Конспект занятия по краеведению "История возникновения Нижнего Новгорода"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хрулева Мария Викторовна

Дошкольный возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью, поэтому важно ещё в дошкольный период создать фундамент нравственной личности.Формировать у детей интерес к прошлому и настоящему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_vozniknoveniya_n.novgoroda.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по краеведению

«История возникновения Нижнего Новгорода»

Цель: Познакомить с историей возникновения Нижнего Новгорода.

Задачи:

1.Формировать интерес к прошлому и настоящему.

2.Развивать творческие способности, познавательную активность детей.

3.Поддерживать интерес к родному городу.

4. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.

5. Углубить понимание взаимосвязи людей разных профессий в строительстве, подчеркнуть социальную направленность их труда.

Материал: Дидактическая пособие « Книга-летопись города»,картинки :(изображение князя Юрия Всеволодовича, две ладьи, карта с изображением Городца около реки,  воины защитники 2 человека, мальчик Данай, двое детей, кувшин, блюдо с мясом), из ткани изображение реки, гор, деревьев, деревянный конструктор, картинки: деревянные дома и постройки, кремль деревянный и каменный, картинки с профессиями людей которые строили деревянный город .

Словарная работа: хоромы, Великий князь, войско, странники, поволжские кручи, старейшина, пришельцы.

Ход занятия:

1 часть. Вводная.

Стук в дверь. Почтальон приносит дидактическое пособие « Летопись города».

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите ,кто пришёл к нам сегодня в гости?

Дети: - почтальон.

Почтальон:

- Здравствуйте ребята! Я вам принёс в подарок книгу, но она не обыкновенная. В ней хранится вся тайна и история нашего города.

Хотелось бы вам узнать, что там внутри? Дети: да!

Почтальон отдаёт книгу воспитателю. Уходит.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Открывает первую страницу, на ней изображён князь Юрий Всеволодович.

- Ребята кто это? Дети отвечают.

Воспитатель:

Расскажу вам я ребята о великом князе и покажу легенду об основании Нижнего Новгорода.

2 часть. Информационная.

(Рассказ-легенда с использованием наглядных картинок на фланелеграфе. )

-Когда то давным- давно в те времена на Руси главными были князья. Князь- значит главный. Его все слушаются. Он командует войском, если идут воевать. И вот однажды великий князь Юрий Всеволодович сидел в княжеских хоромах и думал.

-Ребята! Интересно вам было бы узнать, о чём думал Великий князь Юрий Всеволодович? (ответы детей)

-Ему очень нравился город Городец,  в котором он княжил. Но одна мысль не давала покоя Великому князю Юрию Всеволодовичу. Дело в том, что Городец был расположен на берегу Волги. К нему очень легко могли подойти враги на своих судах. Он решил, что обязательно нужно основать еще один населённый пункт ниже по течению реки, который служил бы защитой для Городца.

Придумано-сделано. Через несколько дней Юрий Всеволодович вместе со своими верными воинами снарядили быстрые ладьи. Сели в них и поплыли вниз по течению могучей Волги. После нескольких часов пути они увидели дивную картину. В Волгу впадала ещё одна река, только немного поменьше, это была младшая сестра Волги…..Ока. Об Оке князю рассказывали странники, проходившие через Городец и нашедшие в нём приют и отдых.

На правом берегу, у слияния двух рек, на высоких горах шумел могучий лес. Казалось, эти края были необитаемы, и великий князь отдал приказ причаливать к берегу. Но…., но что это за люди, которые так спешно стали карабкаться на поволжские кручи?

И когда носы ладей зашуршали о береговой песок. На берегу не осталось ни одного человека.

-Как вы думаете, куда все могли деться? ( Размышление детей, высказывания)

Великий князь со своими воинами высадились на берег и стали советоваться. А в это же время в глубине леса тоже происходил совет. Местные жители- мордва тоже горели желанием узнать, что же это за вооружённые бородатые незнакомцы?

-Ребята, как вы думаете, что могли подумать местные жители о незнакомцах, приплывших по реке? ( Размышление детей, высказывания).

После долгих споров они пришли к выводу, что необходимо послать к этим незнакомцам кого- нибудь с дарами. Только кого? …Старики сразу же сказали, что они не дойдут. Женщины боялись оставлять свои очаги. И уже было,  совсем решились идти мужчины, как из толпы детей выступил мальчик Данай и сказал, что пойдут они. Дети надеялись, что пришельцы ничего им не сделают. Матери заплакали, но старейшина племени твёрдым голосом  сказал, что пойдут дети.

Всё племя стало снаряжать детей в опасный путь. В дар пришельцам было решено отправить копчёное мясо и мёд лесных пчёл. Мясо положили на красивые глиняные блюда, а мёд налили в кувшин. Дети так волновались перед этим походом, что сами забыли поесть, а путь предстоял неблизкий. В пути дети ощутили жуткий голод, стали понемногу отщипывать кусочки мяса и маленькими глоточками отпивать мёд. И хоть кусочки и глоточки были маленькие, но скоро от мяса и мёда ничего не осталось. Только тут дети опомнились, и им стало страшно.

- Вопросы к детям: Чего испугались дети-посланцы? ( обсуждение детей)

Страшно возвращаться домой, где их так ждали с новостями и страшно идти дальше без даров. Но находчивый Данай велел положить на блюдо земли, а в кувшин налить родниковой воды, а там будь, как будет.

-Вопросы к детям: Как вы думаете, правильным было решение Даная? Как встретил детей с такими дарами Великий Князь Юрий Всеволодович? ( Обсуждение детей, выводы).

Но напрасно они боялись. Пришельцы их встретили очень хорошо, а Великий князь Юрий Всеволодович, увидев дары, воскликнул : « Этот народ делится со мной своими землями и своими водами! Быть тут городу!»

Вскоре в лесу на волжской круче, недалеко от мордовского поселения, застучали топоры, и родился ещё один город, который назвали…..( пауза, высказывания детей) Нижний Новгород.

Физкультминутка. « Строим дом.»

Все ребята покружились и в строителей мы превратились.  (Дети имитируют действия с инструментами.) Пальчиковая гимнастика.

Молоточком я стучу, дом построить я хочу

Строю я высокий дом, буду жить я  доме том.

А ещё необходимы инструменты разные,

Все возьмем мы по пиле , пилем - пилем не распилем,

Значит, нужен нам топор, разрубили, сколотили

И построили мы дом. Дружно будем жить мы в нём.

3 часть. Проблемная.

Вопросы:

Как вы думаете, раньше строили ,из какого материала дома, постройки?

Открываем следующую страницу книги и находим ответ.

Показ картинок детям с изображением деревянных домов, сооружений.

- Кто знает,  дерево это прочный материал? ( ответы детей)

-Дерево может гореть, поэтому первый кремль сгорел при пожаре, он был построен из дерева (деревянный). Показ картинки.

Следующий кремль, на месте сгоревшего, строили уже из камня. Он был немного прочнее деревянного. Его построили много-много лет назад, иногда конечно стены рушились, но их опять восстанавливали. И до наших дней сохранился этот кремль. Показ картинки.

- Кто строил наш город? ( строители) Показ картинки.

4 часть. Символизация.

Предложить всем вместе построить наш Нижний Новгород в древности. (из деревянного конструктора)

Конструирование деревянных построек детей группами.

5 часть. Рефлексия.

А  сейчас мы проверим, как вы запомнили легенду об основании Нижнего Новгорода. Я буду показывать вам картинку из легенды, а вы мне будете говорить кто это или что.

Что нового вы сегодня узнали?

Что интересного было?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием ИКТ «Нижний Новгород. Знакомство с родным городом» Компьютерная презентация «Нижний Новгород»

Конспект занятия с использованием ИКТ «Нижний Новгород. Знакомство с родным городом»Компьютерная презентация «Нижний Новгород»Задачи:1. Формировать интерес к малой родине и первичные пр...

Конспект занятия в подготовительной группе "Нижний Новгород"

Знакомство детей с понятием "герб", символикой герба, формировать навыки рисования оленя....

Конспект занятия по краеведению "История возникновения Нижнего Новгорода"

Дошкольный возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью, поэтому важно ещё в дошкольный период создать фундамент нравственной личности.Формировать у д...

Конспекты занятий на тему: город Нижний Новгород и его промыслы.

Тема:  Художественно - эстетическое развитие детей в ДОО.«Город  Нижний Новгород и его промыслы» Занятие по художественно-эстетическому развитию: рисование графическое, на т...

Конспект занятия Тема: «Достопримечательности города Нижний Новгород»

Цель: ознакомление детей с достопримечательностями Нижнего НовгородаЗадачи: Образовательные:- приобщать детей к истории родного края.Развивающие:- развивать интерес и познавательную мотивацию к Н...