, чтобы вопросы к детям были доступны, понятны, логичны и лаконичны, тон повествования был эмоциональным.

         Считаю, что на занятии была создана благоприятная обстановка для деятельности детей.

 В ходе непосредственно-образовательной деятельности я использовала следующие составляющие  личностно-ориентированной  технологии:

-партнерское взаимодействие с детьми, создание ситуации успеха;

-открытое доверительное отношение к каждому ребенку, создание  комфортных  условий в увлекательной деятельности;

-осуществление индивидуального подхода к детям с целью помочь освоить доступный возрасту социальный опыт.

На протяжении всей  деятельности осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся  в  оказании затрудняющимся детям помощи при выполнении заданий, в виде напоминания, дополнительного объяснения,  а также в  учёте особенностей  мышления и темпа восприятия каждого ребенка.

 В результате каждый  ребёнок был  включен в содержательную деятельность, способствующую реализации его  интересов, развитию любознательности, познавательных, речевых, творческих способностей детей, а также развитию таких  личностных качеств как активность и самостоятельность.

  Содержание образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, средства обучения, формы организации  и чередование разнообразных видов деятельности -  позволило обеспечить активность, высокую работоспособность,  удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать  положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало её результативности и успешному решению поставленных  задач.

   Вывод: Считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свою речь  строила  грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. Цель достигнута, поставленные задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие в царство Снежной Королевы"

Занятие по ФЭМП в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие в царство Снежной Королевы"

Занятие по ФЭМП в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект НОД по теме: «Зима». «В царстве Снежной Королевы»

Цель:  расширить  знания  детей о признаках зимы через приёмы по формированию лексико-грамматической стороны речи....

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Царство Снежной королевы"

Конспект НОД по закреплению математических знаний, выполнение интересных заданий для спасения мальчика Кая....

Конспект НОД по ФЭМП "Путешествие в царство Снежной королевы"

Формирование логико-математических представлений детей подготовительной группы в условиях игровой ситуации...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.«Снежная королева»

Методическая разработка занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и  блоков Дьенеша....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы (6-7 лет) «В царстве Снежной Королевы» (с элементами квеста)

Задачи:  снять телесное и эмоциональное напряжение;развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; абстрагировать,закрепление знаний признаков зимыразвит...