Методические рекомендации для родителей "Пополнение лексического запаса слов"
картотека по развитию речи

В материале указаны дидактические игры для формирования лексического запаса слов. Рекомендации будут полезны родителям детей от 5 до 10 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

«ПОПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО

ЗАПАСА СЛОВ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Играем дома

Для детей от

5 до 10 лет

Пополнение лексического запаса слов.                                                                                                                                                               

Рекомендации для работы дома родителей с детьми

 

  • Дидактическая игра «Подскажи слово».

Цель: Работа по обогащению речи ребенка прилагательными и обучению согласованию прилагательных с существительными.  

Объяснение: Подбери подходящие по смыслу слова (прилагательные).

Например: Солнце как мяч, круглое.

Слова для примера:

Руки как лед, …...

Нож как бритва, …....

Шоссе, как стрела …...

Снег, словно пух …...

Трава как изумруд …...

Ноги как колеса ….

  • Дидактическая игра «Скажи какой?».

Цель: Продолжение работы по обогащению речи ребенка именами прилагательными.

Объяснение: 

   Подбери к предмету, цвет, который ему соответствует и слово обозначающее материал, из которого этот предмет сделан.

Например: Дом  - красный и кирпичный. Блузка  - белая и  шелковая.

Слова для примера:

Шарф

Стол

Нож

Чашка

Полка

Машина

Мяч

Дорога

Шуба

  • Дидактическая игра «Про что можно сказать?»

Цель: Учить ребенка подбирать существительные к прилагательным.

Объяснение: Подбери слова, про что можно сказать используя это слово?

Например: Длинная  - дорога, лента, коса.

Слова для примера:

Широкая

Маленькое

Большая

Пластмассовое

Короткий

Низкое

Узкая

Металлическое

  • Дидактическая игра «Наоборот».

Цель: Обучить подбору слов с противоположным значением к прилагательным.

Объяснение: Подбери противоположное по смыслу слово.  

Например: Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.

Слова для примера:

      Дерево высокое, а куст...

     Суп горячий, а мороженное....

     Река длинная, а ручей....

     Книга толстая, а тетрадь...

Дорога широкая, а тропинка ….

Орехи крупные, а семечки ….

Папа молодой, а дедушка ….

  • Дидактическая игра «Подскажи слово»

Цель: Образование сравнительной степени прилагательных.

Объяснение: Закончи предложения подбирая нужное по смыслу слово.

Например: Небо синее а море еще синее.

Слова для примера:

                                 Тропинка длинная, а дорога еще...  (длиннее).

                        Вечер темный, а ночь еще ...(темнее).

                        Я сильный, а папа еще … (сильнее).

                        Дуб высокий , а сосна еще … (выше).

                        Березка тонкая, а рябина еще … (тоньше).

                        Африка большая, а Россия еще … (больше).

Река глубокая, а море еще ...(глубже).

  • Дидактическая игра «Как назвать?»

Цель: Обогащение речи детей прилагательными, обозначающие моральные качества людей.

Объяснение: Как назвать человека одним словом?

Например: Человек, который никогда не обманывает называют — честный человек.

Слова для примера:

Человек, который часто лжет — это (лживый) человек.

Человек, который стремиться достижению своей цели — это (целеустремленный) человек.

Человек, который умеет настоять на своем, добиться нужного результата, - это (настойчивый) человек.

Человек, который отличается упорством, - человек (упорный).

Человек, который любит трудиться, - человек (трудолюбивый).

Человек, который не любит трудиться — это (ленивый) человек.

  • Дидактическая игра «Откуда и куда?».

Цель: Учить ребенка образовывать глаголы с разными приставками.

Инвентарь: Нужно предложить ребенку построить гараж из кубиков и поставить в гараж машинку, соорудить мост, дом и т. п.  Взрослый манипулирует машинкой, а ребенок комментирует, договаривая начатое предложение.

Объяснение: Скажи, что машина делает?

Например: Машина из гаража выезжает.

Слова для примера:

1. Машина от гаража ….

2.Машина на мост ….

3. Машина по мосту....

4.Машина с моста....

5.Машина к дому...

6.Машина вокруг дома....

7.Машина через дорогу...

  • Дидактическая игра «Полет бабочки».

Цель: Закрепление умения образовывать глаголы с различными приставками.

        Инвентарь: Вместе с ребенком сделайте из бумаги бабочку или птичку. Используйте для игры вазу с цветами или горшок с комнатным растением.  Взрослый совершает действие с птичкой или бабочкой и начинает предложение, а ребенок заканчивает предложение, образуя приставочный глагол.

Например:  Бабочка с цветка слетает.

Слова для примера:

                                Бабочка от цветка....

                                Бабочка вокруг цветка....

                                Бабочка через вазу с цветами....

                                Бабочка от вазы....

                                Бабочка к вазе...

                                Бабочка на цветок....

  • Дидактическая игра «Похожие, но разные».

Цель: упражнять ребенка в подборе слов — синонимов.

Объяснение: Предложите  подумать, как можно сказать по другому:

Например:  Бросать — кидать -  швырять — метать

Слова для примера:

                         Идти — плестись — тащиться — ползти

Бежать — нестись — лететь — мчаться

Тянуть — тащить — волочить

Плакать — реветь — выть — рыдать

Имя — прозвище — кличка

Буря — ураган — буран — шторм

  • Дидактическая игра «Какой, какая, какое, какие?».

Цель: продолжать обучать образованию причастий по образцу.

Инвентарь: Можно провести эту игру с мячом.

Объяснение: Ответь на вопрос.  

Например: Человек, который поет, называется - поющий человек.

Слова для примера:

Луг, который покрыт цветами, - цветущий луг.

Девочка, которая смеется, - смеющаяся девочка.

Мальчик, который улыбается, - улыбающийся мальчик.

Девочка, которая плачет, - плачущая девочка.

Мальчик, который бежит, - бегущий мальчик.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию лексического, грамматического строя речи, детей раннего возраста.

В начале второго года жизни словарь ребенка еще невелик – его объем составляет от 10 до 50 слов, но он уже пытается активно использовать эти слова в речевом общении. Первые 50 детских слов обычно обоз...

методические рекомендации родителям по лексической теме "Космос"

лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Космос"...

Методические рекомендации по закреплению лексических категорий (логопедических тем)

Методические рекомендации содержат  серии  заданий и  упражнений по отработке и закреплению лексических тем для дошкольников....

Методические рекомендации педагогам по лексической теме: "Животные жарких стран"

Рекомендации могут учитывать в своей совместной деятельности с детьми не только педагоги , но и родители старших дошкольников....

Методические рекомендации дефектолога по лексическим темам

Это методическая разработка включает в себя разнообразные задания, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, логики, элементарных математических представлений, на ориентировку в пространств...